"SPIEGEL": Духовный лидер исмаилитов Карим Ага Хан IV: "Ислам - религия разума". Большой принц маленькой империи Духовный лидер исмаилитов

«Вы наш частый гость, добрый друг. Мы ценим предлагаемые вами оценки не только по афганской проблематике, но и по многим другим проблемам современности, — начал переговоры с Ага Ханом глава российского МИДа. — Ваш прозорливый, мудрый взгляд опытного человека нам очень важен».

По словам Лаврова, 80-летний принц Карим Ага Хан IV «движим не только желанием обеспечить интересы исмаилитов, где бы они ни жили, но и желанием помочь решению проблем, которые, к сожалению, достаточно опасно накапливаются в международной ситуации за последние десять лет». Визави российского дипломата, в свою очередь, подчеркнул, что очень ценит сотрудничество с Россией, поскольку оно важно не только для исмаилитов, интересы которых Ага Хан представляет, но и «для всей Центральной Азии».

Хан против террора

Ага Хан — титул, который с XIX века закрепился за духовными лидерами исмаилитов-низаритов. Это одно из течений шиитского ислама, зародившееся в XI веке.

Для шиизма характерно считать лидера своей духовной общины — имама — особым посредником между Аллахом и правоверными, чье благословление передается по наследству. В этом контексте фигура Ага Хана имеет большое религиозное значение для исмаилитов.

Численность исмаилитов-низаритов, живущих во многих странах исламского Востока, сегодня оценивается в 20 млн человек. Заметную роль они играют в Горном Бадахшане, который делят Таджикистан и Афганистан.

«Исмаилизм распространен среди таджиков Горного Бадахшана по обе стороны границы, — рассказал «Газете.Ru» Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии. — В этом контексте Ага Хан нужен нам больше, чем мы ему».

В 2012 году Ага Хан уже сыграл положительную роль с точки зрения российских интересов во время внутреннего конфликта в таджикском Горном Бадахшане. Тогда между центральными властями Душанбе и местными бадахшанскими кланами, в том числе исмаилитами, вспыхнул конфликт. В итоге был убит глава местного управления национальной безопасности, а ВС Таджикистана более суток вели в Горном Бадахшане боевые действия по подавлению сепаратистских настроений.

В это время Ага Хан IV выступил одним из главных переговорщиков, предлагавших мирное решение проблемы. Исмаилиты, видимо, прислушались к авторитетному мнению духовного лидера, и гражданской войны в Таджикистане удалось избежать.

Сейчас, в весенний сезон обострения террористической активности на границе с Афганистаном, России вновь потребовалась помощь Ага Хана в Горном Бадахшане. По словам Дубнова, афганская часть этого региона вызывает особое беспокойство служб безопасности, так как здесь особенно заметно, как террористическое «Исламское государство» (ИГ) вытесняет радикальное движение «Талибан» (обе группировки запрещены в России).

Этот афганский тренд опасен тем, что лидеры ИГ, в отличие от талибов, стремятся к активной территориальной экспансии и уже ищут пути продвижения в Таджикистан и другие страны Центральной Азии.

«То, что Ага Хана пригласили в Москву, — событие знаковое, — добавил Дубнов. — Россия, очевидно, признает его роль как верховного авторитета, который может повлиять на ход событий в регионе».

Контакты между Ага Ханом и российским руководством развиваются не первое десятилетие. Президент России Владимир Путин встречался с Ага Ханом как минимум один раз — в 2002 году. Тогда «в ходе продолжительной и откровенной беседы обсуждались перспективы мирного строительства в Афганистане, дальнейшие шаги по консолидации усилий международного сообщества в социально-экономическом возрождении этой страны», — сообщила пресс-служба Кремля.

Деньги на Пальмиру

Афганистан и Центральная Азия — далеко не единственные точки соприкосновения между Россией и лидером исмаилитов-низаритов. Фонд Ага Хана активно вкладывается в будущее Сирии, причем в плотном сотрудничестве с российскими властями.

В марте директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал в интервью «Российской газеты» о создании фонда, посвященного восстановлению Пальмиры, — города, который несколько раз захватывали боевики «Исламского государства», а после несколько раз отступали под натиском сил официального Дамаска.

По словам Пиотровского, о создании фонда Эрмитаж договорился с правительством Канады, с Лувром, — а также с Фондом Ага Хана.

Тот же фонд упоминался в контексте женевского дипломатического процесса о прекращении военного конфликта и создании правительства национального единства в Сирии.

