Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Сокрылись те часы, как ты меня искала, И вся моя тобой утеха отнята. Я вижу, что ты мне неверна ныне стала, Против меня совсем ты стала уж не та. Мой...
- Не красота зовет меня, А горькая нужда, Один живу, скитаясь, я, За мной бежит беда. Бессилье давит мою грудь Среди отрадных грез, То верю я в свой трудный путь, То...
- Про меня говорят: он, конечно, не гений, — Да, согласен — не мною гордится наш век, Интегральных, и даже других, исчислений Не понять мне — не тот у меня интеллект....
- Неделю прожили в Москве, Но коротка была неделя — Хоть ливень застывал в листве И шевелился еле-еле. И зелено цвело стекло. И твари всякие летали. Светло мне было? Да, светло...
- И с тобой, моей первой причудой, Я простился. Восток голубел. Просто молвила: «Я не забуду». Я не сразу поверил тебе. Возникают, стираются лица, Мил сегодня, а завтра далек. Отчего же...
- Когда меня волной холодной Объемлет мира суета, Звездой мне служат путеводной Любовь и красота. О, никогда я не нарушу Однажды данный им обет: Любовь мне согревает душу, Она — мне...
- У меня квартира умерла, Запылились комнаты и кресла… Появились если бы дрова, Моментально бы она воскресла. Можно жить в квартире хорошо, Но, конечно, не сейчас, а после: Я стихи пишу...
- Ты ищешь меня только в дни одиночества. Когда никого — ни в душе, ни вблизи. А мне утешать тебя больше не хочется, Хоть это и любят у нас на Руси....
- Люби меня, люби, холодная луна! Пусть в небе обо мне твой рог жемчужный трубит, Когда восходишь ты, ясна и холодна. На этой злой земле никто меня не любит. Да будет...
- Никогда и не мечтал он О названии поэта… Лишь однажды написал он Три посредственных куплета… Повезло стихотворенью: Вмиг дошло до прокурора; Новый критик к уложенью Обратился для разбора. Суд, согласно...
- Когда любовь моя смущает ваше счастье, Забудьте про нее… Зачем меня любить! Я благодарен вам за прошлое участье, – Я вашим счастьем буду жить. Пора мне в путь… Скажите мне,...
- Я люблю тебя в дальнем вагоне, В желтом комнатном нимбе огня. Словно танец и словно погоня, Ты летишь по ночам сквозь меня. Я люблю тебя — черной от света, Прямо...
«Сага» Андрей Вознесенский
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться - плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Анализ стихотворения Вознесенского «Сага»
Наверное, самая проникновенная песня о трагической любви была исполнена в рок-опере «Юнона и Авось». Это романс «Я тебя никогда не забуду», стихи для которого написал Андрей Андреевич Вознесенский в 1977 году. Как нельзя лучше это стихотворение описывает чувства героев рок-оперы, но ещё больше оно говорит о переживаниях самого поэта.
Известно, что на протяжении семи лет у Андрея Андреевича был роман с актрисой Татьяной Лавровой. Это было запретное чувство, поскольку оба влюблённых имели законных супругов. Влечение было настолько сильным, что они не могли ему сопротивляться. Но рано или поздно в отношениях между мужчиной и женщиной наступает такой момент, когда страсть становится разрушительной, приносит больше страданий, чем радостей, и в прямом смысле ломает жизнь. Несмотря на то, что Вознесенский и Лаврова по-настоящему любили друг друга, они должны были расстаться.
Именно об этом произведение «Сага». В нём поэт говорит от первого лица. Рассказывая о тяжёлом прощании, поэт подробно описывает каждый шаг лирического героя:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Каждая строфа, за исключением первой и предпоследней, заканчивается эпифорой – фразой «Я тебя никогда не увижу». Это постоянное повторение напоминает молитву и усиливает чувство тоски и безысходности. Лирический герой даже восклицает: «Боже всевышний!»
