Русская поэзия серебряного века. Предмет исследования: Поэзия русской литературы конца XIX –начала XX века Тема: Серебряный век-период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся

Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX — начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век — это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл.

Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.

Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, — З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» — А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов — Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.

В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).

Валерий Брюсов в начале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты». Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру».

Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы». Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».

Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда». В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:

Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной.

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.

Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.

Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал: Материал с сайта

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин…

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема свободы в поэзии
  • поэзия серебряного века и о направлении в краткости
  • русская живопись серебряного века краткое содержание
  • русская литература начало 19 века краткое содержание
  • бальная поэзия конца 19 века

Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет повторить и обобщить знания по теме, развивает творческие способности и эстетический вкус учащихся, их исследовательске навыки и умение работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе
(с применением проектных технологий)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Жагрова В.В.

Цели:

  • повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма - символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы;
  • развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки, умение работать в группе;
  • способствовать повышению общей эрудиции детей .

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Поэзия этого периода по своей сути является как бы мелодией слов, своеобразным звукопорядком.

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне в сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Иннокентий Анненский… Обратите внимание, насколько глубоко, образно, философично!

Однако Серебряный век, в отличие от пушкинской эпохи, названной в русской литературе «золотым веком», не может быть назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких выдающихся мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

Сегодня на уроке речь пойдет о таком явлении в русской литературе, как модернизм. Мы говорили о нем много и подробно и сегодня как бы подводим итог. Результатом наших исследований стала книга о русском модернизме конца 19 - начала 20 века, составленная нами с опорой на материалы литературоведения, наши знания, вкусы, пристрастия.

Сегодня мы пригласили вас в наш Литературный салон для презентации этой книги. Хозяйка салона - Валиева Елена. Ей слово.

Ведущая:

  • Задача, которую мы перед собой ставили, создавая эту книгу, - рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма – символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы; постараться воссоздать общую картину поэтической эпохи, названной Серебряным веком, без которой достаточно сложно разобраться в отдельных ее проявлениях.
  • Книга создавалась совместными усилиями. Работали группы «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «имажинистов», которые, изучив литературоведческие источники, постарались составить краткую справку о выбранном литературном направлении, назвать имена наиболее значимых, на их взгляд, представителей данного течения, сделать подборку стихов этих поэтов, отражающих их поэтическую манеру. Параллельно работала группа искусствоведов, подбиравших для оформления произведения художников и композиторов Серебряного века.
  • Открывает книгу общая характеристика понятия «модернизм»

Страница 1

Модернизм.

Термин «модернизм» в переводе с французского означает новейший, современный и в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы 20 века, отошедших от традиций внешнего подобия.

Термин «модернизм» достаточно точно передавал заложенную в литературе Серебряного века идею создания новой литературы и воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Сущностью модернизма было то, что модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками».

Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм – основные течения модернизма.

Страница 2

Символизм

Ведущая. Следующая страница книги посвящена наиболее крупному литературному направлению конца 19 - начала 20 века - символизму. Символизм (от греч. Symbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870-1910 годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже 19-20 веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Само слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание», то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Для поэтики символизма характерны:

  • передача тончайших движений души;
  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
  • изысканная образность, музыкальность и легкость слога;
  • поэтика намека и иносказания;
  • знаковое наполнение обыденных слов;
  • отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи;
  • недосказанность, утаенность смысла;
  • стремление создать картину идеального мира;
  • эстетизация смерти как бытийного начала;
  • элитарность, ориентация, на читателя-соавтора, творца

Символизм был явлением неоднородным, пестрым и достаточно противоречивым. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживавшихся порой самых разных взглядов. В литературоведении принято различать «старших» и «младших» символистов.