«За последние 20 лет Ага Хан потратил миллиарды долларов в Центральной Азии. В голову тут же приходят параллели, например, с Фетхуллахом Гюленом (турецкий богослов, которого Анкара обвиняет в организации путча в июле прошлого года) или с Джорджем Соросом», — считает Даниил Кислов, главный редактор портала «Фергана.Ru», отслеживающего политические процессы в Центральной Азии.

Впрочем, по мнению собеседника «Газеты.Ru», есть существенная разница: пока Ага Хан не был замечен в попытках активно влиять на политические процессы.

Главное направление швейцарского Фонда Ага Хана — образовательные и культурные проекты. Школы Ага Хана финансируются в Таджикистане и Киргизии, добавил Кислов.

Тем не менее контакты с Ага Ханом в текущем году вызвали один громкий политический скандал — в Канаде — из-за подозрительно близких связей между премьером страны Трюдо и исмаилитским лидером.

В январе комиссар по вопросам конфликта интересов и этики Канады Мэри Доусон начала расследование. Оно связано с тем, что Трюдо пользовался частным вертолетом Ага Хана, когда отдыхал с семьей на Багамах в новогодние праздники. Канадский премьер до сих пор пытается доказать, что вертолет Ага Хана был единственным транспортом, которым можно было воспользоваться на тот момент. Между тем законодательство Канады запрещает премьеру пользоваться частным транспортом.

Ага-хан IV. Европейский костюм, азиатский титул.
Фото Reuters

Этим летом Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана стала театром боевых действий, сопровождавшихся жертвами. Спецоперация была проведена правительственными войсками после покушения на генерала Абдулло Назарова. Примечательно, что в разрешение конфликтной ситуации вмешался человек, проживающий за тысячи километров от Горного Бадахшана, а в последний раз Таджикистан он посетил в ноябре 2008 года. Мы имеем в виду 75-летнего принца Ага-хана IV, главу (имама) всех исмаилитов мира, живущего между Парижем, Лондоном и другими фешенебельными местами Европы. Вмешательство Ага-хана в среднеазиатские дела объясняется тем, что жители Горного Бадахшана исповедуют исмаилизм, одно из ответвлений ислама шиитского толка.

Ага-хан не имя собственное, а титул, состоящий из двух турецко-персидских слов – ага (господин) и хан (повелитель). Он является не только духовным лидером разбросанной по миру общины, но и весьма состоятельным человеком. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон обратился именно к нему с просьбой оказать срочное содействие в мирном урегулировании конфликта. Телефонный разговор между принцем и президентом состоялся 24 июля.

Дело в том, что памирцы не считают себя таджиками, которые в отличие от них придерживаются ислама суннитского толка и ханафитского мазхаба. Кроме того, жители Памира говорят на собственных языках – рушанском, ягнобском, язгулемском и других.

Имам на вес золота

Если бы кто-то приехал в город Бомбей (сегодня Мумбаи, Индия) 10 марта 1946 года и ему захотелось бы посетить крикетный стадион «Браберн», то он смог бы присутствовать на любопытном зрелище. Огромный стадион был переполнен до отказа, вероятно, на зрительских местах сидело не менее 100 тысяч человек. Но в тот день зрители собрались не на спортивный матч. В центре стадиона возвышалось необычное для этого места сооружение. Это были большие весы, на одной чаше которых сидел крупный мужчина в чалме, а на вторую чашу люди под руководством распорядителя вместо гирь сыпали золото, платину и драгоценные камни до тех пор, пока стрелки весов не уравнялись. Для справки: вес человека в чалме достигал 95 кг.

Скоро наш путешественник узнал бы, что взвешиваемый человек – это имам исмаилитов Ага-хан III, Султан Мухаммад-шах (1877–1957), персона, игравшая важную роль в политической жизни Британской Индии. Церемония взвешивания Ага-хана проходила примерно каждые четыре-пять лет. В 1946 году за кратковременное сидение на чаше весов Ага-хан получил подарок в золоте и драгоценностях, равный 2,5 млн. долл.

Однако официально значение церемонии весов объяснялось по-другому: Ага-хан, мол, на самом деле исполнял древний индийский религиозный ритуал, отмечая основные годовщины своего имамата. Собранные во время этих церемоний деньги он вкладывал в кооперативные предприятия, кредитные фонды и другие организации, помощью которых могли воспользоваться все исмаилиты. Это, может быть, и верно, однако газеты того времени, не только индийские, смаковали детали церемонии. Ага-хан приехал на стадион, одетый в длинную белую робу, расшитую серебряными узорами. Его сопровождали двое сыновей, Али-хан и Садруддин, а также его жена, которая носила белое сари, украшенное 1200 алмазами, стоимостью 45 тыс. фунтов стерлингов.

