Ландшафтная организация общественных центров. Ландшафтная организация общественных центров а искать, что творит и приносит сама природа

Стремление художника показать всему миру свое творение естественно и понятно. Очевидно, эти мотивы двигали и мной в желании представить на суд читателя плоды моих усилий по озеленению участка. Путь к достигнутому был тернист. О том, как мне удалось преодолеть трудности, я и хочу поведать тем, кому все это еще предстоит. Буду рада, если мой опыт окажется хоть сколько-нибудь полезным.

Участок размером от 1 гектара предстает перед глазами ландшафтного архитектора сформировавшимся миром живой природы, куда человек приходит «гостем». Это, конечно, реально при условии, что ландшафт не изувечен каким-нибудь строительным управлением и архитектор не должен полностью реанимировать естественную среду. Лес, луг, водоем самодостаточны и без вмешательства специалиста по ландшафтам, поэтому при организации большого пространства весь ход работы определяется изначальным решением — менять естественную среду или нет. А определяет это решение не только желание хозяина участка, но и творческий импульс самого дизайнера: каким должен стать этот фрагмент мира?

Активное вторжение архитектуры в природное пространство можно увидеть в планировке французских, итальянских и дворцовых английских садов. Их создатели навязывали окружающей среде «абсолютистскую» логику. Российским аналогом такой работы с ландшафтом являются знаменитая подмосковная усадьба Архангельское и ансамбль Петродворца. Жесткая геометрия зданий, дорожек, каскадов с земляными барьерами, аллей и фонтанов — эта структура подчинена законам математики и вычленена из природы.

Совершенно противоположный подход к решению большого ландшафтного пространства необходим, когда хозяин участка хочет оставить почти все нетронутым: сохранить земляничные поляны или грибные места, которые не смогут восстановить ботаники. В некоторых случаях такое решение резонно. И не всегда речь идет только о сохранении живой природы, порой вопрос касается спасения реликвий другого рода: подмосковные участки часто находятся на местах боев Великой Отечественной, и там можно встретить заросшие окопы и даже сохранившиеся могилы солдат.

Каждый вариант решения пространства предполагает выбор определенных средств. Когда нужна регулярная планировка участка и ландшафтник вторгается в пространство, то среди его инструментов могут оказаться и скульптура, и легкие строения с декоративным навесом, только на большой территории они выступают в новом качестве в отличие от их декоративных функций на меньших по размеру участках. Скульптура становится определенной пространственной величиной, а иногда и доминантой.

Но и скульптура, и беседка, и лестницы — все эти элементы не могут возникнуть на участке «просто так»: их появление должно подчиняться законам архитектуры. Это подобно тому, когда доказывают теорему: каждая строка доказательства не самоценна, она служит общему решению. Прекрасным примером — правда, в городской архитектуре — является дом Пашкова на Моховой. В. Баженов нашел для каждого элемента здания место и размер — состоявшиеся и неизменные.

При работе с большим ландшафтом нельзя ошибаться ни с малыми, ни с монументальными элементами пространства. Даже с такими, как небо. Не стоит удивляться: и небо может стать «инструментом» ландшафтного архитектора. Его отражение в большом водоеме способно реорганизовать пространство, придать достаточно скучному пейзажу поэтическое звучание. Именно так, кстати, организованы водоемы в Версале — огромный массив воды сбалансировал весь пейзаж. В конце великолепного канала — скульптура, а в канале отражается небо. Это не случайность, а точный расчет архитектора. А в другом месте лучше смотрится большой участок газона — и снова все определит выбор мастеров ландшафта.

Нельзя забывать и о соблюдении принципа соразмерности ландшафта человеку. Бывает, что участок не «читается». Куда течет ручей? Что находится за этой сопкой? На большом пространстве можно потерять ориентацию, что вызывает естественный дискомфорт. Конечно, это может входить в замысел хозяина владения, который, например, мечтает о жизни в натуральном заповеднике, чтобы гости, отправленные в лес по грибы да ягоды, выходили к дому только через неделю. Тогда ландшафтнику остается только проложить дорожки рядом с домом — на этом его деятельность заканчивается.Чаще архитектора приглашают на большую территорию «обуздать» пространство. Что это значит? Идея ландшафта должна стать ясной, чтобы человек не терялся в пейзаже, а ощущал себя уютно.

От одного конца участка до другого 20 минут ходьбы, но создана такая система координат, что пространство стало понятным. Например, на небольшом холме — беседка. Это — сигнал: пространство зафиксировано, оно подконтрольно человеку, беседка — точка для «сканирования» всего пейзажа. Главный инструмент архитектора — особенно ландшафтного — это умелая апелляция к человеческой психике. Хороший архитектор не только мастер дизайнерских приемов, но прежде всего — психолог.

При строгой регулярной планировке (характерной для официальных европейских садов) ландшафт может стать «шахматной доской», где движения хозяев и гостей заранее предусмотрены и просчитаны архитектором. Правда, есть и более изящные решения: например, оставить рощу нетронутой, но немного проредить ее, чтобы появилась возможность понять пространство. В этом случае архитектор может сохранить естественный рисунок леса, а еще сделать ручей, овражек, холмы абсолютно живыми, так что гость, впервые посетивший загородное владение, может (и должен) не догадываться, что все это — творение человеческих рук.

Иногда на значительных лесных участках возникает ситуация «лишней» земли, об использовании которой очень беспокоится хозяин. В подобном лесу может появиться большой свободный вольер для животных, например косуль (такой удачный опыт использования лесных участков автор этих строк видел в Литве).

Прежде чем «препарировать» ландшафт, надо начать жить его жизнью, сродниться с ним, и тогда пространство может стать цельным текстом. У ландшафтного дизайнера — свой алфавит, с помощью которого он рассказывает свою версию данного пейзажа. Об азах ландшафтного букваря мы уже рассказывали, а на участке от гектара начинается сложный «синтаксис». Здесь объем дома всегда проигрывает пространству. Это может стать принципом организации участка: дом в таком случае «спрятан» в уголке, затушеван, его расположение не акцентируется.

В других вариантах дом приводят в согласие с окружающей средой, и тогда среди ландшафтных элементов доминируют мотивы домовой архитектуры. Так, в том же Архангельском усадебный дом стоит наверху, но сам он невелик и в одиночку не «вытянул» бы пространство парка, не совладал с ним. Но именно дом главенствует в ландшафте Архангельского. Короля в этом случае, как и полагается, играет свита: лестницы, опорные стены вместе с прочими архитектурными элементами четко ориентированы на главный дом. И тот захватывает пространство, присваивает его себе, отчего создается впечатление, что сама усадьба и есть доминанта.