«Старшие символисты»

«Младосимволисты»

Петербургская группа

Московская группа

Представители

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

И. Анненский

В. Брюсов

К. Бальмонт

А. Блок

А. Белый

В.Иванов

Эллис

Теоретики

Д. Мережковский

В. Брюсов

В.Соловьев

Статьи

Д.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы »

В. Брюсов «Ключи тайн»;

К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»

А. Белый « О религиозных переживаниях»

Журналы

«Северный вестник»

«Весы» «Аполлон»

Размежевание на «старших» и «младших» символистов происходило не столько в силу возраста, сколько из-за разницы мироощущения и направленности творчества.

«Старшие символисты» не ставили целью создание системы символов; они в большей степени эпатажные декаденты, импрессионисты, которые стремились передать тончайшие оттенки настроений, движения души. Постепенно слово как носитель смысла для символистов утратило цену. Оно приобрело ценность только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.

«Младосимволисты» опирались на учение философа- идеалиста и поэта Вл. Соловьева, углубившего идею Платона о «двоемирии». Соловьев пророчил конец мира, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – «Мировой Душой»(она же «Вечная Женственность»), что приведет к созданию «Царства Божьего на земле».

  • Одним из зачинателей русского символизма был Дмитрий Сергеевич Мережковский

Д.С.Мережковский был одним из зачинателей русского символизма. Вышедший в 1892 году в Петербурге его поэтический сборник «Символы» дал имя нарождающемуся направлению русской поэзии. Но, развивая основные для символистов мотивы безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности личности и проповедуя красоту, «спасающую мир», Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Революции он не принял, с 1920 года жил в эмиграции.

Наиболее ярким стихотворением, отражающим мироощущение поэта, считаю стихотворение «Да не будет».

  • Одним из представителей московской группы старших символистов был Константин Дмитриевич Бальмонт

В конце XIX – начале XX веков К.Д. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов. В его ранних стихах слышны мотивы гражданской скорби и самоотречения, возникшие под влиянием народной поэзии. Вслед за этим он выступил как один из ранних представителей символизма. Кроме того Бальмонт известен как видный переводчик и страстный путешественник: он побывал на всех континентах.

В 1920 году, преследуемый голодом и болезнями, поэт уехал во Францию. Всеми забытый и полубезумный, он умер в предместье Парижа.

«Колокольный звон»

  • И, конечно же, разговор о символизме был бы неполным без Александра Александровича Блока.

Александр Александрович Блок – единственный из символистов признанный ещё при жизни поэтом общенационального значения. В русской поэзии он занял своё место как яркий представитель символизма, но в дальнейшем значительно перешагнул рамки и каноны этого литературного направления, значительно расширяя его, однако при этом не разрушая.

Романтизм зрелого Блока не имеет уже ничего общего с субъективизмом его юношеской лирики, ярко обозначенном как в «Стихах о Прекрасной Даме», так и в более позднем демоническом образе Незнакомки.

Вклад Блока в русскую поэзию необычайно велик. В его творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики дооктябрьского периода.

«Предчувствую тебя…»

Страница 3

Акмеизм

Ведущая. Далее в нашей книге следует статья о направлении, сформировавшемся как реакция на крайности символизма, - акмеизме. Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Основные принципы акмеизма:

**освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

**отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

**стремление придать слову определенное, точное значение;

предметность и четкость образов, отточенность деталей;

**обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

  • Одним из основателей акмеизма был Николай Степанович Гумилев

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

В юности Гумилев много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора. «В пути»

  • Наравне с мужчинами в поэзии русского модернизма зазвучал женский голос . Анна Андреевна Ахматова , начинавшая свой творческий путь в рамках акмеизма, стала по-настоящему большим национальным поэтом.

Лирика А.А.Ахматовой вошла в русскую поэзию свежей струей искреннего чувства. Четкость языка, уравновешенность поэтического тона, простые, но чрезвычайно выразительные образы, наполняют ее лирические стихи большим психологическим содержанием. Стиль поэтессы как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, а ощущение эпохи, сопереживание ее событий, поиски своего места в них сделали Ахматову по-настоящему большим национальным поэтом.

