«Пути преодоления межнациональных конфликтов» по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений. Причины межнациональных конфликтов Как разрешить межнациональный конфликт

Способы разрешения межнациональных конфликтов

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы, способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но все, безусловно, негативные, т. к. признание превосходства ценностей доминирующего этноса порождает чувство второсортности.

Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

Значимость социально-экономического фактора в разных конфликтах различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин или отражать экономические интересы узких групп.

Многие из таких конфликтов имеют глубокие корни, многолетнюю историю затухания и обострения; они подвержены сильному влиянию религии; они затрагивают бессознательное человека.

Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Это предполагает: во-первых, прекращение насилия; во-вторых, организацию диалога между сторонами конфликта; в-третьих, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»); в-четвертых, формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке; в-пятых, юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон; в-шестых, максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. Из перечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Очень важна также роль посредников, о которой будет сказано несколько позже. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.



А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов. Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (правда не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таки.м образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стоорны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесьможно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России, и бредни относительно пресловутого «жидо-масонского заговора». Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо В нашей теории это обозначается как снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта. Его, в частности, можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям.

В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. Вспомним хотя бы герценовские слова 1863 г.: «Мы за Польшу потому, что мы за Россию», – или общественную позицию В.Г. Короленко в связи с так называемым мултанским жертвоприношением, или общественный резонанс в связи с «делом Бейлиса» в 1912 г. И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение – в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях, в карабахскам кризисе. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Типы конфликтов

1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.

4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

5. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов

1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.


3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения социальных противоречий, динамичный социально-психологический процесс.

Ролевой конфликт возникает, когда не совпадает поведение носителя социального статуса (исполнителя «соц.роли») и ожиданий окружающих.

Функции социальных конфликтов:

В плюралистических открытых обществах конфликты играют позитивную роль, становятся стабилизаторами общества:

  1. выявляют противоречия, своевременное и эффективное разрешение, которых способствует развитию общества.
  2. являются побудительной силой развития общества
  3. столкновение стратегий ведет к поиску продуктивных решений проблемы
  4. ведут к контролируемой эволюции общества

Причины социальных конфликтов:

u противоположность социальных (институтов) интересов.

u Неравное социальное положение конфликтующих сторон

u Неадекватное отражение в сознании сложившейся ситуации

u Столкновение ролевых позиций, групповых норм и ценностей, культурного уровня, потребностей.

u Несовпадающие оценки деятельности социальных групп

u Нарушение соц.норм.

u Перераспределение власти и национального дохода.

Масштаб конфликта - число участвующих людей и серьезность последствий.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие важных - политических, экономических, этнических - интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта. Неустранимое противоречие называется антагонистическим. Однако! Противоречие так и может остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновение, т.е. конфликта.

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы решения конфликтов : -компромисс, -переговоры, -посредничество, -арбитраж, -применение силы, -применение власти, -применение закона.

СЕМЬЯ

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная (социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения, принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

(доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.


Похожая информация.


Обращаясь к истории, мы видим, что отношения между нациями и народностями нередко были напряжёнными, даже трагическими. К сожалению, межнациональные кон­фликты не ушли в прошлое. На Ближнем Востоке многие годы длятся вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. На Балканах до сих пор идёт борьба между различными национальными общностями. Нередко возни­кают межнациональные конфликты в странах Азии и меж­племенные - в Африке. В межэтнических столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные и духовные ценности.

Причинами межнациональных конфликтов часто яв­ляются территориальные притязания, стремление той или иной нации создать собственную государственность либо из­менить ранее установленные национально-территориальные границы. Конфликты порождаются также опасениями от­носительно того, что в результате притока иноязычного на­селения произойдёт размывание коренного этноса. Крайне


негативно сказываются на межнациональных отношениях ограничения в использовании национального языка, ущем­ление прав и свобод людей по национальному признаку.

Национальные чувства очень уязвимы. Иногда истин­ные, глубинные причины происходящих негативных явле­ний (глобальные экономические процессы и вызванные ими снижение жизненного уровня, безработица и др.) не по­лучают правильной оценки в массовом сознании. Главным виновником изображаются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории.

Движения, направляемые идеями национализма, сы­грали важную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии. Однако, как свидетельствует исторический опыт XX в., национализм из идейного обоснования борь­бы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение приоритета национальных ценностей, пре­восходства и даже исключительности своей нации.

Крайняя, агрессивная форма национализма - шови­низм. Исходя из убеждения в превосходстве своей нации, шовинисты присваивают себе право поучать другие на­ции, навязывать им свою культуру и политическую ли­нию, стремятся к захвату чужих территорий. Предельным выражением такой политики является фашизм. Человеко­ненавистническая идея о существовании неполноценных рас и народов вылилась в практику геноцида - истребле­ния целых групп населения по национальному признаку.



Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсин-ский акт (1975), Парижская хартия (1990) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Возникли авторитетные международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением данных основополагающих правовых норм. Это Комиссия ООН по правам человека, Комиссия ООН по предупреждению и защите меньшинств, Совет ООН по устранению расовой дискриминации, Гаагский междуна­родный суд и др.

Гуманистический подход к этническим проблемам со­стоит в приверженности идее мира, признании прав и сво-30


бод человека важнейшей ценностью, поиске согласия по спорным межнациональным вопросам, а также в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.

В Конституции Республики Беларусь чётко сформулиро­ваны гарантии прав лиц всех национальностей, а также за­прет на разжигание национальной розни или национальную дискриминацию. Статья 50 Конституции гласит: «Оскор­бление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться своим родным языком, выбирать язык общения». В статье 14 говорится, что го­сударство регулирует отношения между социальными, на­циональными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином Рес­публики Беларусь, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей незави­симо от их национальности. Это непреложное требование гуманизма.

Вопросы и задания

1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречать­ся, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или со­перничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступ­ки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхо­да из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.

1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречать­ся, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или со­перничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступ­ки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхо­да из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.