Всегда на большом участке архитектор сразу ставит вопрос, как увязать дом со средой. Должен быть определен масштаб малых архитектурных форм, работающих на общую формулу решения, и других важных элементов современного ландшафтного дизайна — в частности дорог. Ни для кого не секрет, что владельцы больших загородных домов должны соблюдать обязательные ритуалы, отличающие определенный образ жизни. Как правило, в подобных владениях часто проходят приемы, приезжает много гостей, и дорога от ворот до дома — серьезная задача для ландшафтного архитектора.В советские времена, на загородных партийных усадьбах она решалась попросту: дорога от контрольно-пропускного пункта к подъезду дома вела строго по прямой, как будто номенклатурный работник не мог успокоиться и летел без остановки от Кремля до подъезда казенного имения.

К сожалению, такой прямолинейный (в прямом и переносном смысле) подход к проектированию дорог часто сохраняется и на современных загородных участках. В этом случае ландшафтный архитектор бессилен придумать что-нибудь, кроме «парадной» аллеи на таком «продолжении шоссе».

А ведь дорогу можно сделать интересной, со сложной траекторией — вести ее от ворот по дуге, по большому кольцу, чтобы показать главный дом загородного владения. При грамотной работе проектировщиков дом может стать «сердцем» большого участка и тогда должен появляться в поле зрения подъезжающих с наиболее выгодной стороны.

Дороги на большом участке выполняют и сугубо функциональные задачи. Частное владение такого масштаба живет насыщенной жизнью, подразумевающей и солидный штат обслуживающего персонала, и много технических строений. Поэтому, помимо необходимого элемента дороги — парадного подъезда к дому с разворотной петлей, надо продумать и решение подъездных путей к хозяйственным выходам, которые не должны привлекать внимание.

Говоря о дорогах, надо не забыть и о такой, на первый взгляд, второстепенной детали, как подъездные пути к самому участку. На территорию большого загородного владения пропускают далеко не все автомашины. Если перед воротами не предусмотрено парковочных мест для таких машин (преимущественно — технических служб), то они, разумеется, будут отъезжать на обочины, а что такое разбитые обочины в России, знает каждый. В итоге состояние дороги у ворот может испортить общее впечатление даже от идеально выполненного ландшафта на самом участке. Автостоянка для гостей, гаражи с мойками и другими средствами автосервиса — это необходимые элементы загородного участка «нового поколения».

Дом стоит на берегу водохранилища? Значит, надо предусмотреть, как будут читаться в ландшафтном решении эллинги для яхт. А если естественного водоема на участке нет, то можно устроить искусственный, причем маленьким декоративным прудиком или водопадом, как на участке 15-30 соток, здесь не ограничиться. На 1 гектаре можно создать озеро — его площадь будет исчисляться уже не квадратными метрами, а сотками. Можно сделать и протяженный ручей, текущий вдоль берегов со сложным рельефом и кончающийся многометровым водопадом. Даже прогулка по таким местам — прекрасный отдых.

Кстати, устройство прогулочных дорожек современного типа тоже заслуживает внимания. Ведь дорожки, которые устраивали на партийных советских виллах, производят сейчас странное впечатление «зоны отдыха высокопоставленных трудящихся»: вдоль асфальтовой тропы расположены громадные уличные фонари и садово-парковые скамейки образца 1950 года.

Большое пространство, особенно со сложным рельефом, позволяет ландшафтному архитектору организовать лыжные спуски и трассы. Тогда загородная вилла может стать зимним мини-курортом. Но если речь зашла о спорте, то на таком участке проектируется не просто спортивная площадка, а целый оздоровительный комплекс, куда входят и теннисный корт, и поле для мини-футбола, и помещение для тренажеров, и сауна.

Большое загородное владение диктует особый образ жизни со своим ритуалом и микромиром, который ландшафтник обязан учитывать. Так, например, овощи для хозяйского стола выращиваются, в основном, в теплицах — теплицы можно сделать интересными архитектурными сооружениями, которые придадут обаяние укромным уголкам участка.

Впрочем, с «укромностью» тоже есть свои проблемы. Например, беседка с мангалом или другое декоративное строение для пикника, расположенные, как правило, в 10-15 минутах ходьбы от центрального дома, заставляют решать технические проблемы, о которых порой забывают. Здесь надо сделать приспособления для хранения посуды, холодильник и просто элементарные удобства, чтобы не приходилось возвращаться в дом.

Это — частности, а между тем все мелкие проблемы складываются в решение более глобальной задачи — обшей стилистики загородного дома ХХI века. Конечно, состоятельный человек может заказать на своем подмосковном участке маленький Версаль. Или выстроить копию русской загородной усадьбы ХIХ века со скульптурными аллеями. Но ясно, что на современной вилле с джакузи и теплыми полами едва ли станут топить камины для обогрева дома. Впрочем, строить в русском лесу нечто ультрасовременное — это значит вступать в конфликт с историческими традициями, да и с самим ландшафтом. Иначе подобное сооружение будет выглядеть неуклюжей декорацией из советских фантастических фильмов 1980-х, где на сосновой опушке красовалось нечто сферическое, из стекла и бетона.

Это напрямую относится и к ландшафту участка. Французский сад в подмосковной усадьбе невозможен не только по стилистическим соображениям: подобные сады существовали в климатических зонах, где приживались определенные растения. Только таким растениям садовники и могли придать самые невероятные формы: подстричь их как шар или пирамиду. В наших широтах очень трудно вырастить подобные растения. А те, которые все же приживаются, растут слишком долго, чтобы хозяин дождался, когда кустарник можно будет подстричь. Но ведь ту же усадьбу XIX века можно выстроить, учитывая все современные технологии, и не играя всерьез в «барство» прошлого века, а предложив тонкую стилизацию.

В следующих беседах нам представится возможность поговорить о контакте современных архитектурных форм с естественной средой. Это напрямую соотносится с темой загородного дома XXI века.

Беседу с Александром Ждановым вел В. Шухмин

Общественные центры являются сложными структурными образованиями, где сосредоточены основные общественно-административные, культурно-просветительные здания, торговые комплексы, объединенные в единую ландшафтно-архитектурную и планировочную композицию. При ландшафтной организации территории городских центров необходимо учитывать их типы, плотность застройки и высокую степень концентрации городского населения. Выделяют полифунк-циональные и монофункциональные центры , типы центров районного значения (в жилых районах города) и центров общегородского значения. Полифункциональный общественный центр города, как правило, подразделяется на административную, торговую, культурно-просветительную, рекреационную зоны. Монофункциональный центр может быть чисто административный, торговый, научный, медицинский, культурно-просветительный, спортивный. Пространственная структура общественного центра, определяется общей архитектурно-планировочной задачей. В градостроительстве сложились определенные типы схем пространственных структур:

  • линейная, развернутая вдоль главного направления движения людей, транспорта, то есть вдоль главной улицы, магистрали;
  • замкнутая схема, создающая обрамление для концентрации людей и деятельности;
  • открытая система, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек.