«Сжала руки под темной вуалью»

  • Следующая страничка нашей книги посвящена Осипу Эмильевичу Мандельштаму .

О.Э.Мандельштам – поэт, прозаик, эссеист; примыкал к акмеизму с первых шагов этого литературного течения. Для его поэзии характерны философская глубина. обостренный интерес к истории. Мандельштам – блестящий мастер поэтического слова. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны и ритмически разнообразны.

После революции поэт постепенно вытеснялся из печати. В 1934 году был арестован и отправлен в ссылку. В 1938 году арестован вторично и погиб в лагере под Владивостоком.

«За гремучую доблесть грядущих веков»

Ведущая. Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако крайне экстремистской направленностью в этом плане отличался футуризм.

Страница 4

Футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.

Основные признаки футуризма:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
  • культ техники, индустриальных городов;
  • пафос эпатажа.

Кубофутуризм

«Гилея»

Эгофутуризм

«Мезонин поэзии»

«Центрифуга»

Представители

Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский

Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев

Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин Большаков

Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов

Статьи

«Пощечина общественному вкусу»

«Скрижали эгопоэзии»

С. Бобров

« Русский пуризм»

Журналы

Поэтический сборник «Садок судей»

Альманахи «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»

Сборник «Рукогон»

  • «Гилея» - первая футуристическая группа. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908 , хотя основной состав сложился в 1909- 1910 г.г. Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.

Владимир Маяковский

В.В.Маяковский – один из лидеров кубофутуризма и русского авангардного искусства. В русской поэзии 20 века ему принадлежит исключительная роль. Поэт вторгся в традиционную систему стихосложения, сильно преобразив ее. Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха. Это был принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Революция во многом изменила взгляды Маяковского на общественную роль искусства. В поздний период творчества он отошел от футуризма. Судьба поэта сложилась трагично: неудачные обстоятельства в борьбе литературных групп и в личной жизни привели его к самоубийству.

«Послушайте»

  • В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Он не имел конкретной творческой программы, а лозунгами своего эгофутуризма были:

1. душа – единственная истина;

2. самоутверждение личности;

3. поиски нового без отвергания старого;

4. осмысленные неологизмы;

5. смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы;

6. борьба со стереотипами и заставками.

Как видно, никаких теоретических новшеств данная «программа» не содержит. В ней Северянин фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью.

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались напевностью, звучностью и легкостью. Он виртуозно владел словом. Рифмы его были необычайно свежи, смелы, и удивительно гармоничны.

Игорь Северянин

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Уже первые его книги закрепили за Северяниным славу исключительно салонного поэта. Многие его стихи отличались манерностью; чрезмерное пристрастие к неологизмам и иностранной лексике приводило поэта на грань безвкусицы. В то же время Северянину принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

Летом 1918 года поэт находился в Эстонии и после создания там буржуазной республики оказался в эмиграции. В поздних его стихах явственно ощущается драма разлуки с родиной . «Когда ночами»

  • В «Мезонине поэтов» не имелось крупных величин, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым, поэтому его участникам было достаточно сложно выработать какую-то самостоятельную теоретическую базу своей группы. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а скорее, на деловых, издательских интересах его участников. Объединение распалось в конце 1913 года.
  • Московская футуристическая группа «Центрифуга» образовалась в январе 1914 года. Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединилось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции, стремление связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений.

Борис Пастернак

Одним из самых ярких представителей «Центрифуги» является Б.Л.Пастернак. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе 20-ого века, в эстетике импрессионизма.

Ранние его стихотворения сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется свежесть восприятия, искренность и глубина. С годами Пастернак освобождается от излишней субъективности образов и ассоциаций. Оставаясь философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность.

«Февраль»

«Свеча горела» (романс)

Ведущая. Последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века был имажинизм.