Несомненно, герою очень трудно покидать любимую. Он стремится защитить её от боли, заботится о её здоровье («заслонивши тебя от простуды»), но не может остаться с ней, несмотря на то, что этим причиняет ей не меньшие страдания. В последний раз он вглядывается в милые глаза. Здесь поэт использует необычную метафору, сравнивая их со спелыми ягодами:
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Герой даже пытается приободриться и убедить себя, что так лучше, что глаза слезятся не от невысказанной боли, а от ветра. И что возвращение не состоится, потому что это просто примета плохая, а не горькая судьба.
Кажется, всё напоминает герою о возлюбленной. Даже вода, подёрнутая рябью, похожа на нежную кожу, на которой проступили мурашки внезапного от холодка:
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу…
Это мучительное прощание благодаря образам, использованным в стихотворении, становится похожим на смерть:
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу…
В этой строфе речь, конечно, идёт об идее перерождения, упоминающейся в произведениях персидского поэта Гафиза (Хафиза) Ширази. В следующем четверостишии поэт сравнивает недомолвки, которые когда-то случались между влюблёнными, с неприятием живыми душами «пустоты неживой». Автор понимает, что эти обычные человеческие сложности – мелочь перед лицом вечности и небытия.
Кроме того, на смерть указывают и последние строки:
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда…
То есть, чувство героя настолько сильно, что его слова, обращённые к возлюбленной, достигают даже неба, где обретаются души после смерти. Однако для обитателей иного мира они окажутся бессмысленными. Впрочем, даже если души влюблённых и встретятся в следующей жизни, герой уверен, что им не суждено узнать друг друга и снова быть счастливыми.
Произведение «Сага» написано в стихотворном размере анапест. Строки рифмуются перекрёстно (abab). Все строки имеют женские окончания.
Благодаря упоминанию знакомых современному читателю мест («Адмиралтейство и Биржа» на берегах Невы в Санкт-Петербурге), живописных сравнений и образов («воду в мурашках запруды»), это стихотворение становится близким и понятным каждому, чьё сердце хотя бы раз посещала любовь. «Сага» — очень сильное произведение, которое способно заставить сопереживать героям любого читателя.
"Но здесь должен я Вашему Сиятельству зделать исповедь частных моих приключений. Прекрасная Консепсия умножала день ото дня ко мне вежливости, разныя интересныя в положении моем услуги ея и искренность, на которыя долгое время смотрел я равнодушно, начали неприметно наполнять пустоту в моем сердце; мы ежедневно зближались в объяснениях, которыя кончились наконец тем, что она дала мне руку свою.
"
Письмо Н. Резанова Н. Румянцеву, 17 июня 1806 года.
«Юнона и Авось» - одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. В названии спектакля использованы имена двух парусников, - «Юнона» и «Авось», - на которых совершала своё плавание экспедиция русского путешественника, графа Николая Резанова. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико).
В основу сюжета легла романтическая история любви Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон Марселлы Аргуэльо. Николай Петрович Резанов , камергер двора Его Величества, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Прекрасно образованный и воспитанный командор сумел очаровать дочь коменданта крепости Сан-Франциско прекрасную Консепсию де Аргуэльо (Кончиту). Состоялось обручение. Свадьбу не предрешали, ибо достигнуто было соглашение: жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора перед папой Римским на искомый брак с католичкой. Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит двух лет, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.
Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. 28 октября 2000 года в Красноярске, на предполагаемом месте захоронения Н.П.Резанова на Троицком кладбище, состоялась панихида и открытие памятника. Памятник представляет собой белый крест, на одной стороне которого написано «Николай Петрович Резанов. 1764-1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791-1857. Я тебя никогда не увижу». На панихиде присутствовал шериф г. Монтерея (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Кончиты, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо.
Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание в 1970 году поэмы "Авось", которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы. По воспоминаниям поэта, «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Разумеется, и поэма, и опера - это не документальные хроники. Как писал сам Андрей Вознесенский, "автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных..."
