Презентация ко дню победы презентация к уроку на тему. Презентация ко дню победы презентация к уроку на тему Презентации на тему день победы для старшеклассников

Классный час, посвящённый дню Победы, для старшеклассников

Классный час «Памятник в стихах»

Савостьянова Светлана Анатольевна, преподаватель физики и математики ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
Описание материала. Предлагаю Вашему вниманию разработку классного часа посвящённого Дню Победы для 8-11 классов. Материал классного часа будет полезен классным руководителям, педагогам – организаторам.

Цель: содействие формированию у молодёжи чувства патриотизма как одной из основных ценностей российского народа.
Задачи:
- способствовать сохранению памяти о Великой Отечественной войне;
- расширять знания о героях родного края;
- воспитывать у молодёжи любовь к своей Родине, гордость за свою страну;
- вызвать интерес к личности и поэзии Юлии Друниной.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.
Предварительная работа: разучивание стихотворений.

Ход классного часа

Учитель. 2015 год – это год, когда мы отмечаем 70 лет со дня Победы в великой Отечественной войне. День Победы – светлый праздник, он отмечается почти в каждой семье. И с каждым годом он становиться ценнее, так как всё меньше ветеранов, людей участвовавших в боях, тружеников тыла, реальных участников тех событий.
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано,
Может быть увидено в кино,
Может быть в романе вычитано…

Нет, всё это было! Бомбёжки, деревни в огне, окопы, голод, страх, концлагеря, надежда, вера в победу, предательство и героизм. И память об ужасах войны, о подвиге народа, мы должны сохранить. Что бы ни возникало желания переписать историю, чтобы осуждались марши эсэсовских ветеранов в Риге, не ставились памятники нацистам в Украине.
2015 год – назван в России годом Литературы. Мы сегодня с вами объединим эти важные события. Тема нашего классного часа «Памятник в стихах». Есть памятники из камня, к ним приносят цветы, устраивают митинги в праздничные дни. А есть памятники нерукотворные, которые «поставлены» словом и покуда слова живы, стихи читаются, живёт и память о людях и событиях, воспетых в стихах.
Что ж, дать в забвенье утонуть
Прошедших этот адский путь?
Тогда он снова повторится.
Листайте Прошлого страницы,
Переплавляя в Правду боль...
(Ю. Друнина)

В нашем городе есть медицинское училище имени Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой. Почему оно названо в её честь? Да, Зинаида Александровна Самсонова наша землячка, окончила медицинское училище, где училась на курсах медицинских сестёр, в августе 1942 года.

Ученица 1. Зинаида Самсонова родилась 14 октября 1924 года в деревне Бобково Егорьевского уезда Московской области в семье сельского кузнеца. В начале 30-х годов семья переехала в соседнюю деревню Колычёво. Здесь Зинаида окончила семилетнюю школу и работала затем санитаркой в доме инвалидов. В ряды Красной Армии Зинаида была призвана в октябре 1942 года.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю.Друнина)
Зинаида Самсонова воевала на Сталинградском и Воронежском фронтах. Особо отличилась в битве за Днепр на Букринском плацдарме.
Девятнадцатилетняя Зина вызвалась добраться до правого берега с первым же взводом добровольцев. И вот по ночной реке двинулись превращённые в плоты понтоны.

«И среди этих героев, была невысокая светло-русая девушка с круглым русским лицом и серыми спокойными глазами. Она то перевязывала раненных, то хваталась за автомат, отбиваясь от наседавших фашистов. Когда кончились патроны, Зина сражалась гранатами, снятыми с убитых врагов. Под непрерывным миномётным и пулемётным огнём девушка вынесла с поля боя тридцать тяжелораненных бойцов и офицеров. Чтобы спасти жизни раненных, необходимо было спешно переправить их на левый берег. И Зинаида грузит раненных на понтон. Снова кипящий Днепр. А рядом – беспомощные люди, ищущие защиты у неё, молоденькой девушки…» (из очерка Юлии Друниной «Светлокосый солдат»)
За этот боевой подвиг Зинаида Самсонова была представлена к званию Героя Советского Союза, и 3 июня 1944 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета.
Учитель. Но Зинаида уже не узнала об этом…
Пока наградной лист проходил все инстанции, девушка спасала раненных бойцов, воевала, продвигалась с армией вперёд. Она погибла в бою за маленькую белорусскую деревню Холм, затерянную в чащах Полесья 27 января 1944 года от пули немецкого снайпера при попытке вынести раненного солдата с нейтральной полосы. Похоронена в братской могиле в посёлке Озаричи Калинковичского района Гомельской области в Белоруссии.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно). В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. У нас в городе на аллее Славы фамилии 12 героев Советского Союза, среди них имя Зинаиды Самсоновой.