Страница 5

Имажинизм

Имажинизм (от фр. и англ. Image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство «образа как такового»; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В.Шершеневич, который начинал как футурист, отсюда зависимость поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей Ф.Маринетти и творческих исканий других футуристов – В. Маяковского, В. Хлебникова. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

  • Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество Сергея Есенина , который входил в костяк объединения.

С.А.Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

Судьба поэта сложилась трагически. В состоянии депрессии он покончил жизнь самоубийством.

«Мы теперь уходим понемногу…»

Учитель: Мы закрыли последнюю страничку книги, но разговор о поэзии модернизма на этом не закончен. Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», представители разных течений обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства. Я предлагаю вам организовать такую дискуссию.

Дискуссия.

Акмеисты:

Я согласна с тем, что поколение символистов состояло из блестяще образованных людей, свободно чувствовавших себя в океане мировой культуры, стремившихся возродить культурное наследие собственной страны, однако требование обязательной мистики, раскрытия тайны привело к утрате подлинности поэзии. А увлечение музыкальной основой стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла.

Символисты:

- Мы считаем, что поэтика ассоциаций, намеков, требующих расшифровки, восприятия и осмысления художественной детали дает толчок работе воображения читателя. А максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии, музыкальность и легкость слога помогают о самых обыденных или даже трагических вещах писать с изысканной образностью.

Примером этому может служить стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», написанное в августе 1905 года, когда заканчивалась русско-японская война. Пение девушки и хора – это молитва об отторгнутых от родимого крова, о заброшенных на чужбину. И вопреки молитве и духовному единению – грустный, неожиданный, трагический итог, данный в намеке на трагический для России исход войны летом 1905 года: «причастный тайнам», т.е. знающий наперед, вещий; «высоко, у царских врат… плакал ребенок» - Спаситель-ребенок на руках у Богоматери. Да, порой бывает трудно «расшифровать» символы стихотворения, но как это красиво звучит!

У футуристов так вообще ничего не поймешь! Сплошной «дыр бул щыл…»!

Футуристы:

Неправда, я прочитаю лишь одну строфу из Маяковского, и вы убедитесь, насколько талантливым он был:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят, что ж,

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

А я считаю, что поэзия Есенина не интеллектуальная, в его стихах нет философских размышлений: ни философии любви, ни философии природы!

Имажинисты:

- Зато есть само чувство любви, глубокое, искреннее! Само дыхание природы. Он рассказывает нам о нас самих, о наших простых, естественных чувствах, и потому является одним из всенародно любимых поэтов и сейчас, спустя более полувека.

Отрывок «Есенина поют»

(звучит песня «Над окошком месяц»)

Чтобы закончить этот спор, давайте послушаем Кузнецову Марину. Она провела небольшую исследовательскую работу: сравнивала творчество символиста Блока и имажиниста Есенина. К каким же выводам она пришла?

Исследование Кузнецовой М.

Выводы, подведение итогов.

Известный литературовед М.Л.Гаспаров в своей работе «Поэтика «серебряного века» справедливо замечает, что «модернизм никоим образом не исчерпывает русскую поэзию начала 20 века. Стихи модернистов количественно составляли ничтожно малую часть, экзотический уголок тогдашней нашей словесности». Тем не менее, когда речь заходит о явлении, именуемом «Поэзия Серебряного века», то имеется в виду в первую очередь поэзия русского модернизма, состоящая главным образом из крупнейших поэтических направлений – символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма.

Несмотря на значительные внешние и внутренние противоречия, каждое из них дало миру немало великих имен и превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

Заключительное слово.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил духовную основу их существования.

Вскоре после революции ушли из жизни Блок, Хлебников, Брюсов.

Многие эмигрировали, не в силах вынести жизни на неприветливой родине, в одночасье ставшей им мачехой: Мережковский, Гиппиус, Бунин, Вяч. Иванов, Бальмонт, Адамович, Бурлюк, Ходасевич, Саша Черный, Северянин, Цветаева и многие другие. Большинство из них прожили остаток жизни за границей, мечтая вернуться в Россию.

