Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.
Наука – одна из форм общественного сознания. За две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:
1) твердо установленные факты;
2) закономерности, обобщающие группы фактов;
3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов;
5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Выделяют следующие функции современной науки :
1) описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;
2) систематизирующая – встраивание объективных знаний в систему;
3) объяснительная – объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;
4) производственно-практическая – возможность применения полученных знаний на практике;
5) прогностическая – возможность научного предвидения явлений в будущем;
6) мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира.
Соотношение науки и вненаучного знания. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это существует немало видов знания, источником которых является не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Выделяют следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное , понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
2) донаучное , выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
3) паранаучное , несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
4) лженаучное , сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения (лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.);
6) антинаучное , утопичное и сознательно искажающее представление о действительности;
7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
8) обыденно-практическое знание - элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его первой особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания;
9) игровое познание , которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения;
10) личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
11) народная наука , которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.
12) вера - важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения, требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.
Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками :
1) научное знание характеризуется систематичностью , а также логической выводимостью одних знаний из других;
2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги - идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);
3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка , четко фиксирующего смысл и значение понятий;
5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы , по которым эти явления существуют.
В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.
В XIX в. в связи с успехами естествознания наука начала доминировать в культуре и мировоззрении. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, который продолжается до настоящего времени. Суть конфликта – борьба за право обладать истиной в последней инстанции. В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.
Антисциентисты считают, что наука (научное познание), безусловно, является одной из форм постижения бытия, но она выражает собой лишь ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается бытия в целом. Наука не может претендовать на «чистое» описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит предпосылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных методик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, согласно антисциентизму , наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпретации) мира.
Классификация наук. К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации - дисциплинарный. Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку - в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем в системе «разделения труда» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания, - математика, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д. Их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания.
По предметному своеобразию все научные дисциплины делятся на три большие группы: естественные, общественные и технические.
Предметная область естественных наук (физики, химии, биологии, геологии и др.) охватывает все доступные человеку природные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей.
Общественные науки имеют дело с той частью бытия, которая включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные организации и институты и т.д. В совокупности общественных наук принято выделять социально-научные и гуманитарные дисциплины . Разделение это не строгое и не однозначное, но тем не менее имеющее под собой серьезное основание.
Социально-научные системы знания (экономика, социология, политология, демография, этнография, антропология) ориентируются на стандарты естественных наук. Эти науки предпочитают иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами исследования. Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук являются, как правило, тексты (в широком смысле этого слова) - исторические, религиозные, философские, юридические, рисованные, пластические и т.д. Поэтому методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диалог с его автором. Рождающиеся в результате такого диалога интерпретации текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксированных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разумеется, быть строго однозначными.
В дисциплинарной структуре научного знания особое место занимают науки технические . К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований - техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная стороны человеческой деятельности. Главной особенностью технических наук считается то, что конечной их целью выступает не познание истины о природных процессах, а эффективное использование этих процессов в производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть технического знания может быть отнесена к разряду прикладного , которое принято отличать от знания фундаментального .
Соотношение фундаментальных и прикладныхнаукобычно выражают противопоставлением «знания, что» «знанию, как». Задача прикладных наук - обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его конечный продукт до потребителя.
С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общественного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-технического прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появления нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы получил дальнейшее развитие.
Наибольшую значимость приобретают исследования, направленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использование и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организационных.
Приведем некоторые примеры исследовательских решений важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и производства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электронно-вычислительных машин, информатика.
Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной науки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести попытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
Современная наука дифференцированна. Она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».
В минувшем веке отечественная наука заняла лидирующие позиции в мире по ряду ведущих направлений: космические исследования, квантовая физика, математика и др.
В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государственные структуры не обеспечивают быстрого и эффективного использования новейших инновационных разработок российских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Преодоление этих трудностей - ближайшая задача государства, коллективов ученых и общества в целом. Главное - повысить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирование науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления развития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриальному, информационному обществу, который был бы невозможен без новейших научных достижений.
Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.
Георг Гегель (1770-1831), немецкий философ, основоположник диалектики, сформулировал основные признаки, определяющие науку :
1) существование достаточного объема опытных данных;
2) построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные;
3) возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.
