Российский красный крест. Происхождение знака медицины Эмблема красный крест на белом фоне

Разговор о Красном Кресте и Красном Полумесяце - точнее, о Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца - уместнее всего начать с 24 июня 1859 г., когда состоялось сражение близ Сольферино - деревушки в Ломбардии. Сказать, что битва была жестокой - значит, ничего не сказать: несколько тысячи раненых были брошены на поле сражения умирать в мучениях!

Свидетелем этих ужасных событий был в числе прочих швейцарец Жан Анри Дюнан. Потрясённый, он решил, что надо что-то делать! Если государство не заботится о солдатах, не щадящих себя по воле политиков - значит, этим должен заниматься кто-то другой - должна быть организация, которая возьмёт на себя заботу о пострадавших во ходе войн, не делая различий ни по гражданству, ни по национальности, ни по религии - которая будет помогать людям только потому, что они нуждаются в помощи!

И вот Ж.А.Дюнан пишет книгу, где не только рассказывает о кошмарах битвы при Сольферино, но и даёт рекомендации, что можно сделать, чтобы такое не повторялось: нужно создать национальные организации, которые будут заниматься помощью пострадавшим, и международный комитет, чтобы координировать их действия.

И голос Ж.А.Дюнана был услышан! Женевский адвокат Г.Мойнье организовал Международный комитет помощи раненым (известный также как Комитет Пяти), и комитет этот созвал в 1863 г. конференцию в Женеве. Там было всего 36 участников - но и резолюции этой конференции привлекли внимание к проблеме. Вторая конференция состоялась 8 августа 1864 г., именно тогда принята конвенция «Об улучшении состояния раненых в армиях воюющих стран», известная как Женевская конвенция, и достигнута договорённость о международной организации, в задачи которой будет входить помощь людям, пострадавшим в военных конфликтах. Тогда же учредили эмблему этого общества - она должна была стать своего рода «охранной грамотой» для её представителей в районах, где идёт война.

Поскольку рождение новой организации имело место в Швейцарии, то эмблема её была создана «по образу и подобию» флага этого государства: швейцарский флаг, как известно, белый крест на красном, знаком же организации стал его «обратный» вариант - красный крест на белом. Сама же организация - исходя из эмблемы - получила такое имя: «Международный комитет Красного Креста». Правда, Османская империя усмотрела в таком знаке иной смысл, ассоциируя крест с ненавистным христианством, и заменила крест мусульманским символом, а именно - красным полумесяцем. Позднее - в 1929 г. - красный полумесяц утверждён как ещё одна официальная эмблема (в 2005 г. выдвигалось предложение ввести ещё и третью - красную звезду Давида - но поддержки это предложение не получило). Правда, уже в XXI веке - когда всякое упоминание о религии вообще и о христианстве в особенности - вызывает бурю иррациональной ненависти - была введена третья эмблема - красный кристалл, в виде ромба.

Следует заметить, что такая эмблема - сочетание символов разных религий - как нельзя больше соответствует принципам этой организации, провозглашённым на Международной конференции в 1965 г.:
-гуманность
-беспристрастность
-нейтральность
-независимость
-добровольность
-единство
-универсальность.

Это значит, что организация международная, все входящие в него национальные общества имеют равные обязанности и права и содействуют друг другу, она не становится ни на одну из сторон в военных конфликтах и оказывает помощь абсолютно всем нуждающимся, не делая различий ни по национальности, ни по расе, ни по религии, ни по каким-либо другим признакам, не стремится к получению выгоды.

С 1986 эта организация именуется Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца. Начав с помощи раненым на войне, она со временем расширила деятельность.Это и помощь пострадавшим во время природных катаклизмов и техногенных катастроф, и подготовка медсестёр, и помощь больницам, и сбор донорской крови, и помощь инвалидам, и даже «ликбез» для населения: как правильно ухаживать за детьми, как оказывать доврачебную помощь и т.д. Как видим, деятельность Красного креста и Красного Полумесяца достаточно обширна. В эту организацию входит 190 национальных обществ и более 100 миллионов добровольцев.

Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.

Великие и ужасные

Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды

Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.

«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».