Почему же многие вспоминают её имя сразу наряду с Зоей Космодемьянской, Любовь Шевцовой, Маншук Маметовой?
В 1944 году Юлия Друнина написала стихотворение «Зинка», посвятив его памяти Зинаиды Самсоновой. Они были однополчанками.
(Стихотворение для публикации сокращено: представлены начальные строчки и последние).
Чтец 1
Зинка
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
...................
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Письмо Зининой матери она так и не написала, не поднялась рука…
А вот память о своей подруге, однополчанке она сохранила и донесла до нас в стихах.
Они звучат каждый год, их читают новые люди, и связь поколений не прервётся. И таких памятников много, посвящённых известным и неизвестным солдатам войны, описывающих сражения и подвиг одного человека. Стихи как памятники…

У Юлии Друниной много стихов военной тематики. В каждом из них – сильные строчки, трогающие душу и сердце. Знаменитое четверостишие, написанное в 1943 году, как факт биографии:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ученица 2. Родилась Юлия Друнина 10 мая 1924 г. в учительской семье, вопреки уговорам родителей ушла на фронт в 1941-м прямо после 10-го класса. Она была санинструктором в пехоте и знала труд фронтовой медсестры не понаслышке.

Из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»:
«Не ходи, убьют, - не пускали меня бойцы, - видишь, уже светает». Не послушалась, поползла. Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав ремнём за руку. Приволокла живого. В 19 лет у меня была медаль «За отвагу». В 19 лет поседела. В 19 лет в последнем бою были прострелены оба лёгких... парализовало ноги... В 19 лет... У меня внучка сейчас такая. Смотрю на неё - и не верю. Дитё!».
Ученица 3. «...Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья... Они стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже немцы на какое- то время онемели от изумления... -награждали их скупо, в начале войны наградами не разбрасывались. Вытащить раненого надо было вместе с его личным оружием... Винтовку, автомат, пулемёт... За 15 тяжелораненых - медаль «За боевые заслуги», за спасение 25 человек - орден Красной Звезды... А я вам описал, что значило спасти в бою хотя бы одного... Из-под пуль...».

Ученица 4. «У нас было много прекрасных девушек, молодых женщин, которые работали в госпиталях, в санбатах, - вспоминала Ю. Друнина. - И многие бойцы до сих пор помнят их. Но самым тяжёлым трудом был всё-таки труд фронтовой медсестры, той, которая шла вместе с полком, которая ползла под огнём за ранеными. И в госпиталь или в санбат она попадала только тогда, когда сама оказывалась раненой... Подползёшь к истекающему кровью парню и уже забываешь про свою слабость. Хочется его как-то подбодрить, какие-то слова надежды сказать».
Чтец 2
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернёшься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трёх шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадёжно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
(Ю.Друнина «Ты должна!»)

Чтец 3
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
(Ю.Друнина)
Учитель. Нам трудно представить и, наверное, тяжело понять, ту меру ужаса и страдания, которые выпали на наших бабушек и прабабушек, их почти не осталось в живых. Но строчки стихов передают их эмоции, помогают понять, какой страшной беде им пришлось заглянуть в глаза.
Юлия Друнина была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Не каждый мужчина удостаивался такого признания заслуг. Дважды была ранена, после второго ранения в конце 1944 г. Юлию Друнину окончательно демобилизовали. Ей было 20 лет.

Даже в послевоенных её стихах звучит мелодия фронтовой юности.
Чтец 4
Два вечера
Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..
Учитель. Памятник в стихах, не в камне…. Это живое послание человека человеку. Послание, которое, несмотря на разность эпох, никогда не потеряет своей силы и актуальности, не обветшает, его не снесут. Мы будем помнить и чтить.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих...
(Юлия Друнина)

Этими строчками я хочу завершить наш классный час, поблагодарить Вас за внимание и прошу почтить память павших минутой молчания.


Презентация выполнена для проведения классного часа на тему «Бессмертный полк». Мультимедийная разработка составлена преподавателем колледжа. Вместе с электронным ресурсом он предлагает для раскрытия темы и готовый конспект занятия. Его сценарий можно скачать бесплатно для показа слайдов в школе с 1 по 11 класс при проведении тематических внеклассных мероприятий ко Дню Победы.

На 19 слайдах рассказывается о патриотической акции, которая стартовала совсем недавно - 9 мая 2012 года. Именно тогда в городе Томске предложили выйти на праздник в Победной колонне с фотографиями своих родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Акцию поддержали и в других городах. Теперь она проводится по всей России и даже за ее пределами. О традициях этого праздничного шествия, о его героях рассказывается в разработке.


Готовая презентация, раскрывающая тему «9 Мая - День Победы», выполнена для показа на классных часах в школах. Ее можно скачать также для проведения внеклассных мероприятий во 2 - 6 классах, для показа при проведении тематических уроков чтения, истории, окружающего мира. Педагоги найдут много интересного материала, который не оставит детей равнодушными к главному празднику страны, подарившим нам весной 1945 года долгожданный мир.