Для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. В либретто оперы поэт включил и стихотворение "Сага" ("Ты меня на рассвете разбудишь..."), написанное им в 1977 году. Поскольку термин «рок-опера» в то время был запрещен (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера».
Одна из рецензий 2006 года на спектакль театра "Ленком" "Юнона и Авось":
"«Юнона и Авось» – культовый спектакль не только для "Ленкома", но и для театральной Москвы не одного десятилетия. Он появился на свет в 1981 году и с тех самых пор вот уже более двадцати лет идет с неизменным аншлагом. Все в этом спектакле соотнесено безукоризненно: актерские работы, сценография, цвет, свет, ритм. Он до сих пор свеж и многозначен, умен и непривычно броско зрелищен. Слово и мысль, музыка и танец, сценические эффекты, рисунок мизансцен, пластика жестов, изящество костюмов – все слито в органичное единство. История любви русского путешественника, камергера, графа Николая Петровича Резанова и юной красавицы Кончиты, дочери испанского губернатора Сан-Франциско, словно создана для музыкального спектакля. Постановка Марка Захарова, соединившая поэму Андрея Вознесенского и музыкальное произведение композитора Алексея Рыбникова, стала сценическим сочинением с присущей только ему поэтической условностью, метафоричностью, полифонией. Наряду с этим в «Юноне и Авось», как ни в каком другом спектакле Захарова, звучит тема вечной России с ее неистовым, только ей свойственным лиризмом. Спектакль словно наполнен сильным, глубоким и живым дыханием, в чудесной романтической атмосфере которого перед зрителями разыгрывается красивая история любви". (
Это, действительно, прекрасный спектакль, - одна из лучших постановок Марка Захарова. Сейчас в нем задействованы уже другие актеры, но популярность у зрителей по-прежнему не ослабевает.
"Юнона и Авось", в ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина.
Романс "Я тебя никогда не забуду" со временем обрел самостоятельную жизнь, - вне спектакля и его сюжета. Он стал известен всей стране прежде всего благодаря трио "Меридиан". На своих концертах часто пела этот романс и певица Жанна Рождественская, чей уникальный голос звучал во многих кино-хитах того времени. Среди исполнителей были Александр Маршал, Павел Смеян, дуэт "Smash" и многие другие...
Декабрь 2013 года. Финал второго сезона проекта "Голос". Поет Гела Гуралиа. Звучат первые слова: "Ты меня на рассвете разбудишь...". В отличие от театральной версии, у Гелы это - монолог, в котором сосредоточена вся боль человека, расстающегося со своей возлюбленной, и предчувствующего (знающего?), что это - навсегда. Я забываю о том, что это - сцена, вокруг которой переполненный зал, телекамеры, жюри... Я только чувствую эту боль, и одновременно, - огромную внутреннюю силу этого человека. Не только того, от имени которого поет артист, но и его самого - Гелы Гуралиа. Каждая нота тщательно пропета, каждое слово столь же тщательно и продуманно высказано. Возможно, Гела не связывает свое исполнение именно с историей любви графа Резанова и Кончиты, но когда он поет "Заслонивши тебя от простуды...", - я вижу, как бережно укрывает невесту своим плащом старающийся быть мужественным командор. "Не мигая, слезятся от ветра безнадежные карие вишни", - и я действительно ощущаю пронизывающий ветер, вижу тоску и отчаяние в карих глазах его невесты... Этому монологу невозможно не сопереживать. Равнодушным может остаться только тот, кто вообще не наделен этой способностью, - сопереживания.
Как я уже сказала, романс "Я тебя никогда не забуду" пели многие прекрасные артисты, в памяти навсегда останется и голос Николая Караченцова... Но сердце у меня замирает только тогда, когда я слышу, как поет эту сагу Гела Гуралиа. Какое счастье, что романс вошел и в его концертный репертуар. Каждый раз он звучит по-разному, пробуждая новые эмоции и чувства, неизменным остается одно - радость соприкосновения с тем, что называется высочайшим искусством. "Я ничего лишнего не делаю. Я стараюсь смысл песни передать голосом, звуком, - это самое главное", - сказал когда-то Гела. Романс "Я тебя никогда не забуду" служит ярким тому и примером, и подтверждением.