Линейная пространственная структура свойственна центрам современных крупных городов России, таким как Академгородок в Новосибирске, центр Волгограда и др. Исторически тип замкнутой структуры возник при создании форумов в Древнем Риме. Известны площади городов итальянского Ренессанса. Монументы, скульптура, фонтаны, ко-

торыми подчеркнут центр Флоренции, придают ощущение замкнутости, объединяя вокруг себя пространство площади. Открытый тип структуры характерен для выдающегося архитектурного сооружения Древней Греции - ансамбля Акрополя в Афинах (V в. до н. э.). Характерны центры исторических европей-1 ^ских городов, где размещались город

Рис. 5.1. Санкт-Петербург. План общественно-исторических пространств левого берега Невы (середина XIX в.): / - Марсово поле; 2 - Летний сад; 3 - Михайловский сад; 4 - Инженерный замок и Кленовая аллея; 5 - Михайловский сквер (площадь искусств); 6 - театральная площадь; 7 - Театральная улица (улица Зодчего Росси) и Чернышова площадь (площадь М. Ломоносова)

ская ратуша и католический храм. В древнерусских городах посреди центральной городской площади, в «детинце» (кремле), воздвигался храм. Система взаимосвязанных пространств характерна для исторического центра Санкт-Петербурга (рис. 5.1). В современной практике градостроительства мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. При условии вынесения проездов за пределы центра он формируется как «пешеходный остров». Подобный характер имеют площади торговых и культурных центров в исторических городах Западной Европы.

Ряд архитектурных зданий и сооружений, размещенных вдоль линии движения (главной улицы, магистрали), образует панораму, развертывающуюся перед человеком во времени (перемещение, необходимое для восприятия системы). Классический образец такого размещения зданий - Невский проспект в Санкт-Петербурге, Елисейские Поля в Париже.

Насыщенность площадями главных трасс городов, их архитектурно-художественное оформление в целом характеризуют ландшафтно-архитектурную среду города. Так, например, на части Невского проспекта от площади Восстания до Адмиралтейства (общее расстояние 3260 м) имеются четыре площади с интервалами от 350 до 1030 м. Несмотря на отдельные большие интервалы, путь по Невскому проспекту чрезвычайно разнообразен. Проспект пересекается каналом, реками, эмоционально содержательными объектами архитектуры в виде архитектурных ансамблей, озелененных пространств площадей. По ходу Тверской улицы в Москве от Белорусского вокзала до Охотного Ряда (протяженность 2900 м) с интервалами от 500 до 1050 м располагаются четыре площади с памятниками и скверами. Разработано озелененное пространство центра Москвы вблизи гостиницы «Москва» (рис. 5.2).


ект-2», арх. М. Морина):

/ - сквер вдоль фасада гостиницы «Москва» и въезд в подземный гараж; 2 - вход в Археологический музей; 3 - воссоздаваемый элемент Китайгородской стены со сквером; 4 - Театральная площадь; 5 - станция метро; 6 - здание городской думы; 7 - гостиница «Москва»;

8 - сквер с фонтаном Витали и памятником Марксу

Важную идейно-эстетическую роль играет монументальная скульптура, которая неотделима от среды центра города . Размеры площади и характер ее застройки в значительной мере влияют на его восприятие. Органическая связь монумента с окружающей планировкой и застройкой, правильное установление размеров, обеспечивающих благоприятные условия его рассмотрения, способствуют созданию выразительных образов, определяющих лицо города.

Огромную роль в формировании центров городов, особенно в исторической среде, играют архитектурные ансамбли общественных центров в виде отдельных зданий, сооружений, открытых пространств.

Развитие социальных и экономических функций города приводило к качественным изменениям. Эпоха Средневековья определила замкнутость структуры городов, за городскими стенами которых простирался открытый ландшафт. Формообразование пространств города данной эпохи определялось спонтанно возникшей асимметрией, небольшими асимметричными площадями и соборами, пространствами у городских стен. В эпоху Возрождения в противоположность городам Средневековья вносилась симметрия в композицию городских площадей и улиц. Для городов итальянского Возрождения характерно построение организованного пространства в виде статичных законченных систем, подчиненных простым геометрическим построениям, раскрывающихся при взгляде из одной точки (ансамбли площадей Капитолия в Риме, Святой Апунциаты во Флоренции, эстетические свойства, которых наиболее полно раскрываются в центральной перспективе). Западноевропейский классицизм возрождает статичность, внутреннюю завершенность композиции (прием завершения перспектив улиц монументом на площади). Крупные достижения в области градостроительства XVIII- XIX вв. были связаны с реконструкцией городов Европы, строительством новых городов, с созданием в них общественных центров с развитыми озелененными пространствами. Формирование общественного центра Санкт-Петербурга осуществлялось в виде системы площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской, где осевые направления были закреплены ориентирами, решенными в объемных формах в связи с озелененными территориями. Ось Дворцовой площади закреплена Александрийской колонной и аркой Главного штаба. У Адмиралтейской башни сходятся оси трех главных магистралей. Ось Сенатской площади ориентирована на Исаакиевский собор, архитектура которого подчеркнута двумя скверами как объектами ландшафтной архитектуры. Площади объединены перпендикулярными осями с рекой Невой. Своеобразием построения площадей центра Петербурга является цепь взаимосвязанных пространств, широкие перспективы раскрытия к Неве. В Париже в масштабе решения и открытости перспектив известна система ландшафтно-архитектурной организации Лувр-Тюилъри - площадь Согласия - Елисейские Поля. По мере развития производительных сил возрастают требования к функциональным качествам и благоустройству городов, к развитию общегородских функций и транспортной техники. Во второй половине XX в. начинается творческий поиск решений ландшафтно-архитектурной организации центров городов, увязанных с генеральными планами развития городов. В современном городе общественный центр усложняет свою структуру. В центрах городов проводятся массовые мероприятия, народные празднества, демонстрации и спортивные парады, митинги. Ландшафтная организация многофункциональных общественных центров зависит от величины города и его планировочной структуры, природных условий, вместимости общественных зданий и учреждений и их числа, повседневного, периодиче

Рис. 5.3.

1 - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2 - Центральный стадион; 3 - новые здания Российской академии наук и Андреевский монастырь; 4 - Новодевичий монастырь; 5 - Нескучный сад; 6 - Первая градская больница (бывшая Го-лицынская) с садами; 7 - многофункциональный городской парк (ЦПКиО им. М. Горького), включающий исторический Нескучный сад. Перед главным корпусом МГУ - партеры и озелененные территории (арх. М. П. Коржев). Воробьевы горы - парк многоцелевого назначения, с заказником, прогулочными зонами и спортивными сооружениями. В пойме р. Москвы - спортивный комплекс Лужники с центральным стадионом (по С. С. Ожегову)

ского и эпизодического пользования. Пространственная композиция и функциональное зонирование центра в каждом городе носят индивидуальный характер, но к общим требованиям относятся: доминирующие природные качества и хорошая связь со всеми районами города (рис. 5.3). Градообразующая база города влияет на характер его центра. Центр малого города организуют главные общественные учреждения общегородского значения: дом связи, торговый центр, гостиница, ресторан. Распространенным приемом композиции является объединение основных зон центра главной городской пешеходной улицей. Крупный научно-исследовательский и учебный центр в Новосибирске определил специфику городского центра, в состав которого вошли здания Дома ученых, комплекс зданий Новосибирского университета.

