Как пишется «мак — мок — моч». Указатель слов к разделу «Орфография

Урок вляется уроком повторения (по программе В.В. Бабайцевой есть часы, отведенные для повторения орфографии в течение года).

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.

На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, задания для интерактивной доски (Приложения 1, 2, 4 ).

На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.

Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи». Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: составление предложения, производя различные действия (игра «Составь предложение» воспитывает внимание и быстроту реакции, а также этот вид работы способствует созданию мотивации к обучению); словарно-орфографическая работа на закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием, изученных ранее и на данном уроке; лингвистический анализ текста; повторение морфемного и синтаксического разборов; работа с тестовыми заданиями. В конце урока выполняется дифференцированное задание: одна группа записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает данную орфограмму, а у другой группы задание усложняется: необходимо распределить слова, учитывая условия выбора на месте пропусков. Такая работа помогает учащимся обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех учащихся.

Данный урок, я думаю, поможет учащимся 8-ого класса не только закрепить правописание чередующихся гласных, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.

Цель урока: закрепить знания и умения по правописанию корней с чередованием гласных.

Образовательные задачи:

  • повторить ранее изученные орфограммы в корне слова;
  • повторить знаки препинания при деепричастных оборотах;
  • повторить общие сведения о тексте (тему, тип, стиль речи);
  • познакомиться с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн;
  • сформулировать умения различать слова с чередованием и проверяемой гласной.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделение главного, обобщение;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, таблица «Правописание корней с чередованием гласных».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу с игры «Составь предложение».

II. Синтаксическая пятиминутка

Задание . Составьте предложение, производя следующие действия (Приложение 1 ):

  • В капельках дождя отражались лучи солнца – взять обстоятельство, сделав его подлежащим.
  • Хорошо пробежаться утром по росе – взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
  • Взять глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит . Согласовать его с полученным подлежащим и поставить в настоящее время.
  • Растения выделяют кислород – взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в предложном падеже, употребив его с предлогом на .
  • Продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот.

(Капельки росы блестят на растениях, отражая лучи солнца.)

1) Найдите в этом предложении орфограммы, связанные с правописанием гласных в корне слова (росы, блестят, растениях)
2) На какие группы можно разделить орфограммы на правописание гласных в корне слова? (Безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые гласные и чередующиеся гласные.)
3) Назовите, какие корни с чередованием вы знаете? Приведите примеры (это было вашим домашним заданием)
4) От чего зависит написание гласных? (От ударения, от суффикса, от последующей согласной).

III. Объяснение нового материала

Сегодня мы с вамипознакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь! (Учащиеся заполняют 4-ую колонку таблицы по правописанию корней с чередованием в тетради для правил).

IV. Закрепление нового материала

1) Словарно-орфографическая работа.

Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.

2) Работа с текстом (текст представлен на интерактивной доске). (Приложение 2 )

Учитель читает текст, а учащиеся внимательно слушают. Задания и вопросы к тексту:

  • О чем этот текст? (Об отдыхе ребят в летнем лагере)
  • Определите тип речи. (Повествование)
  • Какова цель автора? (Произвести впечатление)
  • Каков же стиль данного текста? (Художественный стиль)
  • Запишите 1-ый абзац текста в тетрадь, обозначьте графически корни с чередованием.
  • Выполните морфемный разбор слов: разгоралась, позолотили, возраста, последнее предложение 2-ого абзаца разберите синтаксически.

После окончания работы один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, а остальные ребята проверяют.

Физкультминутка. Зарядка для глаз

3) Работа с тестовыми заданиями. Самопроверка(Приложение 3 ).

V. Самостоятельная работа . (Задание на интерактивной доске. Приложение 4 )

Учащиеся делятся на две группы: 1-ая записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает орфограмму, 2-ая распределяет слова по 4-ем колонкам, учитывая условия выбора на месте пропусков.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

Учащиеся заканчивают работу с текстом (у каждого есть распечатка текста).

Правописание корней –мак-, -мок-. -мок- – «пропитываться жидкостью» Пример: промокать, намокает, промокашка -мак- – «погрузить в жидкость и вынуть» Пример: обмакнуть кисть.

Картинка 13 из презентации «Правописание корней» к урокам русского языка на тему «Правописание корней»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Правописание корней.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 448 КБ.

Скачать презентацию

Правописание корней

«Орфограммы в корнях слов» - На основании смысла и рифмы восстановите недостающие слова. И. Дайте характеристику предложений под №1, под №2.Какое задание следует выполнить? Установи, в какой части слова находится орфограмма. Правила правописания гласных и согласных в корне. А. Орфограммы в корне (обобщение). Сформулируйте тему урока.

«Однокоренные слова с корнем» - Очень сильно. Горняк – работник горной промышленности. Гора горняк горный гористый горка. Оса. Осина осиный. Однокоренные слова. Подосиновик. Задача урока: На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Алгоритм. Горелка горение горит.