Следующее взвешивание состоялось в 1950 году, однако Ага-хан III понял, что этот архаичный обряд, напоминающий обычаи древних восточных сатрапов, больше не соответствует духу времени и выглядит оскорбительным для многомиллионных масс обездоленных в странах третьего мира. Поэтому, несмотря на попытки социального оправдания таких пышных ритуалов, сам виновник торжества объявил, что взвешивание 1950 года будет последним. Как раз в 1950 году личное имущество третьего Ага-хана оценивалось в 600 млн. фунтов стерлингов, что в то время соответствовало 2 млрд. долл.

Следующая церемония в Карачи (Пакистан) в 1954 году действительно была чисто символической, несмотря на то что имела дополнительное значение, поскольку почти совпадала (минус один год) с 70-летием имамата Ага-хана III.

Оцениваемый на вес золота и бриллиантов человек был дедушкой и предшественником ныне здравствующего Ага-хана IV, принца Карим-шаха, который родился 13 декабря 1936 года в Женеве и вступил в должность 11 июля 1957 года в возрасте 21 года. Церемония его интронизации состоялась не в Карачи, а в другом центре исмаилитского универсума – Дар-эс-Саламе, столице Танганьики (сегодня – Танзании) в Восточной Африке.

Хотя на этот раз не было взвешивания с помощью золотых слитков, церемония интронизации Карим-шаха была не менее торжественной и роскошной. На шею 21-летнего молодого человека была надета цепь, изготовленная из чистого золота, которая весила почти 3 кг и состояла из 49 пластинок, означавших, что новый имам – 49-й по счету с тех пор, как примерно 1400 лет тому назад в недрах шиитского ислама возникло вероисповедание исмаилитов.

Сыновья Ага-хана III, Али и Садруддин, отличались беззаботным и распущенным образом жизни, что побудило старого духовного лидера исключить сына Али из наследственной линии и назначить своим преемником внука Карима, с именем которого не было связано такое количество скандалов. Но, несмотря на эти скандалы и благодаря неимоверному богатству, семья нашла возможность заниматься благотворительностью и играть важную роль в политике и дипломатии сначала Британской Индии, а потом Пакистана.

Семь или двенадцать?

Посмотрим, как возник и развивался исмаилизм, насчитывающий около 20 млн. приверженцев в Пакистане, Индии, Восточной и Южной Африке, Центральной Азии, а также имеющий многочисленную диаспору в Европе и США. Исмаилизм – это ответвление от ислама шиитского толка. В этой разновидности ислама преобладает течение, названное «иснаъшарийя», то есть «приверженцы 12 Имамов», которые живут преимущественно в Иране и Азербайджане. Исмаилиты же принадлежат к течению «сабъийя», то есть к «приверженцам семи Имамов».

Мусульманская умма разделилась на суннитов и шиитов после того, как Пророк Мухаммед в 632 году н. э. умер, не оставив никаких указаний относительно своего преемника. Начался спор. Одна группа мусульман считала, что власть в общине должна принадлежать исключительно потомкам Пророка (ахл уль-байт, «людям из Дома»), то есть детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата. Право на имамат якобы было закреплено за родом Али божественным установлением (шиъат-у Али, «партия Али»), откуда произошло слово «шииты».

Шииты «12 Имамов» верят, что с известного момента Имам, наследник Али, чудесным образом ушел в «сокрытие», откуда правит миром через своих посланников. После «сокрытия» больше не было никакого «земного» Имама. По их мнению, «скрытым» Имамом стал 12-й, Мухаммад аль-Махди (868–?), который в положенное Аллахом время вернется на Землю именно как Махди (Мессия), чтобы восстановить мир и справедливость.