При увеличении размеров города возрастает количество общественных зданий, увеличивается занимаемая центром территория и усложняется его структура. Узловыми пунктами планировочной структуры города являются общегородские и районные площади. С укрупнением масштаба и углублением функционального содержания происходит ослабление связей центра с природным окружением. Поэтому в процессе реконструкции плотно застроенных районов возникает дефицит озелененных пространств. При проведении реконструктивных работ получили развитие такие объекты ландшафтной архитектуры, как скверы на площадях, бульвары вдоль трасс транспортного и пешеходного движения, озелененные участки с преобладанием элементов информационного, зрелищного и мемориального характера. Основными требованиями при ландшафтной организации городских общественных центров являются:

  • сложное пространственное решение малых пространств центра;
  • композиционные приемы, обеспечивающие определенный уровень гигиенического и психологического комфорта на участках, находящихся в гуще городского движения (многоуровневая композиция озелененных пространств с использованием подпорных стенок, переходов, лестниц);
  • создание на центральных улицах и площадях сооружений с включением природных компонентов в виде растительности, камня, воды в гармоничном сочетании с объемным оборудованием;
  • эффективное использование в условиях плотной застройки всех свободных участков - повышенное внимание к озеленению фасадов зданий, размещение рядов и одиночных экземпляров деревьев на улицах, цветников, «мобильное» озеленение в виде контейнеров и ваз с цветочными растениями;
  • декорирование технических сооружений, небольших свободных участков, примыкающих к транспортным эстакадам, отступов застройки, крутых откосов, узких полос вдоль оград, стен в виде вертикального озеленения, плотных кулис из деревьев и кустарников, травянистого покрова (газона) на плоских перекрытиях над уровнем земли (сад на крыше);
  • композиционная связь архитектурных объемов с озелененными пространствами, максимальное раскрытие интерьеров с помощью стекла и трансформирующихся перегородок;
  • композиционная связь внутриквартальных озелененных пространств с улицами центра, а в разрывах между домами - с помощью традиционных курдонеров и широких арочных проходов;
  • включение растительности, водных устройств, естественного камня и других природных материалов в композицию общественных зданий (выставок, кафе и т. д.).

Номенклатура объектов общественного центра представляет собой градостроительные объемно-пространственные единицы, которые должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Объекты благоустройства и озеленения формируются в определенную объемно-пространственную систему, должны создавать гармоничную среду общественного центра как главного функционального пространства города.

Номенклатура объектов общественных центров, подлежащих ландшафтной организации, представлена в табл. 5.1.

Номенклатура может быть расширена с учетом конкретной градостроительной ситуации, а также промышленно-хозяйственной и региональной специфики города. К основным объектам ландшафтной архи-

Таблица 5.1. Номенклатура объектов общественного центра

Объекты общественных центров

Назначение

Площади, центральные улицы, спортивные комплексы

Места проведения массовых мероприятий

Набережные, вокзалы, участки перед театрами, музеями, храмами, памятниками

Трассы пешеходного движения

Площади, пешеходные улицы, спортивные, торговые, ландшафтные, культурно-зрелищные объекты (одно- и многоуровневые)

Трассы транспортного движения - улицы, подъезды к зданиям

Транспортные и пешеходные торговые улицы

Подземные переходы. Остановки общественного транспорта. Автостоянки

Главные улицы, административные, культурнозрелищные

Участки входов в здания и сооружения, площадки рекламы

Внутриквартальные объекты в зоне площади культурно-зрелищных, спортивных, транспортных объектов

Открытые фойе - «залы ожидания»

Набережные, площади, пешеходные улицы, культурно- зрелищные, транспортные, спортивные, торговые объекты (одно- и многоуровневые)

Площадки отдыха. Летние кафе

Площади, пешеходные улицы, перекрестки, культурно-зрелищные, спортивные, торговые, объекты садово-паркового искусства, исторические зоны городов

Зоны транспортных, торговых, культурно-зрелищных, административных, спортивных объектов

Участки технических устройств

тектуры общественных центров следует отнести прежде всего скверы на площадях и бульвары на магистралях и улицах, вдоль набережных, рек, озер, морей, озеленение фасадов зданий с помощью вьющихся растений (лиан), откосов и т. п.

При проектировании объектов ландшафтной архитектуры в общественном центре необходимо учитывать три основные группы экологических факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.

К природно-климатическим факторам относят интенсивность солнечной радиации, температуру и относительную влажность воздуха, его движение (ветровые нагрузки). Указанные параметры среды необходимо учитывать особенно в летнее время. Установлено, что гигиеническими параметрами комфортности среды для человека является температура 16...26 °С при скорости ветра 4,1...6,0 м/с и относительной влажности воздуха 30...70 %; при скорости ветра в 0,2 м/с комфортность среды снижается, возникают явления застоя воздуха.

Нижняя граница световой комфортности находится на уровне 25...30 % от суммарной солнечной радиации; если затененность территории не превышает 30...50 %, а для южных областей - 50...70 % при

альбедо поверхностей до 20...25 %, то условия пребывания человека благоприятны. Увеличение степени затененности пространства свыше 60 % в средней полосе и 80 % на юге приводит к нарушениям теплового баланса и нежелательным изменениям в проветриваемости территории .

Ландшафтная организация общественного центра и его объектов тесно связана с рельефом, растительностью, водой. Большую роль играет растительность в виде древесных и травянистых растений. Растительность, проектируемая на объектах ландшафтной архитектуры общественного центра, в значительной мере может регулировать поток солнечной радиации. Большое значение имеют состав и прием размещения растительности на объектах, величина и структура крон древесных растений (кроны плотные, ажурные, сквозистые). При размещении растительности, специальных солнцезащитных устройств, экранов, галерей на объектах ландшафтной архитектуры можно существенно ограничить прямую солнечную радиацию на трассах движения пешеходов, в местах отдыха посетителей, особенно в полуденное время.