Из абиссинской легенды


Змей считали бессмертными – ведь они способны периодически сбрасывать кожу, то есть обновляться. Многие мифы сходятся в том, что изначально этот дар предназначался людям, но либо пронырливые пресмыкающиеся украли его, как в шумерских легендах, либо человек сам отказался от тяжелого бремени вечной жизни в пользу ползучих гадов, как в греческом мифе.

В античном мире змеи были очень тесно переплетены с медициной. Так, именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды он был приглашен во дворец критского правителя Миноса, чтобы воскресить умершего царевича. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Будущий бог воспользовался этой травой и воскресил умершего.

Змея обвивает тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте, кобра - одна из ипостасей богини. Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии. С одной стороны, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, с другой, используя зловещий вид змеи, отпугнуть болезни.

Судьбоносный сосуд

Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.

Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.

Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ней же смешивали териаки - античные и средневековые универсальные противоядия. Вплоть до XX века медные или латунные чаши использовали аптекари.

Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.

Символ, да не тот

Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?

Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.

В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.

Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.

Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.

Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).

И другие


Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе

Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.

Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.

«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Амвросий Медиоланский (III в.)


Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде женщины (предположительно - Гигиеи), увенчанной лаврами. В одной руке ее был посох, обвитый змеей, а в другой - петух.

Кресты и звезды

Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.

Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.

Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.

Очень короткое лирическое отступление: если уж совсем корректно, то красные (хотя и не только красные) кресты рисовали на своей одежде еще тамплиеры и госпитальеры, причем именно последним мы обязаны появлением госпиталей. Изначально они были своеобразными пристанищами, гостиницами что ль, но постепенно так стали говорить именно о военных (сначала), а потом - и о гражданских лечебницах. Другое дело, что госпитальерские кресты отличались от швейцарского, который взял себе МККК, но это уже совсем другая история.

Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.

Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.

МЧС-ники пилюлю проглотили, кресты сняли, а на их место поставили синюю звезду о шести лучах, причем лучи эти – основные задачи, которые решают спасатели и парамедики: обнаружение, связь со специалистами, реагирование, помощь на месте, помощь при транспортировке, доставка в ЛПУ. Звезда была запатентована в 1977 году, за основу при ее разработке был взят логотип Американской медицинской ассоциации. В 1997 году срок патентной защиты истек, и сегодня очень многие «Скорые» по всему миру несут на своих бортах «Звезду жизни» - от Перу до Польши и от Швеции до Италии. Примечательно, что внутри синей звезды – правильный посох, классический, длинный, с одной змеей и без крыльев.

P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.

Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24

Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.

Великие и ужасные

Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды

Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.

«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».

Из абиссинской легенды


Змей считали бессмертными – ведь они способны периодически сбрасывать кожу, то есть обновляться. Многие мифы сходятся в том, что изначально этот дар предназначался людям, но либо пронырливые пресмыкающиеся украли его, как в шумерских легендах, либо человек сам отказался от тяжелого бремени вечной жизни в пользу ползучих гадов, как в греческом мифе.

В античном мире змеи были очень тесно переплетены с медициной. Так, именно змея, согласно греческой мифологии, навела на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды он был приглашен во дворец критского правителя Миноса, чтобы воскресить умершего царевича. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Будущий бог воспользовался этой травой и воскресил умершего.

Змея обвивает тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте, кобра - одна из ипостасей богини. Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии. С одной стороны, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, с другой, используя зловещий вид змеи, отпугнуть болезни.

Судьбоносный сосуд

Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.

Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.

Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ней же смешивали териаки - античные и средневековые универсальные противоядия. Вплоть до XX века медные или латунные чаши использовали аптекари.

Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.

Символ, да не тот

Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?

Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.

В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.

Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.

Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.

Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).

И другие


Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе

Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.

Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.

«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Амвросий Медиоланский (III в.)


Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде женщины (предположительно - Гигиеи), увенчанной лаврами. В одной руке ее был посох, обвитый змеей, а в другой - петух.

Кресты и звезды

Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.

Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.

Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.