А вот как развивалось дело для исмаилитов. В 760 году Джафар ас-Садик, шестой шиитский Имам и правитель государства Фатимидов в Египте, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата, после чего вскоре, в 762 году, Исмаил погиб. Его приверженцы утверждали, что Исмаил не убит, а скрывается от врагов, и после определенного периода объявили его (седьмого в ряду преемства) «скрытым» Имамом, который в нужный момент объявится как Махди. По этой причине группа стала носить название исмаилитов. Некоторые приверженцы Исмаила, наоборот, считали, что он на самом деле умер, поэтому седьмым Имамом следует объявить его сына Мухаммеда, который скончался в 765 году. Со своей стороны, сторонники «12 Имамов» признали в качестве наследника Джафара ас-Садика его младшего сына, Мусу аль-Казима, и вели счет Имамов дальше. Обе группы верили, что Махди, согласно хадису (преданию), «наполнит землю правдой и справедливостью, подобно тому как она теперь наполнена несправедливостью и насилием».

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидов и карматов. После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты еще раз раскололись на низаритов (восточных исмаилитов, которые теперь живут на Памире), поддерживавших приход к власти старшего сына аль-Мустансира – Низара, и на мусталитов, признающих Имамом фатимидского халифа аль-Мустали. К секте низаритов, кстати, принадлежали известные всему Ближнему Востоку ассасины, которые оставили след в таких словах, как итальянское assassino и французское assassin, то есть «убийца».

Надо сказать, что после «сокрытия» 7-го или 12-го Имамов, преемство (силсила) глав исмаилизма и шиизма в целом продолжалось на династической или иной основе. Однако новые имамы не имеют сакральной харизмы их предшественников и считаются скорее сафирами, или вакилами (посланниками) «скрытого» Имама. Таковым, например, многие в Иране считали аятоллу Рухоллу Хомейни, который тоже именовался Имамом.

Хан из Швейцарии

Титул «Ага-хан», который сегодня носят главы исмаилитов-низаритов, был установлен сравнительно недавно. В первой половине XIX века, когда низаритские имамы еще жили в Иране, почетный титул Ага-хана был присужден Ага Хасану Али-Шаху, 46-му сафиру исмаилитов, персидским монархом Фатх Али-Шахом Каджаром. Позднее, в 1887 году, генерал-губернатор Британской Индии граф Дафферин признал за Ага-ханом звание принца в знак благодарности за услуги, оказанные британцам во время афганской войны 1841–1842 годов и других военных операций. Таким образом, Хасан Али-хан стал первым Ага-ханом. После него этот титул получили Али-шах Ага-хан II, Султан Мухаммад-шах Ага-хан III, и его внук, ныне правящий принц Карим-шах аль-Хуссейни, Ага-хан IV, который одновременно является по силсиле 49-м имамом исмаилитов-низаритов.

Нынешний обладатель титула Ага-хана, Карим-шах, несомненно, сложная, противоречивая и многогранная личность. В молодости он вел расточительный и свободный образ жизни. Но при этом он образованный человек. Учился в школе Institut Le Rosey (Швейцария) и в 1959 году окончил с отличием Гарвардский университет (США) по специальности «история ислама». Однако в то же время он «подвизался» на крупных западных курортах, в увеселительных заведениях, на скачках и среди молодых восходящих кинозвезд. Но не терял из виду свои финансовые интересы. Одно из самых блестящих предприятий Ага-хана – курортный комплекс Коста Смеральда, размещенный на итальянском острове Сардиния. Здесь клан Ага-ханов скупил большие земельные участки на берегу моря и превратил их в дорогой и закрытый для широкого круга людей курорт.

Однако все это само по себе еще не объясняет, за счет чего уже много лет назад все предприятия Ага-хана приносили 1,5 млн. долл. дохода в год. Как считают многие аналитики, основная часть богатства Ага-ханов находится в тайных сейфах швейцарских или офшорных банков в виде ценных бумаг, которые могут быть предметом финансовых операций. Они-то и образуют истинную кладовую богатств, скрытых от всеобщего обозрения, поскольку широким массам неизвестно, какие акции каких предприятий хранятся в этих сейфах.

Позднее, став Ага-ханом, Карим-шах действительно вложил часть своих несметных богатств в социально-релевантные проекты, осуществляемые во многих странах, в том числе в государствах постсоветской Центральной Азии. Много внимания Ага-хан уделял социальным проблемам Пакистана. В Карачи ему принадлежит самая крупная и современная больница города. Под его руководством действует организация Aga Khan Development Network, в рамках которой функционирует ряд социально-экономических, образовательных и культурных учреждений. Ага-хан IV бывал и в России, где 30 апреля 2002 года встретился с президентом Владимиром Путиным. Кроме того, глава исмаилитов трижды (в 1995, 1998 и 2008 годах) посещал Горный Бадахшан в Таджикистане и направлял туда гуманитарную помощь. По словам Ага-хана, реальным вкладом в развитие образования в Таджикистане стало создание Университета Средней Азии в Хороге (административном центре Горного Бадахшана) и его филиалов в Киргизии и Казахстане. Вуз был учрежден в 2000 году правительствами трех республик и Фондом Ага-хана.