К антропогенным факторам относятся загазованность и запыленность воздуха, шумы и вибрация, переуплотнение почвы и механические повреждения растений. Установлено, что растительность способна частично уменьшить содержание вредных примесей в воздухе, поглощать часть газов, аккумулировать пылевидные примеси, отфильтровывая их из воздуха, а также отражать и рассеивать в результате циркуляции потоков воздуха. Циркуляция воздуха образуется на участках, где размещены древесные растения, искусственные препятствия-экраны, насыпные валы, стенки из камня в определенных композиционных сочетаниях с травянистым покровом газонов, цветников, а также открытых замощенных участков для движения пешеходов и площадок отдыха. Установлено, что на открытых замощенных участках, лишенных растительности, запыленность пространства повышается в 2...3 раза по сравнению с участками, где пластически обрабатывается микрорельеф, размещаются группировки растений в различных сочетаниях в оптимальном соотношении с открытыми замощенными участками, малыми архитектурными формами, оборудованием. Этими же средствами можно снизить уровень шума от автотранспорта и других источников. В зонах пешеходного движения уровень шума по санитарным нормам должен быть не выше 40...50 дБА, на улицах-бульварах - не более 75 дБА. На транспортных магистралях шум свыше 80 дБА неблагоприятно воздействует на организм человека . В условиях общественных пространств центра большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу. На трассах транспортного и пешеходного движения, на площадях, вблизи магистралей наблюдается снижение уровня кислорода в воздухе. Включение в композицию деревьев и кустарников может заметно обогатить атмосферу ионизированным кислородом, уменьшая количество пыли, что активизирует психофизиологическую деятельность человека. Производительность газообмена зависит от возраста, видового состава растений, их рационального композиционного размещения на объектах ландшафтной архитектуры.

Эстетические факторы существенно влияют на обогащение пространств общественного центра. При этом необходим максимальный учет сложившейся градостроительной ситуации, архитектуры зданий, направления движения пешеходов, назначения объектов ландшафтной архитектуры, использования существующей растительности, например старых ценных деревьев (дуба, липы, клена, березы). Используя различные формы растений, можно создавать художественные композиции в соответствии с поставленными задачами. На объектах ландшафтной архитектуры вблизи архитектурных ансамблей, монументов используют формы растений, создающие соответствующее настроение: колонновидные формы гармонируют с архитектурой общественных зданий (тополь , кипарис ), конусовидные {ель, пихта) придают участку торжественность. Шаровидные формы или формируемые кроны растений в форме параллелепипеда, куба создают своеобразное графическое звучание в зимний период времени, когда растения находятся в безлиственном состоянии. При этом необходимо учитывать гармоничное сочетание самих растений с малыми архитектурными формами, оборудованием, их цветовыми характеристиками.

  • Например, Медный всадник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, памятник В. Маяковскому на Триумфальной площади в Москве.
  • Комфортность условий микроклимата изучается с помощью метода эквивалентно-эффективных температур (ЭТТ). Под ЭТТ понимается температура, показывающая эффект теплоощущения, зависящего от одновременного воздействия на организм человека температуры, влажности и движения воздуха в определенных соотношениях. Исследования гигиенистов показывают, что зона комфорта находится в пределах от 15 до 18 °С. Степень снижения высоких температур воздуха в жаркое время и повышения комфортности среды зависит от сомкнутости насаждений, листового индекса, видового состава, площади объекта. В зимнее время насаждения увеличивают комфортность среды за счет снижения скорости ветра до 0,3...0,5 м/с.
  • Уровень силы звука Ь измеряется в логарифмических единицах - беллах. Ь = 1§ 10 5/5°, где 51 - сила звука, У - сила звука при потере слышимости. 0,1 бел-ла = 1 депибеллу (дБА). Измеряется уровень звука с помощью специального прибора - фонометра, где на логарифмической шкале показывается давление шума (Р).

Ландшафтная архитектура это архитектура от­крытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры - рельеф, зеленые насажде­ния, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не со­здавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и ком­позиционного решения. Ландшафтная архитектура мо­жет быть определена как развивающаяся область со­временной архитектуры в самом широком ее понима­нии, т.е. как категория, означающая деятельность по про­странственной организации среды обитания общества, включая градостроительство н даже районную плани­ровку в качестве наиболее высокого ее уровня.

Ландшафтное проектирование - один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проек­тирования.

Открытые пространства - преимущественно неза­строенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, использу­емые для различных видов деятельности под откры­тым небом. 1

Развитие ландшафтной архитектуры в качестве ар­хитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самосто­ятельных направлений: собственно ландшафтной архи­тектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кро­ме традиционных объектов (парки, сады, открытые про­странства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта:

общее формирование среды в масштабе стран и ре­гионов - ландшафтное планирование;

детальную организацию непосредственного окруже­ния человека, синтез природных элементов, художествен­ных форм и деталей благоустройства - ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн - это творческая деятель­ность, направленная на формирование предметно-про­странственной среды приемами и средствами ланд­шафтной архитектуры, художественное конструирова­ние деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его по­вседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.

Ландшафтная архитектура не возникла на чистом ме­сте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садо­во-паркового искусства. Однако в отличие от него пред­ставляет собой более широкую область, связанную с орга­низацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафт­ная архитектура включает в себя и садово-парковое ис­кусство, которое предшествовало ей исторически.

Ландшафтное искусство - искусство создания ант­ропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, тра­вы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые соору­жения, малые архитектурные формы, в том числе бесед­ки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.).

Мастерами ландшафтного искусства прошлого со­здавались прекрасные парки и дворцово-парковые ан­самбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части обще­ства. Они не занимались пространственной организаци­ей крупных объектов (регионы, населенные места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные терри­тории и др.) и тем более не принимали участия в ре­шении задач целенаправленного формирования жизнен­ной среды общества.

Ландшафтная архитектура и ландшафтное проекти­рование связаны с решением социальных, градострои­тельных, экологических и многих других проблем и со­ответственно с рядом других наук и дисциплин. Каж­дая наука вырабатывает свои понятия и терминологию. В этом плане очень важна четкость определения поня­тия «ландшафт». Раньше архитекторы не связывали по­нимание ландшафта с его географической сущностью. «Ландшафт» и «пейзаж» употреблялись как синонимы, как внешняя «физиономическая» характеристика при­роды. И сейчас еще существуют представления, что там, где много зелени, воды, живописный рельеф - ланд­шафт, а там, где все преобразовано, застроено, - не ланд­шафт. Это, безусловно, неверно. Все наше окружение со­ставляют ландшафты, только отличаются они различ­ной степенью преобразованное™, нарушенности или, на­оборот, окультуренности.

Исходные понятия современной ландшафтной ар­хитектуры опираются на систему понятий фундамен­тальных наук о Земле, в частности, географии н ее от­расли ландшафтоведения.

Ландшафт - территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низ­кого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 - 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).

Природный ландшафт - ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и форми-

руюшийся или сформировавшийся под влиянием при­родных процессов (Там же).

Антропогенный ландшафт - ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятель­ности человека и природных процессов (Там же).

Совокупность ландшафтов, составляющих своеобраз­ную «оболочку» земного шара, в географии называют ландшафтной сферой.

