Нейронные и физико-химические теории памяти. Теоретические подходы к изучению памяти

От состояния теоретической разработки изучения памяти в высокой степени зависит прогресс различных отраслей знаний и техники. Первые теории памяти возникли в Древней Греции и были связаны со следом, как механическим отражением в мозгу человека. Сейчас в науке существует значительное количество различных теоретических подходов к изучению памяти: физиологический, биохимический, информационно-кибернетический, психологический.

Физиологическая теория памяти

Физиологическая теория памяти основывается на классических работах И. Павлова и П. Анохина в сфере высшей нервной деятельности. Их учение об условных рефлексах и функциональной системе – это теория запоминания на уровне физиологии. Современные исследования показали, что сохранение информации достигается благодаря длительной циркуляции электрических потенциалов по замкнутым нейронным кругам.

Следы этих возбуждений возникают вследствие химических и морфологических изменений в местах контакта нейронов (синапсах). В результате воспринятый объект моделируется в виде устойчивой пространственно-нейронной структуры: кратковременная память связана с кратковременной электрической активностью нейронов, а долговременная – с постоянной измененной структурой групп нейронов. Процесс образования нейронных моделей, а также последующая их активизация и является механизмом запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Биохимическая теория памяти

В основе биохимической теории памяти (Хиден, Мак Коннелл и др.) лежит идея о том, что закрепление, сохранение и воспроизведение информации связаны с модификацией рибонуклеиновой кислоты, и память может передаваться гуморальным и биохимическим путем. Эта теория основывается на гипотезе о двухступенчатом характере процесса запоминания: сначала в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая длится от нескольких секунд до нескольких минут и вызывает в клетках обратные физиологические изменения (кратковременная память); после нее наступает собственно биохимическая необратимая реакция, связанная с образованием протеинов (долговременная память).

Установлено, что носителями родовой памяти, которая определяет генотип человека, является дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК); основой индивидуальной памяти, которая отвечает за приобретение человеком опыта, – рибонуклеиновая кислота (РНК). Так как структура молекул РНК очень изменчива (вариативность молекул РНК достигает 1015-1020), они могут хранить невероятное количество информации. Поэтому молекулы РНК считают носителями долговременной памяти человека. Повторное появление того же раздражителя приводит к тому, что измененная молекула РНК начинает «резонировать» на знакомый раздражитель.

Информационно-кибернетическая теория памяти

С развитием кибернетики и вычислительной техники, а также программирования, ученые начали искать оптимальные пути приема, обработки и хранения информации в технических средах. Помогло в этом моделирование процессов памяти человека.

Так в 50-х годах XX в. возникла информационно-кибернетическая теория памяти (Д. Хебб, Дж. Миллер, Д. Бродбент и др.), основной задачей которой было, исследовав память человека, оптимизировать технологию создания ЭВМ. Эта теория была сконцентрирована на решении трех проблем: в какой форме информация сохраняется в памяти, каким образом ее оттуда получают, какие изменения происходят при вспоминании материала. Эти проблемы решались с помощью построения блочных моделей памяти, в частности, трехкомпонентной модели памяти.

Память и внимание – видео

Основные теории памяти

Человек получает разные впечатления об окружающем мире. Они оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности эти впечатления воспроизводятся. Данные процессы получили название память. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что без памяти человек стал бы существом мгновения с мертвым прошлым для будущего. Функционирование общества и человека без памяти невозможно.

Специалисты считали, что наиболее разработанным разделом психологии являлась память, но дальнейшее изучение её закономерностей сделало память одной из узловых проблем науки. Единой и законченной теории памяти на сегодняшний день не существует.

  1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
  • Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Ассоциация обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Суть принципа в следующем – если в сознании одновременно или друг за другом возникли определенные психические образования, то между ними образуется ассоциативная связь. В результате при повторном появлении какого-либо элемента этой связи, в сознании возникает представление всех элементов;
  • Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
  • Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
  • Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;
  • Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;
  • Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований появилась гипотеза о том, что процесс запоминания имеет двухступенчатый характер. В мозге на первой ступени происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратимые физиологические изменения в клетках. На основе первой возникает вторая стадия, т.е. собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ. Эти специфические химические изменения, считают сторонники этой теории, лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения, воспроизведения следов.
  • Зарубежные теории памяти

    До настоящего времени не потеряла своего научного значения ассоциативная теория памяти, возникшая еще в XVII веке. Активная её разработка шла и в XVIII и в XIX вв. Наибольшее распространение эта теория получила в Англии и Германии. Связь между отдельными психическими элементами разрабатывали Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер и др. В русле этой теории память понимается как сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций. С помощью этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. В результате исследований было выяснено, что 60% всей полученной информации забывается в течение первого часа. Через 6 дней от общего числа первоначально выученных слогов, остается менее 20%. Согласно ассоциативной теории отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических и смысловых ассоциациях с другими.