Очень короткое лирическое отступление: если уж совсем корректно, то красные (хотя и не только красные) кресты рисовали на своей одежде еще тамплиеры и госпитальеры, причем именно последним мы обязаны появлением госпиталей. Изначально они были своеобразными пристанищами, гостиницами что ль, но постепенно так стали говорить именно о военных (сначала), а потом - и о гражданских лечебницах. Другое дело, что госпитальерские кресты отличались от швейцарского, который взял себе МККК, но это уже совсем другая история.

Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.

Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.

МЧС-ники пилюлю проглотили, кресты сняли, а на их место поставили синюю звезду о шести лучах, причем лучи эти – основные задачи, которые решают спасатели и парамедики: обнаружение, связь со специалистами, реагирование, помощь на месте, помощь при транспортировке, доставка в ЛПУ. Звезда была запатентована в 1977 году, за основу при ее разработке был взят логотип Американской медицинской ассоциации. В 1997 году срок патентной защиты истек, и сегодня очень многие «Скорые» по всему миру несут на своих бортах «Звезду жизни» - от Перу до Польши и от Швеции до Италии. Примечательно, что внутри синей звезды – правильный посох, классический, длинный, с одной змеей и без крыльев.

P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.

Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24

| Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 31
Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта

Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограничить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь - обеспечить необходимую защиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому населению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюющими сторонами во время боевых действий, необходимо отличать военные объекты от гражданских, а комбатантов от некомбатантов. В соответствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находящихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.

Красный крест и красный полумесяц на белом фоне

Это одни из старейших международных отличительных знаков. Еще в 1863 г. изображение красного креста на белом поле было официально признано в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым, а с 1864 г. - медицинских служб вооруженных сил. Чуть позднее, с 1876 г., с той же целью стали использовать изображение красного полумесяца на белом поле (рис. 15). В настоящее время правила использования этих знаков закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.

Рис. 15

Во время вооруженного конфликта эмблемы красного креста и красного полумесяца используют:

Военные медицинские службы;
гражданские медицинские службы, национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца и другие добровольные общества по оказанию помощи, с разрешения официальных властей;
Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
военный духовный персонал и гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны);
транспортные средства и объекты, здания, оборудование, предназначенные для оказания помощи раненым и ухода за ними.

Находясь под защитой международного гуманитарного права, они ни при каких условиях не могут быть объектами для нападения и должны пользоваться уважением и покровительством со стороны воюющих.

Эмблемы красного креста или красного полумесяца следует использовать исключительно для защиты тех, кто имеет на это право. Поэтому использование эмблем для того, чтобы вызвать доверие противника и, воспользовавшись этим, убить его или нанести его здоровью серьезный ущерб, согласно нормам международного гуманитарного права рассматривается как акт вероломства и подлежит судебному преследованию. К таким действиям, например, относятся использование защитной эмблемы красного креста или красного полумесяца на военных объектах, а также использование медицинских объектов для укрытия вооруженных комбатантов, размещения оружия и военной техники или оборудования их под наблюдательный пост. В подобных случаях после четкого и исчерпывающего предупреждения может наступить прекращение предоставления защиты медицинским подразделениям и объектам, что крайне опасно для жизни и здоровья людей, действительно нуждающихся в защите.

Гражданская оборона

Во время военных действий мероприятия по защите и выживанию гражданского населения организует система гражданской обороны.

В качестве отличительного знака, обеспечивающего защиту объектам, персоналу, учреждениям, транспортным средствам гражданской обороны, используют синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне (рис. 16).

Рис. 16

Задачи гражданской обороны, предусмотренные международным гуманитарным правом:

Оповещение населения;
эвакуация населения;
предоставление и обустройство убежищ;
осуществление мер по светомаскировке;
спасательные работы;
медицинское обслуживание, включая первую помощь и помощь религиозного характера;
борьба с пожарами;
обнаружение и обозначение опасных районов;
обеззараживание и другие подобные методы защиты;
предоставление крова и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях;
срочная помощь по восстановлению и поддержанию порядка в районах бедствия;
срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
срочное захоронение трупов;
помощь в сохранении объектов, существенно необходимых для выживания;
планирование и организация осуществления этих мер.