Исмаилиты проживают также в Синцзян-Уйгурском автономном районе. Однако попытки Ага-хана закрепиться на китайском Памире потерпели неудачу. Китайские власти вежливо, но твердо заявили ему, что не нуждаются в гуманитарной помощи.

В империи Ага-хана

Во время пребывания в Пакистане, где я работал журналистом, мне захотелось бросить взгляд и на «империю» Ага-хана, центр деятельности которого находится именно в этой стране. Я сконцентрировался на упомянутом Фонде Ага-хана (АКФ), который объединяет под своей опекой другие учреждения.

Штаб-квартира АКФ находится в Исламабаде, этом городе-недостройке, где единственный законченный квартал – правительственный. И там как раз расположено представительство АКФ. Оно размещается в центре одного из немногих бульваров Исламабада, Хаябан-е Сухраварди, названном в честь известного исламского философа XII века, прямо напротив многоцелевого зала Convention Center. Я явился туда, согласовав по телефону с секретарем встречу с директором отдела информации Матинуддином Шахси. Он сидел в современном светлом и просторном офисе, с кондиционером, за большим полукруглым письменным столом. Все это сильно отличалось от убогой обстановки обычных рабочих кабинетов в Пакистане. Сначала он детально расспрашивал обо мне, откуда я, какое у меня образование, какой я веры, на каких языках говорю. Я ответил ему обстоятельно, и он стал мне доказывать, что, несмотря на исмаилитскую подоплеку, АКФ – международная нерелигиозная общественная организация. Для большей убедительности своих слов Шахси назвал целый ряд сотрудников фонда, которые принадлежат к разным национальностям, исповедуют разные религии и говорят на разных языках.

Фонд существует и по сей день. В информационных бюллетенях говорится, что он был основан в Швейцарии в 1967 году. Деятельность организации заключается в поиске «устойчивых решений таких давних мировых проблем, как нищета, голод, неграмотность и болезни». На протяжении многих лет АКФ развивает идею «самодостаточности как одного из способов ослабления зависимости от внешних источников помощи». АКФ помогает тем, кому адресована его помощь, «развивать потенциал, повышать доверие к себе и приобретать опыт активного участия в разработке, осуществлении и обеспечении непрерывной деятельности программ».

АКФ располагает филиалами в 18 странах мира, преимущественно в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, Восточной и Западной областях Африки, а также в Юго-Восточной Азии. А есть ли представительство АКФ в России? Оказывается, есть. Российский офис АКФ начал свою работу в 2007 году. А чем этот офис занимается? «В настоящее время фонд осуществляет проекты социальной помощи трудовым мигрантам, выходцам из стран СНГ Центрально-Азиатского региона в Москве и некоторых других регионов России», – говорится в бюллетенях фонда.

Наверное, в свете последних событий Ага-хан и сотрудники его фонда вновь обратят все свое внимание на Горный Бадахшан, чтобы вмешаться в трудную социальную и политическую обстановку в этом отдаленном регионе Таджикистана.

В Казахстане близ города Текели в 2010 году началось строительство международного Центрально-Азиатского университета, на что фонд Aga Khan Development Network выделил 250 миллионов долларов.

Сам договор о создании Центрально-Азиатского университета с основным учебным центром в городе Хорог и с филиалами в Казахстане и Кыргызстане был подписан президентами этих стран с Ага-Ханом еще в 2000 году.

В то же время в Казахстане немногим знакомы как традиционные мировоззренческие принципы исмаилитов, так и жизнь самого Ага-Хана.

15 МИЛЛИОНОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Полный титул Ага-Хана - принц Карим Ага-Хан IV. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25 странах.

Большинство исмаилитов проживает в странах Африки и Азии, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании.

75-летнего Ага-Хана считают прямым потомком пророка Мухаммеда. Он является 49-м имамом исмаилитов.

«ЕГО ВЫСОЧЕСТВО»

Имамы исмаилитов считают себя и членов своих семей принцами и принцессами. Этот титул семья унаследовала от своего предшественника королевских кровей - персидского короля 18-го века Фетха Али-Шаха.