Перечисленные признаки содержатся и в современном определении науки : наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Выделяют следующие функций науки :
1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;
2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;
3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;
4. производственно-практическая - возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;
5. прогностическая - предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее,
6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.
Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты:
Характерные черты науки:
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - сообщает знания, истинные для универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
ФРАГМЕНТАРНОСТЬ - изучает различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.
ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки- однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ- наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ- новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
КРИТИЧНОСТЬ - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.
ДОСТОВЕРНОСТЬ - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.
ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
ЧУВСТВЕННОСТЬ - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанный пар:
универсальность - фрагментарность, преемственность - критичность,
общезначимость - обезличенность, достоверность - внеморальность,
систематичность - незавершенность, рациональность - чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые формы, методы исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
4. Структура, уровни и формы научного познания.
За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:
ü твердо установленные факты;
ü закономерности, обобщающие группы фактов;
ü теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
ü научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Главная опора, фундамент науки - это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это - эмпирический, т. е. опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.
Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности обычно мало что объясняют. Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэв-ристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания - теоретическом .
Эмпирический уровень научного познания предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретический уровень научного познания связан с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.
Кроме того, принято различать еще один уровень научного познания, который носит прикладной характер - производственно-технический - проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники.
К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории , а также идеи, принципы, категории и законы – важнейшие элементы теоретических систем.
Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно.
Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез , с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.
Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены. Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда правил - требований:
1. Предлагаемая гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам.
2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям (так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» просто не рассматриваются).
3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экспериментальной проверке (хотя бы в принципе).
4. Максимальная простота гипотезы.
Таким образом, любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.
Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация - процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит.
Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.
После того, как гипотеза проверена и доказана, она приобретает характер теории - системы истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений. Теория – это высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи.
Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объектов и поэтому всегда дают неполную картину действительности. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от разработки или усвоения теории к се применению на практике.
Главные элементы теории - ее принципы и законы . Принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Как обобщающий результат предыдущего познания в данной теории принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные аспекты содержания каждого принципа раскрываются в совокупности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают «механизм» их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в форме теоретических утверждений объективные законы (т.е. общие и необходимые связи изучаемых явлений, объектов, процессов). Категории науки - наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.
Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучаемой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, научное предвидение.
Теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей степени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее. Но и теории подвержены количественным и качественным изменениям. Вслед за изменением фактического, эмпирического базиса теории, накоплением новых фактов ее законы уточняются или дополняются новыми. В конце концов, изменения затрагивают и фундаментальные принципы теории. Переход к новому принципу - по существу переход к новой теории. Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в совокупности ряда, вернее множества теорий. Изменения в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания; в результате происходит научная революция. Известные научные революции связаны с именами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.
Современная наука, называемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечением ученых в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на индустриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребностями совершенствования, обновления техники и технологии.
Особенности, свойственные «большой науке»: 1) резко возросшее число учёных . В конце XVIII века их было около тысячи, в середине XIX века - 10 тысяч, в 1900 году - 100 тысяч, к концу XX века - свыше 5 миллионов. Около 90 % всех ученых, когда-либо живущих на Земле, являются нашими современниками;
2) рост научной информации, информационный взрыв. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. В 1800 году в мире было 100 научных и технических журналов, в 1850 - 1000, в 1900 - 10 тысяч, в 1950 - 100 тысяч, к концу XX века -несколько сот тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.
3) изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом.
4) превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. В 2009 году расходы на науку составили в России 21,7 млрд долларов, в США - 389,2 млрд, что составляет 35 % мировых расходов на науку. Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества.
Важной проблемой современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом. Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин, она детерминирована социальными, экономическими и техническими факторами. Действительно, основой познания, в том числе и научного, является практика, потребности материального и духовного производства. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внимание уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Практика в процессе научного познания выполняет следующие основные функции: - является источником научного познания - выступает как основа научного познания, его движущая сила. - служит целью научного познания - является критерием истинности научного знания.
28.Современное положение и проблемы российской науки.