    Позже теория столкнулась с трудноразрешимыми проблемами. Она не могла объяснить избирательность человеческой памяти, которая из всей поступающей информации выбирает определенную.

    Ассоциативную теорию в конце XIX века сменила гештальттеория. Главным принципом и основным понятием для неё выступила не ассоциация первичных элементов, а целостная их организация – гештальт, законы формирования, которого определяют память. Сторонники этой теории проводили главную мысль о том, что при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов.

    Несмотря на то, что представителям теории удалось найти психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, они столкнулись с другой сложной проблемой. Суть проблемы была связана с формированием и развитием памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Зависимость развития памяти от практической деятельности не ставился и не решался.

    Удовлетворительного ответа о генезисе памяти не могли дать представители и других направлений психологических исследований – это бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы были близки к ассоцианистам, только с той разницей, что много внимания уделяли изучению памяти в процессах научения. Представителями психоанализа были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

    В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Её представителями были А. Бине, К. Бюлер. При запоминании и воспроизведении материала теория на первый план выдвигала смысловое содержание.

    Вывод

    Таким образом, можно сказать, что различные западные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей. З. Фрейд, в свою очередь, придавал значение роли эмоций, мотивов, потребностей в запоминании.

    Исследование памяти в отечественной психологии

    Отечественное направление в изучении памяти связано в основном с общепсихологической теорией деятельности, где память выступает как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, занимались исследованием состава мнемических действий и операций, зависимостью продуктивности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания и др.

    Изучение памяти как деятельности положил французский ученый П. Жане, который одним из первых начал трактовать память, как систему действий, которые ориентированы на запоминание, переработку и хранение материала.

    В России эта концепция получила развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций, где были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти.

    Деятельностная теория памяти образование связей-ассоциаций между представлениями, запоминание, хранение, воспроизведение материала объясняла исходя из того, что человек в процессе его мнемической обработки делает с этим материалом.

    Особенности, при которых механизм запоминания происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Им было установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а их действий прочнее запоминаются те, что связаны с преодолением препятствий. С появлением вычислительной техники и развитием программирования, с началом развития кибернетики, начались поиски оптимальных путей принятия, переработки, хранения информации уже машиной. Начался процесс технического и алгоритмического моделирования процессов памяти. Накопленный богатый материал очень полезен для понимания законов памяти, тем более что мозг человека это тоже сложнейшая электронно-вычислительная машина.

    Итоги различных теорий памяти

    Руководствуясь ассоциативной теорией памяти, немецкий ученый Г. Эббингауз, вывел следующие закономерности запоминания:

    • Простые события могут произвести на человека сильное впечатление и запомниться прочно и надолго и, даже по истечении многих лет, способны выступить в сознании отчетливо и ясно;
    • Менее интересные и более сложные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не задерживаются;
    • Однократного переживания при пристальном внимании к событию бывает достаточно, чтобы потом воспроизвести по памяти его основные моменты в нужном порядке;
    • Между точностью воспроизведения события и уверенностью в этой точности однозначная связь не всегда существует;
    • При увеличении числа членов запоминаемого ряда, возрастает количество необходимых повторений для его запоминания;
    • Число предварительных повторений при заучивании материала, экономит время в том случае, если это число повторений не больше количества, необходимого для полного заучивания материала;
    • По памяти лучше всего воспроизводятся начало и конец какого-либо длинного ряда;
    • Для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизводства, важным является то, какие они есть разрозненные или логически связанные в целое;
    • Повторение заученного материала будет более продуктивно, если происходить будет в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов;
    • Новое повторение способствует лучшему запоминанию выученного раньше;
    • Если усилить внимание к материалу, который надо запомнить, то число повторений для его выучивания можно сократить;
    • Материал, вызываемый особый интерес, запоминается без всякого труда;
    • Необычные и странные впечатления запоминаются значительно лучше;
    • Новое впечатление в памяти человека не остается изолированным, вступая в ассоциативные связи, оно может изменить другие впечатления и измениться под их воздействием;
    • Патологические изменения личности вызывают нарушения памяти, например, амнезия;
    • Память человека теряется и восстанавливается по одному закону.