Культурные ценности

Под культурными ценностями понимают имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. Это памятники архитектуры, произведения искусства, рукописи, книги, научные коллекции, а также здания, предназначенные для хранения культурных ценностей: музеи, крупные библиотеки, архивные хранилища и центры, содержащие значительное количество объектов недвижимости, представляющих собой культурную ценность.

Общая защита культурных ценностей предполагает, что государство еще в мирное время обязуется подготовить на своей территории их охрану от возможных последствий вооруженного конфликта: построить для них укрытия, подготовиться к возможному перемещению их в безопасное место, обозначенное специальным отличительным знаком - бело-голубым щитом (рис. 17).

Рис. 17

Этим же знаком пользуется персонал по защите культурных ценностей. Нападение на исторические памятники, использование их для прикрытия военных действий, грабеж, вандализм или присвоение культурных ценностей запрещены и должны пресекаться.

Существует также знак, обеспечивающий особую защиту культурных ценностей: бело-голубой щит, три знака, расположенные треугольником, один знак внизу (рис. 18).

Рис. 17

Под особую защиту может быть взято ограниченное число центров сосредоточения культурных ценностей и укрытий, предназначенных для их сохранения. Таким знаком обозначают также транспортные средства для перевозки культурных ценностей. Культурные ценности, находящиеся под особой защитой, должны располагаться на достаточном расстоянии от крупного промышленного или любого важного военного объекта, такого как, например, аэродром, радиостанция, важный порт или станция железной дороги. Особая защита предоставляется объекту путем внесения его в Международный реестр культурных ценностей, который ведет ЮНЕСКО.

Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции

Нападения на эти объекты могут вызвать высвобождение опасных сил из-под контроля и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Поэтому для их обозначения используют специальный отличительный знак: три ярко-оранжевых круга, расположенных на одной оси на белом фоне (рис. 19).

Рис. 19

Чтобы защитить такие опасные объекты от нападения, воюющие стороны могут возводить специальные оборонительные сооружения, а чтобы обеспечить их дополнительную защиту - заключать между собой специальные соглашения.

Белый флаг

Использование белого флага - одна из старейших воинских традиций (рис. 20).

Рис. 20

Белый флаг не обязательно означает прекращение огня или сдачу в плен. Он также может свидетельствовать о намерении вступить в переговоры с противной стороной с целью: эвакуировать раненых или потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны боевых действий; обеспечить безопасность желающих сдаться в плен; обеспечить безопасность определенных объектов (школ, госпиталей и т. д.); оказать помощь гражданским лицам в зоне боевых действий.

Парламентеры с белым флагом должны пользоваться уважением. Они, в свою очередь, не могут использовать преимуществ своего положения для разведывательных целей или получения военного превосходства.

Нейтральная зона

В качестве экстренной меры стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать в районах осуществления боевых действий нейтральные зоны, предназначенные для защиты следующих лиц: раненых и больных; медицинского персонала для ухода за ними; не принимающих участия в военных действиях гражданских лиц, которые, находясь в нейтральных зонах, не выполняют работ военного характера.

В качестве обозначения такой зоны используют знак: белый квадрат с красной полосой по диагонали (рис. 21).

Рис. 21

Воюющая сторона несет ответственность за правильное использование отличительного знака. Он должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет конкретная тактическая обстановка (например, ночная подсветка, видимость в инфракрасных лучах). Любое использование эмблемы для целей, не предусмотренных международными договорами, запрещено и подлежит преследованию по закону. Создание нейтральной зоны часто сопровождается ее демилитаризацией (запрещением сохранять на ней старые и возводить новые укрепления, держать войска, создавать военно-промышленные объекты).

Вопросы и задания

1. Перечислите международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта.

2. Кто имеет право использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта?

3. Какие действия государства предполагает общая защита культурных ценностей?

4. Что означает использование белого флага?

Задание 50

Сравните выдержки из дневника Й. Геббельса и воспоминаний У. Черчилля. Оцените, какие положения современного международного гуманитарного права были нарушены противниками.

Из дневника Й. Геббельса (1941):

«14 марта. ...Наша авиация (около 400 самолетов) нанесла при хорошей видимости сильный удар по Ливерпулю. Результат устрашающий.