Хотя, вероятно, это стало бы для них событием не менее горестным, что подтверждает судьба Цветаевой, покончившей с собой после возвращения на родину. Кроме нее счеты с жизнью свели Есенин и Маяковский.

Те, кто остался в России, были уничтожены тоталитарным режимом: Расстрелян по ложному обвинению Гумилев; сгинули в сталинских лагерях Клюев, Мандельштам, Нарбут, Лившиц, Клычков, Введенский, Хармс.

Те же, кто уцелел в этой мясорубке, были обречены на безмолвие. А поэтов, решивших сотрудничать с новой властью, тоже ждала незавидная литературная судьба: для Маяковского, Каменского, Городецкого она обернулась утратой таланта и потерей творческой индивидуальности.

Некоторые сознательно приговорили себя к молчанию, уйдя от стихотворчества в иные области литературы, занявшись журналистикой, прозой, драматургией, переводами. Многие из имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.

Звучит песня «Ностальгия»

в исполнении И. Талькова


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конец 19-го начала 20-го века - особый период в русской истории. Ощущение постоянных перемен в социальной и духовной жизни страны опред. пафос русск. литературы. В русской поэзии этого периода возникают два

противопоставления по своим идейно-творческим принципам направления: пролетарская поэзия и поэзия новых, декадентских течений. Одновременно продолжает развиваться поэзия критического реализма. В 1890 году рождается поэзия, зовущая к массовому революционному подвигу: творчество А. Коца, Г. Кржижановского. М. Горький создал «песни», поэму «Человек», философско-лирические произведения. Рабочая поэзия 05-07 гг. содержит политическое осмысление русской революционной действительности тех лет. Новый этап развития пролетарской поэзии - 10-е годы. В 12-е г. начинается выход газеты «Правда», появляется группа поэтов «правдистов» - Горький, Д. Бедный и др. значительное место в литературе начала столетия заняло творчество поэтов «знаниевцев.» -наиболее известен - Бунин. Демократизм, гуманизм, следование реалистическим традициям русской поэзии - отличительные черты их творчества. В конце 19 и начале 20 образовались декадентские течения, открыто заявившие о своем отказе от наследства демократической литературы - народности, идейности, реализма. Каждое из декадентских течений -символизм, младосимволизм, акмеизм, эгофутуризм, футуризм - объединяло с остальными отрицание реализма. В этом смысле декаденты всегда противостоят реализму. Манифестом этики и эстетики русс, символ, стала книга Д. Мережковского «О причинах упадка и основных течениях современной русской литературы» (1893г.).

Теоретиком и организатором символизма в конце 19 - начала 20 века стал В. Брюсов. Кроме него большой след в истории русской поэзии этого периода и направления оставляет К. Бальмонт и Ф. Сологуб. В начале 20 века создаются исторические предпосылки для возникновения нового течения в русском символизме - младосимволизм (А.Блок, А. Белый. С. Соловьев и др.). Среди младосимволизма особый, оригинальный путь прошел А. Блок - от мистики стихов о Прекрасной Даме к поэме «Двенадцать», став одним из первых поэтов революции. К 10-м годам символизм, как идейное течение, исчерпывает себя. В это время в литературу входит группа молодых поэтов, которые стремятся вывести поэзию из мистических туманов символизма в реальную жизнь. В 1911 возник литературный кружок «Цех поэтов» во главе с Н. Гумилевым и С. Городецким, его членами были А.Ахматова, О.Мандельштам, Т.Иванов, Е.Кузьмина-Караваева и др. «Цех» издает журнал «Гиперборей». Появляется новая поэтическая школа - акмеизм, подчеркивающая устремление его участников к новым вершинам исканий. В 10-е годы возникает футуризм, он был представлен группой «Гилея» - кубофутуристов. В нее вошли В.Хлебников, А.Крученых, В.Каменский, В.Маяковский. Были и две других группы футуристов: «Мезонин поэзии» во главе с В.Шершеневичем и «Центрифуга», в которую входили С.Бобров, Н.Асеев, Б Пастернак. Русские футуристы провозгласили революционные формы, независимые от содержания, субъективную волю художника, отказ от всех традиций.