    Нейронные и биохимические теории памяти

    Хранение информации связано с химическими изменениями в мозгу. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, следовательно, речь идет о нервных цепях. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией.

    Поступающий сенсорный сигнал вызывает возникновение электрических импульсов, которые передаются от тела нейрона через аксон к телу другого нейрона. Место, где аксон соприкасается со следующим нейроном называется синапсом. Существуют два вида синапсов: возбудительные и тормозные. Возбудительные передают нервный импульс следующему нейрону, а тормозные блокируют передачу. Электрические импульсы способны сохраняться неопределенно длительное время после того, как сигнал прекратиться. Что же приводит к прекращению передачи импульсов. Существует несколько гипотез:

    1 . Появление новых сигналов, которые могут затормозить предшествующие;

    2 . Некоторая ненадежность самих нейронных цепей. Импульс, поступающий в одно звено цепи, не всегда может оказаться способным вызывать активность в следующем звене и поток импульсов угаснет.

    3. Передача импульсов может прекратиться вследствие какого-либо утомления в нейроне и синапсах.

    Избирательная электрическая активация определенной нервной петли обеспечивает КП.

    Много раз повторяющаяся электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей. Эти изменения называются консолидацией. В основе ДП лежит постоянство структуры нейронных цепей.

    Таким образом, КП и ДП могут быть связаны с одними и теми же нервными элементами, с той лишь разницей, что КП – это временная электрическая активность определенных нейронов, а ДП – постоянная структура тех же нейронов.

    ДП заключена в белковых молекулах в каждом синапсе, и нервная информация переходит через синаптическую щель химическим путем. Согласно другой точке зрения ДП возникает в результате возникновения новых синапсов. Это означает, что всякий раз при заучивании материала в мозгу возникают физические изменения.

    После того, как были открыты химические процессы в основе наследственности, возникла мысль, что те же самые механизмы могли бы участвовать в процессах запоминания. Генетическая информация заключена в молекуле ДНК. Передача ее происходит при помощи молекулы РНК. И, поскольку, ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, то она или РНК может также передавать и приобретенный опыт.

    Инструкции для синтеза белка, переносимые молекулой РНК, заключены в специфической последовательности органических оснований, присоединенных к остову молекулы. Именно они служат матрицами для синтеза белков. Различная последовательность приводит к синтезу разных белков. Эта последовательность может изменяться в результате опыта, приобретенного животными при обучении. В результате обучения РНК должна содержать информацию о характере возникшего навыка.Большую рольв закреплении информации играют подкорковые области (лимбическая система), но локализованного центра памяти не существует. Даже удаление 20% мозга не приводит к потере памяти. Был найден участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без него запоминание вновь поступившей информации невозможно. Этот центр называют «гиппокамп» и расположен он в височной доле мозга. Электрическая стимуляция гиппокампа приводит к потере памяти о недавнем прошлом.

    Центры памяти

    Одними из перовых подтвержденных данных о месте хранения информации в мозге человека были получены канадским нейрохирургом Пенфилдом. Во время нейрохирургической операции он раздражал определенные структуры головного мозга, сохраняя словесный контакт с оперируемым. При раздражении электродами нижнего участка височных долей в области гиппокампа и миндалины происходит перенос испытуемого в прошедшие годы. Пациент доктора вспоминал события, прошедшие, когда ему было 5 лет. Стимуляция других частей височной доли иногда вызывала изменение восприятия окружающей обстановки. Например, больной мог воспринимать настоящее как события, имевшие место в прошлом. Нередко знакомая обстановка воспринималась как чужая.

    Биохимические теории дополняют взгляды физиологов: работа памяти осуществляется благодаря биохимическим изменениям в нервных клетках. На основе исследований биохимиков и физиологов возникла гипотеза о том, что процесс запоминания носит двухступенчатый характер. На первой ступени под влиянием раздражителя в клетках мозга происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. На второй ступени, на основе первых реакций возникают биохимические реакции – образование новых белковых веществ (протеинов), что ведет к необратимым химическим изменениям в составе РНК и ДНК. РНК (рибонуклеиновая кислота) – основа индивидуальной памяти, несет огромное количество кодов информации. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – носитель генетической (наследственной) памяти. Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременной памяти. Вторая стадия считается механизмом долговременной памяти.

    Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов.

    Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.

    14. Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

    Память – психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации.

    Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики. Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке.

    Функции памяти : отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств; накапливает и сохраняет полученную информацию в сознании человека; воспроизводит информацию.

    В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

    Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.

    Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.

    Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее воспринятый объект во всех его деталях и может последовательно «рассматривать» его деталь за деталью.

    Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает его дословно.

    В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

    Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда – являются основными стимулами высоконравственных поступков личности.

    Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.

    Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

    Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.

    Память различается: по быстроте запоминания; по его прочности или длительности; по количеству или объему запоминаемого; по точности.

    В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

    В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

    в различной скорости запоминания;

    в прочности сохранения;

    в легкости воспроизведения.

    Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

    Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

    Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.

    При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

    При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

    Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

    Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т.д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.

    Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

    Если подопытное животное обучать чему-то новому, а затем моментально прервать кратковременную электрохимическую реакцию до того, как она начнет переходить в биохимическую, то животное не сможет вспомнить то, чему его обучали. В одном опыте крысу помещали на площадку, находящуюся на небольшой высоте от пола. Животное тотчас же соскакивало на пол. Однако, испытав однажды боль от электрического разряда при соскакивании, крыса, помещенная на площадку даже через 24 часа после опыта, не спрыгивала с нее больше и ожидала, пока ее снимут. У другой крысы прервали реакцию кратковременного запоминания сразу после получения ею болевого ощущения. На другой день крыса вела себя так, словно с ней ничего не произошло.

    Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.

    Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.

    Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетической, индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие 88

    ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

    РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений измеряется числом от 10 тысяч до 6 миллионов; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т. д. Это значит, что РНК может удержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет интимный биохимический механизм памяти.

    Успехи биохимических исследований дают основания для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. Но не надо путать эти прогнозы с необоснованными идеями, например, о возможности обучения людей путем прямого химического воздействия на их нервную систему, о передаче знаний с помощью специальных таблеток памяти и т. д.

    В связи с этим важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого - к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении организм - орган - клетка, а не наоборот. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.

    Это подтверждается данными специальных исследований, в которых изучали влияние различных условий жизни животного на изменение морфологической и химической структуры его мозга. Установлено, например, что у крыс, находившихся в богатой впечатлениями обстановке, активизировавшей различные их действия, кора мозга становится крупнее, толще и тяжелее, чем у животных, прозябавших в психологически обедненных условиях. Происходят специфические изменения и в химическом составе мозга развитой крысы: увеличивается, например, количество ацетилхолина - фермента, участвующего в передаче нервных импульсов. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.

    Конечно, отмеченные структурные и химические изменения в клетках мозга, будучи продуктом предшествующей деятельности , становятся затем необходимым условием последующих , более сложных действий, включаясь в механизм их осуществления. То есть речь идет не о вторичности химических механизмов а о том, что они не могут быть сформированы снизу, например, путем прямого введения в мозг соответствующих химических веществ в готовом виде. В этом смысле и следует понимать положение о детерминирующей роли вышележащих уровней функционирования процессов памяти по отношению к нижележащим.

    Итак, 9 лекций по психологии памяти прочитаны. Все ли сказано? Конечно, нет, ведь проблема памяти неисчерпаема. При формировании учебных курсов авторы ориентируются на образовательный стандарт, традиции преподавания, имеющийся лимит учебного времени и страниц книги, на свои, наконец, предпочтения. А жанр учебного пособия, курса лекций в частности, позволяет автору выбирать акценты. Именно поэтому, например, в лекции, посвященной теории памяти, сказано то, что сказано, а многие, заслуживающие внимания вопросы, только упомянуты, а то и просто рассеяны в контексте. Это касается и психологических теорий памяти, и теорий физиологических, а в особенности биохимических. За пределами текста осталась эмоциональная память, проблема амнезий, а также, разумеется, многие другие проблемы. Эго должны иметь в виду те читатели, которые не найдут в курсе лекций обсуждения тех или иных важных, с их точки зрения, вопросов.