Этот титул также был официально признан властями Великобритании. Ага-Хан является гражданином этой страны по своему паспорту. Королева Елизавета присвоила Ага-Хану обращение «Его Высочество» в 1957 году, когда он в возрасте 20 лет сменил своего дедушку.

Обращение «Его Высочество», тем не менее, не может быть передано по наследству.

ОДНА ИЗ САМЫХ БОГАТЫХ КОРОЛЕВСКИХ ОСОБ

Американский журнал Forbes включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Другие источники называют еще большую цифру - около трех миллиардов долларов.

Большая часть его состояния состоит от добровольных пожертвований мусульман-исмаилитов. Сообщается, что мусульмане-исмаилиты перечисляют в качестве десятины своему духовному лидеру как минимум 10 процентов от своего годового заработка.

Однако неясно, пользуется ли имам лично этими пожертвованиями. Как говорят его последователи, большая часть этих денег идет на его многочисленные благотворительные проекты по развитию, образованию в развивающихся странах, особенно в тех, где проживает большая община исмаилитов.

Сам Ага-Хан, по сообщениям, участвует в различных коммерческих проектах и владеет группой эксклюзивных гостиниц.

Одним из основных источников дохода Ага-Хана называют разведение породистых лошадей и конные скачки. Он владеет фермами по выращиванию лошадей во Франции и Ирландии.

ДОРОГИЕ РАЗВОДЫ

Получивший гарвардское образование, Ага-Хан совмещает статус духовного лидера со стилем жизни плейбоя.

В то время как его последователи-мусульмане хвалят его преданность религии, благотворительности и борьбе за мир во всем мире, папарацци не упускают из вида личную жизнь имама: его браки, разводы и связи на стороне.

В 1995 году имам развелся с первой женой - матерью его трех детей Сарой Кроукер Пул, принявшей после свадьбы имя Бегум Салима, - после 25 лет семейной жизни.

В результате развода бывшая английская модель получила компенсацию в размере более 30 миллионов долларов и драгоценностей на сумму около 27 миллионов долларов.

В 1998 году Ага-Хан женился во второй раз на Габриэль цу Лейнинген, которая приняла имя Бегум Инаара и родила ему сына. Однако спустя шесть лет его вторая жена подала на развод, обвинив имама во внебрачных связях.

Сейчас они официально разделены, и Бегум Инаара требует компенсацию в размере 80 миллионов долларов.

ПРИНЦ БЕЗ КОРОЛЕВСТВА

Несмотря на то что Ага-Хан владеет множеством объектов недвижимости, домами, фермами и даже маленьким островом, он является принцем без королевства.

Последнее исмаилитское государственное образование в горной крепости Аламут - на территории нынешнего Ирана - пало еще в декабре 1256 года после осады его монгольским правителем Хулагу.

Единственным регионом в мире, где сейчас в основном проживают мусульмане-исмаилиты и который официально имеет статус автономии, является Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) Таджикистана.

В 1990-х годах высказывались опасения, что ГБАО может потребовать независимость от Таджикистана, пользуясь политической нестабильностью страны во время изнурительной гражданской войны того десятилетия.

Лидеры общины на местах категорически отрицают подобные предположения. В то же время, по словам Раджаби Мирзо, многие в политических кругах Таджикистана продолжают относиться к Ага-Хану с долей подозрения.

Недавние кровавые столкновения в Горном Бадахшане показывают уже в который раз, что местные жители имеют больше веры и уважения к имаму Ага-Хану, чем к президенту Эмомали Рахмону, - говорит Раджаби Мирзо.

В Горно-Бадахшанской автономной области вот уже несколько недель продолжаются волнения. В Хороге 24 июля была проведена масштабная военная операция правительственных сил, чтобы задержать подозреваемых в убийстве генерала спецслужб Абдулло Назарова. На главной площади Хорога жители проводят массовые акции протеста, требуя немедленного вывода правительственных войск.

Вчера, 13 декабря, исмаилитская община в Таджикистане отпраздновала 80-летие своего духовного лидера – принца Шох Карима ал Хусайни, Ага-Хана IV.

Ага-Хан IV — духовный лидер исмаилитов Таджикистана; фото:Фейсбук

В Исмаилитском центре в Душанбе на этой неделе проходят праздничные представления, организованные общинами районов Душанбе и пригородов. Мероприятия будут длиться до 25 декабря.

День рождения Имама отмечают и в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область), где живут исмаилиты, – там празднования начались 7 и продлятся до 20 декабря. Проходят выставки народных ремесленников, художников, спортивные состязания, научно-культурные конференции, игры для детей и подростков.