Орел. Видео: Алена П.
А это - моя любимая (на сегодняшний день) "версия":
Иваново. Видео: Елена Хлебникова.
"Для любви не названа цена -
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна..."
Спасибо, Гела!
Использованы материалы сайта.
) Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу». Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета. Я тебя никогда не увижу. Даже если на землю вернёмся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу. И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою. И качнётся бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».. «Род. в Москве. Сын московского гидроинженера. Из одного двора с Андреем Тарковским. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт и отметил это окончание такими стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!». Он не вошёл в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны… Одна из его первых книг не случайно называется «Мозаика». Его собственная мозаичность и помогла ему, может быть, лучше всех других русских поэтов почувствовать ритмику самой мозаичной в мире страны — США, которую он перепутал с Россией так, что трудно разобрать, где Мэрлин Монро, где Майя Плисецкая. Во главу угла он поставил метафору, назвав её «мотором формы»… Его ранние метафоры ошеломляли: «по липу проносятся очи, как буксующий мотоцикл», «мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир», «и из псов, как из зажигалок, светят тихие языки», но иногда шокировали: «чайка — плавки бога». После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары… В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущёв подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг доросли до 200 тысяч. По его стихам были поставлены спектакли «Антимиры» в 1964-м Театром на Таганке и «Авось» в театре Ленинского комсомола. Вознесенский был первым писателем из нашего поколения, получившим Государственную премию (1978). Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский — почётный член американской Академии искусств.» (Евгений Евтушенко)
Вдохновлённый историей любви Марии де ла Консепсьон Марселлы Аргуэльо (Кончиты) и Николая Резанова, Вознесенский (отнюдь не первый в мировой литературе) написал это стихотворение, рефреном проходящее через знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова. В 80-х годах спектакль Марка Захарова «Юнона и Авось» в Ленкоме стал настоящей сенсацией, а роль Резанова стала звёздной ролью актёра Николая Караченцова.
Разумеется, в жизни всё происходило не вполне так, как в рок-опере. Николай Петрович Резанов (Реза нов, ударение на втором слоге), выдающийся государственный деятель времён Екатерины и Павла, камергер при дворе Александра, в самом начале XIX века предпринял героическую попытку упрочить положение русских колоний в Северной Америке. Именно с этой целью было организовано первое кругосветное плавание русских 1803–1806 гг. на судах «Надежда» и «Нева», известное нам как «путешествие Крузенштерна и Лисянского». Гораздо менее нам известно то, что истинным вдохновителем и организатором этого проекта был Николай Резанов, и именно его Александр I назначил руководителем экспедиции, тогда как капитаны Крузенштерн и Лисянский отвечали, что совершенно естественно, за техническую сторону — за кораблевождение.
Отношения между высокопоставленным эмиссаром императора и флотскими офицерами не заладились. В условиях, когда команды подчинялись Крузенштерну и Лисянскому, за тысячи миль от Петербурга, дело фактически дошло до бунта. Из письма Резанова:
… «Кто подписал?». — Я отвечал: «Государь наш Александр» — «Да кто писал?» — «Не знаю», — сказал я. — «То-то не знаю», — кричал Лисянский, — «мы хотим знать, кто писал, а подписать-то знаем, что он всё подпишет»…
Ругательства продолжались, и я принужден был, избегая дальнейших дерзостей, сколь ни жестоко мне приходилось проходить экватор, не пользуясь воздухом, никуда не выходя, до окончания путешествия и по прибытии в Камчатку вышел первый раз из каюты своей.