11 апреля. ...В центре Берлина после налета английской авиации большие разрушения. На Унтер ден Линден сгорело здание Оперы. Трагическая потеря. За нее они нам дорого заплатят. Сильно пострадали здания университета и государственной библиотеки. Всему миру мы представили этот налет как варварский акт.

18 апреля. ...650 бомбардировщиков сбросили на Лондон 1050 т бомб - самый сильный из всех наших налетов. Это возмездие за разрушения, причиненные англичанами в центре Берлина.»

О действиях немецко-фашистской авиации в эти дни У. Черчилль писал:

«8 апреля подвергся ожесточенной бомбардировке Ковентри. 16 и 17 апреля шли сильные налеты на Лондон: во время этих налетов было убито свыше 2300 человек и более 3000 тяжело ранено...»

Задание 51

Прочитайте следующие фрагменты текста.

«...Только по 25 районам Тульской области оккупанты отобрали у советских граждан 14 048 коров, 11 860 свиней, 28 459 овец, 2 1 31 678 кур, уток... В 23 районах Московской области ими было разрушено - 928 деревень, 38 423 жилых дома в деревнях и 5140 домов в городах, 947 школ, 159 больниц, 54 детских дома...» (из ноты Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.).

«В мае 1945 г. немецкое гражданское население, парализованное страхом сокрушительного поражения Германии в войне, с ужасом ожидало разгула звериных инстинктов русских солдат. Однако... солдаты выкатывали на улицы поверженных городов полевые кухни, кормили людей, спасая их от голода. В те же дни советские военные власти принимали энергичные меры по очищению улиц от завалов, восстановлению разрушенных домов, медобеспечению населения, открывали школы и детские сады» (из статьи: «Кто кормил берлинцев в мае 1945». Военно-исторический журнал, март 1996 г.).

Определите, какие положения международного гуманитарного права они иллюстрируют.

Задание 52

Внимательно прочтите приведенные здесь статьи 355 и 356 Уголовного кодекса РФ и ответьте, почему законодательные органы Российской Федерации сочли необходимым включить в него эти статьи, связанные с международным гуманитарным правом.

Статья 355. Разработка, производство накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Задание 53

Прочитайте и ответьте, на защиту кого и в каких ситуациях направлены положения, содержащиеся в «Кодексе правил для солдата», разработанном военными экспертами.

1. Будь дисциплинированным солдатом. Несоблюдение законов войны может опорочить и армию, и солдата и привести к чрезмерным страданиям людей.

2. Вести боевые действия можно только против комбатантов (участников боевых действий) противника; нападать можно только на военные объекты.

3. Не производи разрушений, больше чем требуется для выполнения боевой задачи.

4. Не сражайся с противником, который вышел из строя или сдается. Разоружи его и передай своему командиру.

5. Подбирай раненых и больных и оказывай им помощь независимо от того, к какой стороне они принадлежат.

6. Обращайся гуманно со всеми гражданскими лицами и с захваченным противником.

7. С военнопленными следует обращаться гуманно. Они обязаны сообщить только данные о своей личности. Физические и моральные пытки военнопленных запрещены.

8. Взятие заложников запрещается.

9. Воздерживайся от любых актов мести.

10. Относись с уважением к лицам и предметам, отмеченным знаком красного креста, красного полумесяца, флагом парламентера или знаком защиты культурных ценностей.

11. Относись с уважением к чужой собственности. Грабеж запрещается.

12. Старайся воспрепятствовать нарушению этих правил. О всяких нарушениях докладывай командиру. Любое нарушение законов подлежит наказанию.

Задание 54

Эмблема «красный крест на белом фоне» была официально признана в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым и больным:

а) в 1812 г.;

б) в 1863 г.;

Выберите правильный вариант ответа.

Задание 55

В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых или потерпевших кораблекрушение военнослужащих, а также гражданских лиц из зоны боевых действий, используют знак:

а) белый квадрат с красной полосой;

б) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;

в) белый флаг;

Выберите правильный вариант ответа.