Сегодня трудно назвать ландшафты, которые не ис­пытывают прямого или косвенного воздействия чело­века. Раньше к девственным ландшафтам относили, на­пример, высокогорные и донные океанические. Сегодня с абсолютной достоверностью это утверждать уже нельзя.

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акуль- турные. Культурный - ландшафт, сознательно изме­ненный людьми для удовлетворения своих потребнос­тей, постоянно поддерживаемый в нужном для них со­стоянии, способный одновременно продолжать выпол­нение функций воспроизводства здоровой среды. Про­тивоположностью культурного выступает акулътурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий сосед­них ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой сре­ды (в том числе психофизиологических свойств). Край­ним понятием в этом ряду выступают деградирован­ные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нере- культивированные карьеры, в зоне которых невозмож­но жить, отдыхать и пр.

Архитектурный ландшафт - это ландшафт, сфор­мировавшийся в процессе целенаправленной архитек­турной, в том числе градостроительной, деятельности. Он трактуется так же, как разновидность антропогенного, культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт со­ставляют здания, сооружения, природные компоненты. В нем всегда проявляются региональные природные осо­бенности. Облик городов и сел предопределен располо­жением их в гористой или равнинной местности, нали­чием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями климата и т.д. Понятия «архитектурный ландшафт», «ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ланд­шафт производственной среды» и другие все прочнее входят в теорию и практику современного градострои­тельства.

Различные ландшафты (городские, сельские, рекреа­ционные, мемориальные и пр.) составляют архитектур­но-ландшафтную среду.

Архитектурно-ландшафтная среда - целостный со­вокупный объект ландшафтной архитектуры и соответ­ственно ландшафтного проектирования. С точки зре­ния современных системно-экологических позиций по­нятие окружающая среда получает новое содержание (в самом общем представлении - это все то, что нахо­дится вне данного объекта, или система более высокого порядка): здесь это весь окружающий мир, в котором жизненная среда общества составляет подсистему. В свя­зи с постоянным расширением сферы освоенных чело­веком пространств жизненная среда общества в своих границах приближается к ландшафтной среде (сфере), а архитектурно-ландшафтная среда может быть представ­лена в качестве ее подсистемы, формируемой преимуще­ственно архитектурой, в частности ландшафтной.

При рассмотрении архитектурно-ландшафтных воп­росов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами при­нимается как категория пространственная. Если выде­лять еще понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понима­ния среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например, среда города (го­родская среда) или среда парка (парковая среда) мо­гут трактоваться как окружение человека и как про­странство, организуемое для различных жизненных про­цессов, а также как внешнее пространство (окружение) самих этих объектов (города, парка и др.).

Приведенные основные понятия получат развитие и дополнение при дальнейшем рассмотрении объектов ландшафтного проектирования.

    Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры сле­дующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом, преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей, эстетика детального внешнего бла­гоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды.

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта. Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно­ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект - среда» и изменений во времени общей природно-антропоген­ной ситуации.

Таким образом, основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития турист- ско-рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 гг новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Для того чтобы систематизировать архитектурно­ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчинен- ность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типоло­гию объектов. Типология - это не только классифика­ция каких-либо объектов, элементов, но и метод научно­го познания, изучения закономерностей развития объек­тов, возникновения новых их типов.

Выделяя отдельные элементы пространственной ар- хитектурно-ландшафтно организованной среды, мы мо­жем говорить об архитектуре зданий и сооружений, го­родов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изо­лировать от природных предпосылок создания и функ­ционирования (прямых или опосредованных через со­циально-экономические факторы).

Новым в ландшафтной типологии явилось представ­ление о ландшафтной среде как целостном объекте ар­хитектуры - системе антропогенных и малопреобразо- ванных природных ландшафтов. В результате при ти­пологии мы исходим не из того, какие объекты нам нуж­ны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостно­сти системы открытых пространств, которые выступа­ют объектами ландшафтной архитектуры и ландшафт­ного проектирования.

С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитек­тора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное ар­хитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с эконо­мическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время - объектом специ­ального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ланд­шафтов республики или республиканская схема отды­ха и туризма. То же мы можем сказать про город - сложнейшую социально-пространственную и ландшафт­ную систему, вычленяя из которой определенную подси­стему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.

Для типологии объектов и систематизации архи­тектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитекту­ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто­ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла­нировочными и многими другими и где ландшафт­ный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют и ланд­шафтный архитектор в коллективе специалистов вы­ступает как ведущий, определяющий программу и мето­ды решения этого объекта.

К первой группе объектов-элементов среды - отно­сятся территория страны, республики, района (комплекс­ные и отраслевые схемы и проекты районной плани­ровки) 2 , населенные места, гражданские и промышлен­ные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в со­став комплексных градостроительных задач для назван­ных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народно­хозяйственного комплекса и ландшафтной среды; оп­ределение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирова­ние, прогноз изменения ландшафтов в результате пла­нируемой деятельности и соответствующих преобразо­ваний; архитектурно-ландшафтная организация про­странства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств сре­ды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной де­ятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).

Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице N° 1 объектов подразделяются как по их ти­пам, так и по этапам работы с ними (разработка про­граммы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функциони­рования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих разделах пособия.

Системно-ландшафтный метод - ведущий в ланд­шафтной архитектуре - эффективен также и для архи­тектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддер­жании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ланд-

Дата публикации: 23.11.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Изобразительное искусство 7 класс

УРОК № 25-26.

ТЕМА УРОКА.  ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРА. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТИОГО ПРОСТРАНСТВА пони мать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;

Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Регулятивные:

Работать по плану, создавая архитектурно-ландшафтные объекты;

Определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Организовывать работу в группе;

Планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, выдвигать аргументы в дискуссии, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

 осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

Осваивать новые приёмы работы в процессе макетирования;

Вырабатывать аналитическое мышление, выполняя практическую работу;

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальна

Образовательные ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/\viki/

Режим доступа: www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: графические материалы, бумага, ткани, природный материал, клей, резак, ножницы

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Природа в городе», «Архитектурно-природное творчество». Карточки с предметами архитектурно-ландшафтных сооружений

Основные понятия и термины

Ландшафт. Ландшафтная архитектура

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

I. Органи-зацион-ный момент

Подготовка учащихся

к изучению нового материала

- Предлагаю поиграть! Я дам одному человеку из класса карточку, на которой изображен предмет. Необходимо рассказать о предмете, не называя его (река, деревья, клумба, скамейка, беседка, лестница, скульптурные сооружение, качели).

Что объединяет все эти предметы?

Правильно. Это окружает нас на улицах города!

Вспомните уроки географии и назовите, о какой отрасли архитектуры пойдёт речь сегодня?