В рамках религиозных мероприятий проводятся встречи с богословами и вечера «Маддосарои» (оды о Всевышнем).

Члены общины, проживающие в Москве, тоже празднуют. 11 декабря в концертном зале «Россия» прошел концерт с участием таджикских исполнителей.

Празднуют и в других городах России – в исмаилитских общинах Санкт-Петербурга, Тольятти, Иванова, Самары, Екатеринбурга и Твери.

Почему памирцы почитают Ага-Хана IV

Ага-Хан IV считается прямым потомком пророка Мухаммеда и 49-м Имамом (духовным лидером) одной из ветвей шиитского мазхаба (религиозное течение) – исмаилизма. Он возглавил общину в 1957 году в 21-летнем возрасте. Титул перешел ему от деда Султон Мухаммад Шаха Ага-Хана III.

Исмаилитская община сегодня насчитывает более 20 млн человек по всему миру. Более 200 тысяч из них живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана – их там чаще называют памирцами.


Праздник в каждом доме

Для исмаилитской общины день рождения Имама – не просто официальное торжество, это праздник, который отмечается в каждом доме.

С самого утра женщины на улицах начинают отбивать ритмы на дойрах (разновидность барабана).

Дойра на Памире считается символом радости, барабанный бой оповещает о всеобщем торжестве. В этот день принято поздравлять и благословлять друг друга, накрывать богатый стол, делать добрые дела.

Транспорт на Памире в день рождения Имама – бесплатный. Частники, которые занимаются извозом, в этот день ставят на своих машинах таблички «Бесплатно».


В день рождения Имама на Памире общественный транспорт — бесплатный, о чем гласит табличка; фото: Фейсбук

Спаситель памирцев

Жители Памира очень трепетно относятся к своему духовному лидеру.

В течение года исмаилиты отмечают три праздника, связанные с их духовным лидером. Это праздник «Дидор» («Встреча») – 24 и 25 мая.

В эти дни в 1995 году состоялась первая встреча Ага-Хана с таджикскими мюридами в Душанбе и ГБАО; 11 июля – день восхождения нынешнего духовного лидера на трон Имама и день его рождения – 13 декабря.

Исмаилизм на Памир пришел в XI веке, но до 90-х годов прошлого века памирцы не видели ни одного из духовных лидеров своего мазхаба. Многие столетия имамы-исмаилиты скрывались в Иране и Индии.

В советский период власти препятствовали связи памирцев с духовными лидерами под страхом ареста и расстрела.

Ага-Хан IV – первый Имам, которого памирские исмаилиты увидели воочию. Он появился в их жизни в 90-х, когда в Таджикистане шла Гражданская война и Горно-Бадахшанская автономная область оказалась в блокаде.
Именно тогда Ага-Хан IV направил в регион гуманитарную помощь. Впервые он посетил Таджикистан в 1995 году.

Ага-Хан и его институты развития

Ага-Хан помогал и другим регионам Таджикистана. В стране были открыты институты Ага-Хана, в частности Фонд Ага-Хана по развитию, деятельность которого направлена на развитие социальной и экономической сферы – медицины, образования, сельского хозяйства.

За минувшие 20 лет Фонд Ага-Хана оказал финансовую поддержку Таджикистану на сотни миллионов долларов.

Институтом Ага-Хана по экономическому развитию в ГБАО была полностью реконструирована и запущена ГЭС «Памир-1», которая позволяет обеспечивать электричеством большую часть области. Построена сеть гостиниц «Серена».

Сейчас Фонд Ага-Хана в Хороге строит один из кампусов Университета Центральной Азии, завершение которого запланировано на лето 2017-го. Аналогичный кампус, построенный в Нарыне (Кыргызстан), начал свою работу в этом году, а в Текели (Казахстан) также идет строительство, которое планируется завершить в 2019 году.

"Spiegel": Ваше высочество, в своем из вестном выступлении папа Бенедикт процитировал императора Мануила, сказавшего:" Покажи мне, что нового принес Мухаммад и ты увидишь только злое и бесчеловечное...", что, как известно вызвало бурную реакцию в мусульманском мире. Какова Ваша реакция на нее?

Ага Хан: Я очень встревожен этим случаем, ибо он принес изрядную сумятицу в мусульманский мир. У нас сегодня и без того хватает недопонимания между религиями, происходит деградация межрелигиозных взаимоотношений. Я полагаю, что нам не следует подкидывать еще больше дров в костер и без того непростой ситуации.