На 14 слайдах, оформленных в едином стиле, небольшими тезисами дается тот опорный материал, который станет основой урока, побудит к размышлениям, разговору, беседе. Дополняются тексты фотографиями. На них ветераны, выигравшие эту войну, кадры боев, торжественный парад в честь Дня Победы, памятники воинам. На всех страницах присутствует Георгиевская лента, как символ этого дня.


Презентация рассказывает о том, где и почему зажигается Вечный огонь у памятников, мемориалов и могил Неизвестных солдат. Скачать ресурс предлагается для показа в начальной школе. Ученикам 1 - 4 класса будет интересно узнать историяю, когда и где впервые был зажжен тот язык пламени, который не гаснет, ни в дождь, ни ночью.

На 17 слайдах подобран интересный тематический материал. К текстам добавлены фотографии, картинки. Яркое оформление и анимация привлекает внимание школьников. Выразительный шрифт позволит без труда читать представленную на странице информацию. Начало событиям положено во Франции, далее рассказывается о зажжении огня у могилы Неизвестного солдата в Москве, у мемориала Брестская крепость, у памятника в Туле, в Ленинграде, Сталинграде и других городах-героях в честь Дня Победы - 9 Мая 1945 года.


Презентация рассказывает славную историю появления Георгиевской ленточки, которую часто можно увидеть в канун празднования Дня Победы на улицах наших городов. Этот полосатый символ пришел к нам с давних времен и был использован вместе с Георгиевским крестом. Лента означает память о тех, кто погиб в ратном бою. Она используется для оформления многих медалей и орденов. В честь праздника 9 Мая ее закрепляют на лацканах одежды, привязывают к антеннам автомобилей, букетам цветов, транспарантам.

На 10 слайдах достаточно материала, который рассказывает немало интересного. Школьники начнут изучение событий 19 века, а затем переместятся в наше время. Тексты дополнены картинками, фотографиями, отличает работу красивый фон. Скачать ресурс рекомендуется для показа на классных часах в начальной школе или для демонстрации на тематических уроках окружающего мира, чтения.


Презентация представляет те памятники, которые поставлены героям ВОВ, материям погибшим, сожженным городам и деревням. Это обелиски и монументы, появившиеся в разных городах и селах России после окончания Великой Отечественной войны. Они рассказывают о подвигах взрослых и детей, матерей и их сыновей. Они хранят память о тех воинах, которые отдали жизни, прогоняя врага из страны, защищая тех, кто нег держать в руках оружие. Пособие можно скачать для проведения уроков истории, для показа на классном часу, при проведении акций, других мероприятий, посвященных Дню Победы и 9 Мая.


Целью классного часа "9 мая - память бережно храним", посвященного дню Победы, является воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого, закрепление и увеличение объема исторических знаний, воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа. Классный час содержит презентацию и текстовое описание проведения урока.

Классный час посвящен дню Победы, разработан для старших классов. Цель - воспитание патриотизма, любви к Родине. Имеется конспект мероприятия, фильм с музыкальным сопровождением.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Подготовила воспитатель: Жбанова Л.А 2015 «Поклонимся великим тем годам!»

Счастье Родины- мир и свобода, Нерушимы они как гранит. Майский день сорок пятого года Наша память надежно хранит!

Жизнь людей до войны. Ничто не предвещало беды.

Но внезапно мирную жизнь разрушили взрывы

Горе и страх обрушились на людей: детей, женщин, стариков.

Миллионы мужчин отправились на защиту своей Родины!

Они доблестно сражались и отдавали свои жизни за то, чтобы мы жили в мире

Памятник солдата спасшего немецкую девочку Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг… Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, Он свою дочурку целовал, Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец и, телом заслоня, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня.

Было трудно, но Советские войска разгромили вражеские силы Германии, установив знамя победы над Рейхстагом!

Война закончилась!!! Радость, смех и слезы…

Очень ДОРОГОЙ ценой досталась им победа! Огромное СПАСИБО и низкий Вам поклон, дорогие ветераны!

За героизм и подвиги на войне, солдаты награждались орденами и медалями. Медаль за отвагу Медаль за боевые заслуги

Орден красной звезды Орден Победы

Георгиевская лента- символ Д ня Победы Георгиевская ленточка- биколор (двуцвет) Оранжевый и черный цвета. Черный цвет означает- дым, Оранжевый- пламя.

Мы помним о подвигах наших воинов Мамаев Курган в Волгограде Монумент- «Родина- мать зовет» Памятник воинам Советской А рмии павшим в боях с фашизмом.