Ландшафтная архитектура

 Играют. Отгадывают предметы. Приходят к выводу. Ставят перед собой цель

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели

II. Изу-чение нового материала

Объяснительно-иллюстратив-ный

- Вместе с известным из географии термином «ландшафт», ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура», тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.

Парк Петергофа.

Ландшафтный дизайн - это также проектирование садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм. Он формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Тропический сад Нонг Нуч, Таиланд.

Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и убранство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. «Птичьи гнезда» в парке Гуэль. Мир каменной скульптуры. Барселона.

Презентация «Природа в городе». (Слайды 2-4.)

Дайте определение понятию «ландшафтная архитектура».

Это специальная отрасль архитектуры, которая включает в себя садово-парковое искусство и архитектурно-природное творчество.

Предлагаю познакомиться с ландшафтной архитектурой, с законами и приемами ландшафтного дизайна, с некоторыми элементами оформления сада.

Висячие сады Семирамиды.

Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени.

К примеру, роспись садовой комнаты в доме Ливии в Риме, выполненная в 1 веке до н. э., отражает идеализированный образ райского места. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства Древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. (Древний Вавилон.)

Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. (Готический замок Карлштейн. Чехия.) Презентация «Природа в город». (Слайды 5-7.)

Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты относятся к готическому стилю.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. (Садово-парковое искусство эпохи Возрождения.)

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Презентация «Природа в городе». (Слайды 8- 9.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом эпохи Возрождения.

Во времена барокко в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. (Ландшафт королевского сада виллы Марлиа в стиле позднего барокко.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 10.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле барокко.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. (Ландшафтный парк Уильяма Кента.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 11.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле классицизма.

ХХ век отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. (Ландшафт в стиле техно.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 12.)

Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты выполнены в современном стиле.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Удивительна школа ландшафтной архитектуры стран Востока. Главное в ней - философски-поэтическое осознание роли природы в жизни человека. (Сад камней в Японии.)

Английской школе присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений. (Парк князя Пюклера в Бад-Мускау - самый крупный английский парк.) Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков имеет жёсткий каркас и выглядит как огромный сочинённый орнамент зелёного ковра. (Парк Версальского дворца.)

В Древней Руси укреплялись только города вместо замков, как в средневековой Европе. Стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. (Торжок. Василёво. Тверская область. «Чертов мост) Русский город строился на противопоставлении яркой полихромности построек природному окружению любого времени года. Памятников ландшафтной архитектуры ло ХУI века практически не сохранилось. (Русская усадьба. Середниково.)

До ХУIII века в русском ландшафте наблюдается период, названный «екатерининским классицизмом». (Усадьба Кусково - уникальный памятник; культуры XVIlI века.)

XIX век - период интенсивного развития городских садов, бульваров и набережных, предназначенных специально для «гуляния» горожан. (Петергоф, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького в Москве.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 13-19.)

Подумайте и скажите, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко.

Традиции садово-паркового искусства стран Европы и Азии питают творчество современных архитекторов. (Ландшафтный дизайн внутреннего дворика Trinity Col1ege. Канада.)

Знакомятся с искусством создания садов, пар ков, бульваров. Делают вывод и дают определение понятию «ландшафтная архитектура».

Смотрят презентации, высказывают свое мнение.

Смотрят презентации, высказывают свое мнение. Развешивают приготовленные фотоматериалы в соответствии со стилем ландшафтного дизайна. Определяют, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: понимают эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретают общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют, делают выводы; строят логически обоснованные рассуждения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность

Частично-поисковый

- Составьте «характеристику взаимоотношений архитектуры и природы». Сравните два различных архитектурно-ландшафтных стиля на конкретном примере. Выполнение заданий: с. 131, задание 1 учебника.

Чтобы выполнить следующее задание, необходимо понять, что необходимо для воплощения идеи в макете ландшафта.

См. ресурсный материал (1) к уроку "а с. 149.

Рассмотрите картину великого русского художника Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель».

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, то есть к законам архитектуры. Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Ландшафт, созданный человеком, подчиняется законам композиции. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.

Японский сад Никка Юко, Канада.

Презентация «Архитектурно-природное творчество» (Слайды 2-5.)

Придумайте и выполните схему-чертёж будущей ландшафтной композиции.

Законы перспективы также важны при организации архитектурно-ландшафтного пространства. Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Хайлайн - зеленый оазис в Нью-Йорке, Различают перспективу линейную и воздушную. Си. ресурсный материал (2) к уроку на с. 149.

Сады Будхарт. Канада. Канченджанга, самая высокая гора Индии.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы, в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства. Японский пар к Кёраку-эн,

Презентация « Архитектурно-природное творчество» (Слайды 6-8.)

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Сад Staircase в Киото. Япония.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений: любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге.

Клумбы. Япония.

Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайды 9- 10.)

Подберите материал для будущей работы в определённой гамме.

В тихой зоне сада или приусадебного парка среди зелени и цветов, как правило, устанавливают беседки. Хорошо, когда беседку закрывает от господствующих ветров склон холма или кроны деревьев, а рядом оборудована игровая площадки или небольшой водоем. Сады времен правлении династии Мин. Китай. Презентация « Архитектурно-природное творчество». (Слайд 11.)

Используя бумажную пластику, сконструируйте беседку для своего будущего ландшафта в выбранном вами стиле.

Бельведер - загадочное и непривычное слово, что объясняется историей этого элегантного, но несколько специфического сооружения. Лет сто назад бельведеры были весьма популярны: из бельведера помещики любовались своими поместьями, кстати, слово бельведер так и переводится с итальянского - красивый вид. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет. Бельведер на самой высокой точке итальянского сада в окружении статуй.

Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайд 12.)

Для конструкции бельведера можно использовать про волоку или другой материал. Сделайте лёгкую конструкцию из природного материала.

Неотъемлемой частью всех ограждений являются ворота и калитки. Их необходимо попытаться выдержать в одном стиле с забором, по своей композиции ворота и калитки должны гармонировать с домом и оградой. Калитка в сад. Китай.

Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование.

Cм. ресурсный материал (3) к уроку на с. 149. Рокарий в японском стиле.

Лестницы давно превратились из элемента ландшафтного дизайна в эффектное декоративное украшение. Водопадная лестница Большого каскада. Петергоф. Презентация «.4рхитскmурно-nрuрод1l0е творчество». (Слайды 13-17.)

Используйте в своей работе природный материал, различные фактуры.

Сады, парки, бульвары не обретут свой индивидуальный и законченный облик, если не будет уделено должного внимания элементам оформления. Ведь любовь к месту, где мы живем, складывается из мелочей, которые нам дороги.

Парк культуры и отдыха «Сокольники». Москва. Презентация «.4рхuтектурно-nрuродное творчество». (Слайд 18.)