Наука в России прошла большой и сложный путь. Она развивалась как составная часть мировой науки. Начало научной работе в России было положено правительством Петра I, глубоко понимавшего интересы государства. Создаются специальные организации для научной работы - Академия наук в 1724 году, Публичная библиотека в 1714 году, Кунсткамера - первый русский естественноисторический музей в 1719 году, первый в России университет в Москве в 1755 году. Первыми академиками были приглашенные ученые из Европы: медик Л.Л. Блюментрост, математики Я. Герман, Д. и Н. Бернулли, Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Г. Бюльфингер и т.д.
Рассматривая науку России, нельзя не остановиться на ее современном этапе развития. По мнению ряда ученых, постсоветская российская наука находится в состоянии функционального кризиса. Симптомами этого кризиса, по А.В. Юревичу и И.П Цапенко, являются: 1) быстрое сокращение числа российских ученых. С 1986 к 1996 году армия ученых уменьшилась более чем вдвое.
2) значительное ухудшение материально-технической и информационной оснащенности российской науки. Российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для исследований, в 80 раз, а информацией - в 100 раз хуже американского.
3)снижение продуктивности научных исследований. Количество ежегодно патентуемых открытий и изобретений сократилось с 200 тыс. в конце 80-х годов до 30 тыс. в 1994 году, сократился и экономический эффект от их внедрения.
4) интенсивная утечка умов из российской науки. Нашу страну ежегодно покидают 5-6 тыс. научных работников. С начала 90-х годов за рубеж выехало 150 тыс. ученых, преимущественно физиков, химиков, биологов и программистов;
5) резкое падение престижа научной деятельности и кризис профессионального самосознания отечественных ученых. Причина кризиса российской науки - ее убогое финансирование. Если в советские годы доля науки составляла 5-7 % всеобщего валового продукта, то в 1996 году - 0,42 %, в 2003 - 0,31 %, в 2009 -0,17 %.
Более глубокие причины такого положения российской науки кроются в серьезном функциональном кризисе мировой науки. В последней создан большой задел фундаментальной науки, который прикладная наука не успевает переварить, практически освоить. Российская наука переживает двоякий функциональный кризис - и в качестве составляющей мировой науки, и в качестве субструктуры российского общества.
Социальные функции отечественной науки были весьма специфичны и выражали особенности советского общества. Основная социальная функция советской естественной науки состояла в укреплении оборонной мощи государства, а общественной науки - в «промывании мозгов» и укреплении советской идеологии.
Функциональный кризис затронул не всю нашу науку. На фоне кризиса естествознания стали процветать такие дисциплины, как социология, психология и политология. Возникло более 100 новых социологических центров, количество политологов превысило 50 тыс., психологов - 30 тыс. Эти науки обслуживают политическую и экономическую элиты нашего общества. Для развития науки отечественное научное сообщество должно оказывать большее влияние на политику властей и общественное мнение. Это предполагает идейное и организационное сплочение ученых, отстаивание их коллективных интересов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое наука, каковы её главные функции?
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Главными функциями науки выступают: культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки.
2. Каковы основные черты большой науки?
Основными чертами большой науки являются:
Универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);
Безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);
Дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).
3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
Действительно для продуктивного развития научных знаний необходимо оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований, а также это необходимо для большей объективности научных знаний.
4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.
6. Каковы основные положения этики учёных?
Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?
Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм.
8. Какова роль образования в современном обществе?
Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.
ЗАДАНИЯ
1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?
Фундаментальная наука ищет ответы на фундаментальный вопросы. В основном она занимается углублением и расширением знания ради самого знания, ищет новые нестандарнтные пути решения проблем. Но главное тут - именно отношению к знанию и к информации как к самоцели, то есть - новое знание ради него самого.
Прикладная наука ищет способы решения совершенно конкретных проблем и вовсе не обязательно чтобы эти способы были новыми. Знание тут не главное, а главное - найти эффективный способ разрешить существующие затруднения.
В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.
2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).
3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.
Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.
4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент - основанная на науке...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.
В настоящее время в человеческую систему властно вошел четвертый...элемент – основанная на науке - техника. По мнению А. Печчеи, «техника... зиждется исключительно на науке и ее достижениях». Ведь никогда не существовало техники и даже самых элементарных орудий производства, изготовлению которых не предшествовало бы какое-нибудь знание, по крайней мере, о свойствах материалов, из которых они изготовлены.
Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.