Но Бенедикт XVI явно дистанциировал себя самого от процитированных слов средневекового императора. Позиция лично папы - поддержание диалога между религиями и посему он несколько раз высказывал свое почтение мировым религиям, исламу в том числе.

- Так что же произошло- досадная ошибка, либо понтифик был неправильно понят?

Я не могу и не хочу выносить подобие вердикта по этому вопросу. Это будет неразумно для меня утверждать, что я знаю, что папа имел в виду. Но средневековье, насколько мне известно - это период острых богословских споров между исламом и христианской Византией. знаменательное время, и слова императора нельзя выхватывать из контекста этого времени. Хотя тема выступления папы была совершенно другая - соотношение между верой и разумом, гармоничное сочетание которых, по мнению понтифика, означает исключение всякой связи между религиями.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Если делать акцент на том, что папское выступление было посвящено вере и разуму, то я думаю, что ее обсуждение в этом контексте будет очень конструктивным как для исламского, так и неисламского мира. Я могу даже сказать о своей двойственной реакции на это выступление - да, с одной стороны, я вижу деградацию межрелигиозных взаимоотношений, но с другой я вижу шанс. Шанс поговорить о важном и серьезном вопросе - взаимосвязи между логикой и верой.

Если папа пригласит Вас и других религиозных лидеров к диалогу по проблеме веры, разума и насилия, Вы примете такое приглашение?

Да, разумеется. Я должен однако заметить. что экуменическая дискуссия в определенный момент сталкивается с известными ограничениями. Вот почему я предпочел бы разговор на основе некоего общего космополитического этического базиса, увязываемого со всеми великими религиями мира.

- В исламе есть проблемы с рациональным мышлением?

Вовсе нет. Мало того, я скажу, что среди всех авраамических религий ислам, пожалуй, единственная, уделяющая такое внимание знанию. Целью является понимание Божественного плана творения и таким образом эта религия преисполнена логики. Ислам - это религия разума.

- Каковы, по Вашему, корни современного терроризма?

Нерешенные политические конфликты, общий застой и прежде всего, культурное невежество Терроризм никоим образом не имеет богословского обоснования.

- О каких конфликтах Вы говорите?

Например, о ближневосточном и кашмирском. Они вот уже десятилетиями так и остаются неразрешенными.Их последствия продолжают разрастаться словно раковая опухоль. А это заболевание, как вы знаете. если не излечено на ранней стадии, может оказаться неизлечимым. Так и затягивание разрешения конфликтов создает питательную среду для террора.

Возникает вопрос также о распространении религии мечом.. Все религии мира на протяжении своей истории обращались к насилию с целью либо защитить, либо распространить самих себя через посредство военных действий. Но ислам никогда не призывал к этому, наша религия - религия мира.

- "Запад должен выступить против остального мира," - пишет профессор Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций. Возможен ли такой конфликт?

- Если и говорить о конфликте, это будет конфликт невежеств. Конфликт опасный и разрушительный.

- И какая из сторон за него в ответе?

Обе. Но в первую очередь западный мир. Вы полагаете, что современник 21 века должен много знать об исламе. Но вы помотрите на систему образования на Западе -полноценные знания об исламской цивилизации в ней отсутствуют. Что было известно о шиизме до иранской революции? Что бьло известно о ваххабизме до Талибана? Ничего. Мы должны преодолеть подобное положение вещей. Чем стрелять друг в друга, лучше научиться друг друга слушать. И это будет величайшим достижением нашей цивилизации.

Среди наименее демократических и наиболее отсталых стран мира преобладают страны с преимущественно мусульманским населением. Неужели демократия и ислам, как многие утверждают несовместимы?

Давайте, прежде всего, честно посмотрим на вещи. Многим политическим лидерам достались в наследство проблемы, напрямую не имеющие отношения к религии. Принятие инновационных управленческих решений требует времени. И уже сейчас заметно, что среди стран с наибольшим экономическим ростом есть и мусульманские страны. Но вот, что касается роста демократии... Мои личные демократические убеждения основываются отнюдь не на греческих или римских философах, но на том, что произошло 1400 лет назад. Это принципы, лежащие в основе моей религии. При жизни Пророка (мир ему) процесс политических консультаций шел непрерывно. И первый имам шиитов, кузен и зять пророка Али подчеркивал:" Нет большей чести чем знание, нет большей силы чем терпение, и не более надежной основы, чем совещание (шура)."

"SPIEGEL" (Перевод )