Серебряный век - это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления.

Атмосфера Серебряного века

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев (о нём читайте ) называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода - «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры - с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века).

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, - писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». - Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...»

Серебряный век как период и образ мышления

Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX - начала XX века с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи ошибочно смешивают их. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия... Но Серебряный век - это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев.

Поэты Серебряного века

Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Георгий Иванов и многие другие.

В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им. Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса - «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле - для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.

Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.
В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм, неспособность дворянства выполнить роль организатора общества и выработать общенациональную идею, натиск новой буржуазии, неповоротливость монархии, не желавшей уступок, вековая ненависть мужика к барину - все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Издаются новые журналы, открываются театры, невиданные возможности появляются у художников, актеров, писателей. Их влияние на общество огромно. Одновременно формируется массовая культура, рассчитанная на неподготовленного потребителя, и элитная культура, ориентирующаяся на знатоков. Искусство раскалывается. Одновременно русская культура усиливает контакты с мировой культурой. Безусловный авторитет в Европе Толстого и Чехова, Чайковского и Глинки. «Русские сезоны» в Париже пользовались мировой известностью. В живописи блещут имена Перова, Нестерова, Коровина, Шагала, Малевича; в театре: Мейерхольда, Неждановой, Станиславского, Собинова, Шаляпина; в балете: Нежинского и Павловой, в науке: Менделеева, Циолковского, Сеченова, Вернадского. Марина Цветаева утверждала, что «после такого обилия талантов природа должна успокоиться».
В литературе необыкновенно возросло внимание к индивидуальности, личности: «Война и мир» («Война и человечество») Л. Толстого, «Человек» Горького, «Я» и трагедия «Владимир Маяковский» В. Маяковского. Возникает отказ от традиционного морализаторства, проповеднических, поучающих тем: «Как жить?», «Что делать?», «Как быть?». Все это - и экономические скачки, и развитие науки, достижения техники и идейные поиски на рубеже веков приводит к переосмыслению ценностей, к осознанию времени, требующего иных идей, чувств, новых способов их выражения. Отсюда и поиски новых форм.
В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты - Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис - отражали в стихах мир идей, свое мировоззрение. Акмеисты - Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузмин, Городецкий - в стихах выражали мироощущение, мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский. На рубеже эпохи бушевали страсти, выливающиеся в великолепные стихи, ставшие сегодня классикой, а тогда воспринимаемые почти вызовом, но каким мелодичным и красивым!
Это было у моря, где ажурная пена.
Где встречается редко городской экипаж-
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Необыкновенное время рождало такие же необычные стихи на стыке жанров и тем. Появились новые формы общения с читателями - творческие вечера, на которых чтение стихов сопровождалось музыкой.
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть Незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути...
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.
Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце - надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далекая,
Но различить - не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Огромное влияние на русских символистов оказал философ Владимир Соловьев. Идея о двух мирах - «двуемирие» - была глубоко усвоена символистами.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Акмеисты отпочковались от символистов. Они отрицали мистические устремления символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности. Они хотели воспеть земной мир во всей его множественности и силе, во всей плотской, весомой определенности.
Прозрачная ложится пелена
На свежий дерн и незаметно тает.
Жестокая, студеная весна
Налившиеся почки убивает.
И ранней смерти так ужасен вид,
Что не могу на Божий мир глядеть я.
Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.
Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени»,- утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя,- утверждали они,- ритмы современного города передать онегинской строфой».
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана,
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы.
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Поэзия «серебряного века», понимая ее широко, забрасывала свои семена в будущее.