Изображение чаши со змеей, украшающее вывески аптек и прочих медицинских учреждений, знакомо с детства. Взрослые на вопрос «Что бы это значило?» любят отвечать, что «так собирают змеиный яд, из которого потом делают лекарства». Версия распространенная, хотя несколько наивная. Можно подумать, что все лекарства только из яда и делают. На самом деле вся фармацевтическая промышленность всего мира использует в год всего несколько сотен грамм этой субстанции. С таким же успехом символом медицины могла бы быть, например, пчела, или оленьи рога, или что-нибудь еще более экзотическое.

Несмотря на повсеместное распространение этого символа, называемого «Гиппократова чаша», точное его происхождение и толкование до сих пор неизвестны. Автором версии про яд является известный исследователь Заблудовский. По его мнению, это изображение появилось на рубеже нашей эры. По данным других исследователей, в частности академика Павловского, это изображение стало использоваться как символ медицины лишь в XVI веке с легкой руки знаменитого Парацельса.
Впрочем, и чаша, и змея, правда, по отдельности, использовались в качестве различных символов еще в 800 - 600 гг. до н. э., в том числе и как атрибуты древнегреческих богинь здоровья Гигеи (от имени которой произошло слово «гигиена») и Салуты.
Змея всегда символизировала мудрость, знания, долголетие и вечную юность - ежегодная смена кожи символизировала омоложение.
Впрочем, существует и противоположное мнение о том, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи.
Использование чаши в качестве символа врачевания связывают с целительными свойствами воды и традицией приготовления лечебных снадобий в ритуальных чашах.
Однако еще в намного более отдаленные времена чаша со змеей использовалась в символизме Древнего Египта. В виде змеи изображалось древнеегипетское божество Кнеф или Кематеф - самосозданный создатель, сформировавший мир из хаоса. Чаша в этом изображении символизировала сосуд, содержащий первоматерию - физическую основу всего. Кнеф в виде змеи склоняется над чашей с первоматерей и одухотворяет ее своим дыханием, пробуждая к жизни. Согласитесь, очень красиво и символично, хотя от медицины далековато. Кстати, известно, что Парацельс, впервые предложивший это сочетание в качестве медицинского символа, был алхимиком и мистиком, хорошо знакомым с древними эзотерическими знаниями. Ему то уж наверняка был известен точный смысл этого изображения.
Во времена Петра I чаша со змеей или двумя змеями была введена как знак врачебной службы в армии. В 1924 году Гиппократова чаша была утверждена в качестве символа военной медицины Реввоенсоветом и до сих пор остается в России эмблемой военно-медицинских подразделений. А наиболее общепринятым является использование этого символа в фармацевтической деятельности. Украшала Гиппократова чаша и значки, выдававшиеся в СССР выпускникам медицинских вузов.
Один из современных историков медицины, обратившихся к анализу символизма чаши, обвитой змеей, Бородулин высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы".
Кстати, официальным символом медицины является не Гиппократова чаша, а змея, обвивающая посох древнегреческого бога врачевания Асклепия. Это изображение было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 г.
В заключение истории Гиппократовой чаши остается добавить, что в народе этот символ интерпретируют как «Теща кушает мороженое».

Кстати…
Красный крест - не символ медицины
Другим распространенным символом «всего медицинского» является красный крест. Удивительно, но в большинстве случаев эта эмблема используется незаконно.

История Красного креста
Красный крест стал символом в XIX веке. Во время франко-австрийской войны швейцарец Анри Дюнан был настолько впечатлен увиденным на полях сражений, что написал статью, в которой задавался вопросом: возможно ли создание благотворительной организации для оказания помощи раненым во время вооруженных конфликтов. Публикация Дюнана привлекла внимание Женевского благотворительного общества, которое создало комитет из 5 человек для практической реализации этих идей. Позже этот комитет получил название Международного Комитета Красного Креста - МККК.
Первое заседание МККК состоялось в 1873 году в Швейцарии, и в дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам и организовавшей первую Женевскую конференцию, за основу эмблемы МККК был принят государственный флаг Швейцарии, но с заменой цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
Таким образом, эта эмблема изначально создавалась для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, как символ беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Она предназначена для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военных конфликтов. Это совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз".
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, при условии, что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.
У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности.
Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне. По мнению общества Красного креста, неправильное использование этого символа может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Поэтому власти многих стран по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.