Выполнение заданий: С. 131, задание 3 учебника

Слушают учителя. Знакомятся с правилами организации пространства 

ландшафта. Готовятся к практической работе. Смотрят презентацию, анализируют, делают выводы.

Создают элементы для макета и ландшафт в определённом стиле

Индивиду-альная

Познавательные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; выполняют аналитическое упражнение; получают представление об эстетическом сосуществовании природы и архитектуры; используют известные и осваивают новые приёмы работы с бумагой и другими материалами.

Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Творческое обсуждение работ

Организует обсуждение работ.

Рассмотрите работы своих товарищей. Расскажите друг другу о своих пластических находках. Поделитесь опытом

Делятся опытом выполнения работы

Фронталь-ная работа

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение

Ресурсный материал к урокам 25-26

2. И в природе, и на картине мы замечаем, как сходятся на горизонте уходящие от нас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Воздушная перспектива -- это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

3. С помощью этого простого приема украшают подходы к дому и другим строениям, создают теневые зоны, которые спасают от палящих лучей солнца, придают участку единственный, только ему при сущий вид. К вертикальным садовым конструкциям относят перголы, трельяжи, шпалеры, различные арочные конструкции. Пергола выполнена в средневековой традиции. Мостики не только помогают преодолеть препятствия, неровности рельефа - овраги, ручьи, но и являются изящным декоративным элементом в ландшафтном дизайне. Существуют интересные инструменты в ландшафтной архитектуре, которые идеально приспособлены для декора участков со склонами. Рокарий - один из таких инструментов - живописная конструкция из камней разных размеров и растений, расположенная на склонах и террасах.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Связь архитектуры с природой

Очевидно, что сущности человека и природы существуют неразрывно, как бы человек не стремился к прогрессу, в конечном итоге он возвращается к природным истокам. Природа является первым началом, из которого на протяжении всего существования человечество продолжает черпать вдохновение при архитектурном проектировании. Однако научно-технический прогресс и духовные убеждения накладывают определенный отпечаток на сооружения разных исторических эпох.

Большое количество новых решений, появившихся в результате развития области строительных материалов и конструкций, позволяет человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности местности строительства, климатические условия и культурно-исторические особенности народов влияют на образования форм архитектурных композиций. Несомненно, природный облик накладывает отпечаток на эстетическое воспитание и формирует живые ценности, ведь появляется возможность сохранить природу для будущих поколений.

Природа проявляется в мире в многообразии форм, поэтому окруженный со всех сторон продуктами научно-технического прогресса человек продолжает брать вдохновение у природы и психологически поддается своему стремлению к духовному отдыху. Однако, это не всегда могут позволить нам архитектурные концепции рекреационных зон.

Замечание 1

Со временем трактовка термина архитектура изменилась. Изначально он означал искусство строить здания, на сегодняшний день архитектурой можно назвать отображения возможностей человечества в области технологий строительства.

Рисунок 1. Стеклянный куб Леонардо. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день самыми известными специалистами в области «природного» проектирования можно назвать таких архитекторов, как:

  • Грег Линн;
  • Майкл Соркин;
  • Сантьяго Калатрава;
  • Норман Фостер.

Сегодня разрабатывается множество новых конструктивных схем здания, всё чаще фасады украшают стекло и металл, примечательно использование грубых форм в архитектуре не только деловых и общественных точек города, но и в архитектуре рекреационных зон.

Для удовлетворения психологической потребности человека в энергетическом отдыхе важно доминирование природы, поэтому важно быть у нее «в гостях», а не являться её хозяином.

Известные сооружения, иллюстрирующие связь природы и человека

Современные технологии позволяют строить здания-сады, здания с «зелеными стенами». Такие концепции, связывающие строительную архитектуру и природу, сегодня очень популярны. Рассмотрим некоторые из самых ярких примеров таких сочетаний:

  • Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Испания. По форме это здание напоминает причудливую рыбу. Крыша отличается характерным изгибом, высота которого изменяется по всей длине здания. Боковые окна Концертного зала напоминают полузакрытые веками глаза. Основной зал имеет 1616 посадочных мест и сцену шириной 16,5 метров. Войти в холл этой оперы можно с двух сторон здания, сооружение снабжено двумя террасами с видом на море;
  • Комплекс сетчатых оранжерей «Эдем», Великобритания. Купола этих сооружений состоят из множества пластиковых шестиугольников, объединяющихся в одну конструкцию. Каркас состоит из металлических труб, образующих многоугольные рамы. По форме этот комплекс сооружений напоминает сетчатые пчелиные соты;
  • Стеклянный куб Леонардо, Германия. Это здание служит местом проведения неофициальных встреч. Здесь можно увидеть взаимодействие внутреннего интерьера и дизайна окружающего ландшафта. Внутренний интерьер сооружения выполнен в белом цвете и коррелирует с архитектурой фасада в плавности форм;
  • Планетарий Эмисферик, Испания. Это сооружение успешно выполняет функции как планетария, так и кинотеатра Imax. Переводится название этого сооружения как «полусфера», именно такую форму имеет здание. Часть полусфера подвижна: при движении открывает находящийся внутри шар. По задумке архитектора это сооружение должно напоминать человеческий глаз, символизирующий наблюдение за огромным окружающим миром;
  • Музей искусств Милуоки, США. При первом же взгляде на это сооружения появляются ассоциации с белой птицей. В галереях музея насчитывается более 30000 произведений искусства;
  • Комплекс подземных домов Питера Ветча, Швейцария. Здесь за основу взята концепция земли, как теплоизоляционного материала, эффективно защищающего от дождя и потери тепла. Эти сооружения представляют собой классические дерновые дома с зеленой крышей, имеющие округлую «природную» форму и характеризующиеся отсутствием повторяющихся элементов. Архитекторы таких проектов стремятся максимально использовать природный ландшафт местности, превратив фундаментальные строительные решения в сказочные.

Наряду с конкретными сооружениями можно выделить и целые направления в архитектуре, стремящиеся усилить взаимодействие человека с природой. Например, в скандинавских странах большое распространения получили травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такое покрытие обладает не только хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами, но и является экологичным и экономически выгодным. В Германии также становится популярным украшение крыш композициями из цветов, это позволяет человеку почувствовать гармонию с природой, а также подчеркнуть особую индивидуальность здания.

Рисунок 2. Подземные дома Питера Ветча. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные аспекты «природной» архитектуры

Архитектура является одним из основных элементов, присутствующих в жизни человека, а также несет функцию защиты. Поэтому важно организовать пространство и внешний облик здания во взаимосвязи с экологически благоприятной рекреационной средой. Архитектура объединяет в единый организм созданное человеком и существующую природу. Это можно объяснить тем, что гармония является равновесием противоположных сил, что определяет главным принцип существования природы, ведь равноценность сил – это основа гармонии бытия. Сегодняшняя архитектура воплощает природу руками человека и является наивысшей степенью гармоничного воздействия.