«Корни Лаг-Лож» - Расти – выращивать растение – заросли вырасти – вырос. РАСТ – РАЩ – РОС РАСТЕНИЕ–ВЫРАЩИВАЛИ-ВЫРОС Исключения: росток, отрасль, Ростов. Подведём итоги: ВЕтЕран, вИтрина, теРРитория, миЛЛион, здраВСтвуйте, вИнЕгрет, профеССия, рОмашка, пАстух. Наблюдаем: от чего зависит написание? Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова.

«Безударные гласные корня» - И. Заколдованные буквы. Творческое название. Башня «Вставь безударные гласные». Рисунок «Дерево однокоренных слов». Я. Сочинение сказки «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. А. Основополагающий вопрос. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

«Орфограммы корня» - Чередующиеся гласные. Вспомните правило «И – Ы после Ц». Сомнительные и некоторые непроизносимые Каким образом проверяются согласные? О-Е-Ё после шипящих во всех частях речи. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Цели урока. Корень или нет? Да. Нет. Ответьте на вопросы

Правописание корней –мак-, -мок-. -мок- – «пропитываться жидкостью» Пример: промокать, намокает, промокашка -мак- – «погрузить в жидкость и вынуть» Пример: обмакнуть кисть.

Картинка 13 из презентации «Правописание корней» к урокам русского языка на тему «Правописание корней»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Правописание корней.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 448 КБ.

Скачать презентацию

Правописание корней

«Орфограммы в корнях слов» - На основании смысла и рифмы восстановите недостающие слова. И. Дайте характеристику предложений под №1, под №2.Какое задание следует выполнить? Установи, в какой части слова находится орфограмма. Правила правописания гласных и согласных в корне. А. Орфограммы в корне (обобщение). Сформулируйте тему урока.

«Однокоренные слова с корнем» - Очень сильно. Горняк – работник горной промышленности. Гора горняк горный гористый горка. Оса. Осина осиный. Однокоренные слова. Подосиновик. Задача урока: На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Алгоритм. Горелка горение горит.

«Корни Лаг-Лож» - Расти – выращивать растение – заросли вырасти – вырос. РАСТ – РАЩ – РОС РАСТЕНИЕ–ВЫРАЩИВАЛИ-ВЫРОС Исключения: росток, отрасль, Ростов. Подведём итоги: ВЕтЕран, вИтрина, теРРитория, миЛЛион, здраВСтвуйте, вИнЕгрет, профеССия, рОмашка, пАстух. Наблюдаем: от чего зависит написание? Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова.

«Безударные гласные корня» - И. Заколдованные буквы. Творческое название. Башня «Вставь безударные гласные». Рисунок «Дерево однокоренных слов». Я. Сочинение сказки «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. А. Основополагающий вопрос. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

«Орфограммы корня» - Чередующиеся гласные. Вспомните правило «И – Ы после Ц». Сомнительные и некоторые непроизносимые Каким образом проверяются согласные? О-Е-Ё после шипящих во всех частях речи. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Цели урока. Корень или нет? Да. Нет. Ответьте на вопросы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Агаповского района Челябинской области

Конспект урока на тему:

«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»

6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна

г. Магнитогорск

2012

Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Фотография животного, дидактический материал, схема.

Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.

развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.

Оформление доски:

Поравняться

макнуть

сровнять

сравнить

заровнять

промокнуть

промокает

Ход урока

1.Оргмомент (1 мин)

Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.

Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:

1. Все ли справились с домашним заданием?

2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.

3. Орфографическая разминка (5 мин)

Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

2. Создать настрой для повторения материала.

Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.

Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.

Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах .

Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.

Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?

Учитель диктует второе предложение.

Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края .

Вопросы ученикам:

    Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?

    Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул , несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?

    Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?

Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.

4.Изучение нового материала (5 мин)

Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».

равн- / ровн-

значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный

исключения : уровень, поровну, исключения : равнина, равнение ровесник

мак- / мок-

значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость

Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а , если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а , если слово имеет значение погружать в жидкость, о

5. Закрепление материала (15 мин)

Задача: отработка полученных знаний на практике.

1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн / ровн-, мак- / мок-.

Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о , потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а , так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о , так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о , так как они со значением – пропускать жидкость.

2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.

Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.

Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.

3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.

Вывод по заданию : в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а , если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а , если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.

4.Распределительный диктант . Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.

Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.

Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о , так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а , так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а , так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а , так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о , так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.

5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.

Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.

Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.

6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.

Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.

6. Работа с фотографией животного (10 мин)

Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.

Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:

    Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?

    Какими могут быть темы повествования?

    Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?

Задание: у ченики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.

Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.

Вывод по заданию : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.

7. Подведение итогов (2 мин)

Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

Вопросы к ученикам:

1.Что нового вы сегодня узнали?

2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?

Вывод : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.

Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.

Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.

Приложение

Карточка 1

(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…ла­лась зелёная равнина .

Карточка 2

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

Только Пиратка равно­душно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось .

Карточка 3

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

На б…лотах и на солон­чаках уже (ни)что (н…)росло .

Список использованных источников

    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

Интернет-ресурсы

    http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/