На Камчатке с помощью губернатора и солдат бунт был погашен, офицеры признали свою вину и попросили прощения, и Резанов великодушно простил будущего адмирала и героя…
А затем последовал переход к Японским островам, ведь одной из миссий Резанова было официальное посольство в наглухо закрытую тогда Японию. Впрочем, эта дипломатическая миссия закончилась полным провалом: «Повелитель Японии крайне удивлён прибытием русского посольства; император не может принять посольства, а переписок и торговли с россиянами не желает и просит, чтобы посол выехал из Японии». Камнем преткновения уже тогда явились Курильские острова и Сахалин.
Аляска, «Русская Америка». Мы до сих пор не можем толком освоить Сибирь, а уж Аляска, да ещё 200 лет назад… Короче, чтобы спасти несколько тысяч людей от голодной смерти, Резанов принимает решение немедленно спуститься в Калифорнию — в то время испанскую. Срочно купленная у англичанина по фамилии Вульф «Юнона», зашедшая было в порт для мелкого ремонта, взяла курс на юг, чтобы в апреле 1806 года войти в залив Сан-Франциско.
И вот уже после Японии, отправив Крузенштерна в Индийский океан и далее вокруг Европы в Петербург, Николай Резанов оказался в Америке.
Там они и познакомились, Резанов и Кончита.
Русский дипломат и царедворец, великолепно образованный, со светскими манерами, которому как раз тогда исполнилось 42 года, вдовец, три с половиной года как похоронивший свою молодую жену (Анна Шелихова, дочь богатого, но незнатного основателя русских поселений в Америке, вышла за Резанова в возрасте 15 лет, родила ему сына и дочь Ольгу — и умерла через несколько дней после родов, не прожив с мужем и восьми лет; Резанов: «Восемь лет супружества нашего дали мне вкусить всё счастие жизни сей как бы для того, чтобы потерею её отравить наконец остаток дней моих»).
Красавица-испанка, дочь коменданта Сан-Франциско, а впоследствии — Санта-Барбары. По странной иронии судьбы, ей тоже только-только исполнилось 15 лет. Георг Лангсдорф, личный врач Резанова:
Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко.
Великосветскому петербуржцу совсем нетрудно было вскружить голову юной провинциальной красавице. Она полюбила — и этим всё сказано. Несмотря на первоначальное противодействие родителей девушки, предложение руки и сердца было принято: Кончита в своей любви готова была идти до конца.
Состоялась помолвка, а свадьбу было решено отложить на пару лет, до получения разрешения церковных инстанций.
Но не будем забывать, что главной целью раздосадованного срывом миссии в Японии Резанова было всё-таки обеспечение русских поселений на Аляске. Была ли столь уж искренней его любовь? Едва ли… Из донесения Н. П. Резанова в Петербург:
Видя положение моё не улучшающееся, ожидая со дня на день больших неприятностей и на собственных людей своих ни малой надежды не имея, решился я на серьёзный тон переменить свои вежливости. Ежедневно куртизируя гишпанскую красавицу, приметил я предприимчивый характер её, честолюбие неограниченное, которое при пятнадцатилетнем возрасте уже только одной ей из всего семейства делало отчизну её неприятною…
Они [родители Кончиты — В. А. ] прибегли к миссионерам, те не знали, на что решиться. Возили бедную Консепсию в церковь, исповедывали её, убеждали к отказу, но решимость её наконец всех успокоила. Святые отцы оставили разрешению Римского Престола, и я, ежели не мог окончить женитьбы моей, то сделал на то кондиционный акт и принудил помолвить нас, на то coглашено с тем, чтоб до разрешения Папы было сие тайною. С того времени, поставя себя коменданту на вид близкого родственника, управлял я уже портом Католического Величества так, как тою требовали и пользы мои, и губернатор крайне удивился-изумился, увидев, что весьма не в пору уверял он меня в искренних расположениях дома сего и что сам он, так сказать, в гостях у меня очутился…
Истинный государственный муж, Резанов настаивает на организации русского поселения севернее Сан-Франциско (Форт Росс). Более того, он видит перспективу перехватить у Испании все её калифорнийские владения. Ну и, конечно, ближайшая задача — снабдить продовольствием Русскую Америку — оказалась в итоге блестяще решена. В начале лета «Юнона» и совсем малое судно «Авось» покинули берега Калифорнии.
Что же было далее? Далее: Резанов на свой страх и риск приказывает командирам этих судов совершить вооружённое нападение на японские поселения Курильских островов, чтобы закрепить их принадлежность России. Сам же он через Охотск и Иркутск направился в Петербург. Далее: вблизи Красноярска произошёл несчастный случай — падение с лошади на зимней дороге. В начале марта 1807 года Николай Резанов скончался в Красноярске и был там же похоронен.
Незадолго до смерти, в одном из последних своих писем (М. М. Булдакову), Резанов расставил все точки над «и»:
Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Консепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю её, и плачу о том, что нет ей места в сердце моём, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, СОХРАНИ тайну.
…Кончита узнала о его смерти уже через год. Она так никогда и не вышла замуж, посвятив себя благотворительности и заслужив среди местного населения прозвище «Благословенная».
Спустя 45 лет после своего знакомства с Резановым, в 1851 году, она стала первой монахиней первого женского монастыря в Калифорнии. В декабре 1857 года Кончита умерла. Ей тогда было почти 67 лет.
Могила Анны Резановой по-прежнему находится в Невской лавре («Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора…»). В Америке бережно сохраняют могилу Кончиты: на кладбище св. Доминика в Калифорнии, у надгробного памятника, всегда много цветов.
Могила Резанова в Красноярске утеряна уже в советское время. Утеряна прочно: когда в Красноярск прибыли американцы, чтобы поклониться праху Николая Резанова и оставить на его могиле горсть земли с места захоронения Кончиты, то никакие усилия местных краеведов не помогли определить последнее пристанище высокопоставленного русского дипломата.
Брет Гарт, из поэмы «Консепсьон де Аргельо»:
… Цитадель вся расцветилась, разукрашен пышно зал, Путешественник известный, сэр Джордж Симпсон там блистал. Много собралось народу на торжественный банкет, Принимал все поздравленья гость, английский баронет. Отзвучали речи, тосты, и застольный шум притих. Кто-то вслух неосторожно вспомнил, как пропал жених. Тут воскликнул сэр Джордж Симпсон: «Нет, жених не виноват! Он погиб, погиб бедняга сорок лет тому назад. Умер по пути в Россию, в скачке граф упал с конём. А невеста, верно, замуж вышла, позабыв о нём. А жива ль она?». Ответа нет, толпа вся замерла. Конча, в чёрное одета, поднялась из-за стола. Лишь под белым капюшоном на него глядел в упор Чёрным углем пережжённым скорбный и безумный взор. «А жива ль она?» — В молчаньи чётко раздались слова Кончи в чёрном одеяньи: «Нет, сеньор, она мертва!»
Однажды в разговоре на радиостанции «Маяк» Андрей Вознесенский признался:
Раз мне приснилось стихотворение, я проснулся, записал его, но утром никак не мог вспомнить, что это такое. Это стихи в «Юноне и Авось», они читаются как сага. «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду». Вот мои «сонные» стихи…
Вполне возможно, что определённое влияние на сон поэта оказало классическое стихотворение Мандельштама «Армения», в первой же строфе которого упоминается Гафиз: «Ты розу Гафиза колышешь // Плечьми осьмигранными дышишь // Мужицких бычачьих церквей…», — а строфа 11 начинается так: «Я тебя никогда не увижу, // Близорукое армянское небо…».
Впрочем, при чём тут Гафиз, при чём тут Вознесенский или Мандельштам! Разве поэты придумали фразу, которая веками повторяется влюблёнными…
«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду…»
Валентин Антонов, август 2006 года