Монумент- «Защитники Москвы» Поклонная гора в Москве

Вечный огонь на могиле неизвестного солдата 8 мая 1967 года на могиле неизвестного солдата вспыхнул вечный огонь.

Праздничный салют в мае 1945 года

Праздничный салют наших дней.




  • Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года.

Константин Симонов








  • Оборона Москвы.
  • Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение 2-х лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. В сражениях под Москвой был окончательно похоронен гитлеровский план «блицкрига», перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о непобедимости «гитлеровской» армии. Историческая победа Советской Армии на полях Подмосковья показала всему миру, что существует сила, способная не только остановить, но и разгромить фашистского агрессора, избавив человечество от угрозы нацистского порабощения. Именно под Москвой занялась заря нашей будущей Победы над германским фашизмом.


Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны После Курской битвы соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления


Блокада Ленинграда

БЕССМЕРТЕН ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ГРОЗНУЮ ПОРУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. НИ ЖЕСТОКИЕ БОМБАРДИРОВКИ С ВОЗДУХА, НИ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОБСТРЕЛ, НИ ПОСТОЯННАЯ УГРОЗА СМЕРТИ НЕ СЛОМИЛИ ЖЕЛЕЗНОЙ ВОЛИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДУХА ЛЕНИНГРАДЦЕВ.

ДЕВЯТИСОТДНЕВНАЯ ЗАЩИТА ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА - ЭТО ЛЕГЕНДАРНАЯ ПОВЕСТЬ МУЖЕСТВА И ГЕРОЙСТВА, КОТОРАЯ ВЫЗВАЛА УДИВЛЕНИЕ И ВОСХИЩЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ И НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ. ЛЕНИНГРАДЦЫ ДО КОНЦА ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫМИ РОДИНЕ. ГОРОД-ГЕРОЙ - ВОТ ИМЯ, КОТОРОЕ БЛАГОДАРНО ПРИСВОИЛ








*** Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках.

Это радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!***


Пусть будет мир Н. Найденова

Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда!

Урок памяти «Письма с фронта» (7-8 класс)

Сценарий предназначен для педагогов ОУ, дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы.
Вешникова Е. В., учитель МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5».
Цель – формирование целостных представлений учащихся о мужестве и героизме советских солдат, сражавшихся на полях ВОв; воспитание патриотизма, уважения к людям старшего поколения.
Задачи:
* показать роль мужественности, нравственной стойкости, чувства долга и ответственности советских людей в годы ВОв перед обществом;
* способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.
Оборудование: ПК, компьютерная презентация.

Ход урока

Ведущий 1: Приближается 9 Мая - Праздник Великой Победы. Скоро мы услышим песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, праздничные салюты на площадях. Пожалуй, в России не найдется семьи, которая не была бы опалена огнем Великой Отечественной войны. На полях сражений погибло более 27 миллионов людей, тысячи людей остались без крова. Многие в той войне потеряли родных, близких, все равно они находили в себе силы жить дальше.
Ведущий 2: Наш урок посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков в 1945-45 гг. Вспомним драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые привели советских солдат к Великой Победе.
Учитель: Наш урок называется «Письма с фронта». Ребята, а какие слова у вас ассоциируются с данным понятием и почему?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева:
-Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось! (слайд 2).
Учитель: 22 июня 1941 г. на рассвете, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, немецкие войска обрушилась всей своей мощью на советскую землю. Началась война, которая продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 трагических и одновременно героических года (слайд 3).
Ведущий 1: Для похода на Восток гитлеровское командование разработало стратегический план, который получил название плана «Барбаросса» (слайд 4).
Ведущий 2: Вся страна поднялась на защиту своей Родины. А уже через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941 г., одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации стихотворения композитор А. В. Александров написал к ним музыку.
-Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война! (слайд 5-7).
Звучит отрывок из песни В. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».
Ведущий 1: Внезапность и мощь германских оккупантов, численное превосходство врага позволили летом–осенью 1941 г. продвинуться ему вглубь советской земли. Занимая советские территории, враги несли кругом слезы, разорение и смерть.
Упорные бои Красной Армии с врагом шли под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой (слайд 8).
Ведущий 1: В жаркие дни лета 1942 г. был обнародован Приказ наркома обороны страны № 227, который получил среди солдат название «Ни шагу назад» (слайд 9)…
…А когда выдавалась свободная минутка солдаты писали домой письма…
Учитель: Вместе с русскими на фронтах Великой Отечественной и в глубоком подполье воевали украинцы, белорусы, татары, осетины, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки… Масштабным было и партизанское движение (слайд 10).
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева «Ленин»:
-Из бронзы Ленин. Тополя в пыли.
Развалины сожженного квартала.
Враги в советский городок вошли
И статую низвергли с пьедестала.
Полковник-щеголь был заметно рад,
Что с памятником справился так скоро,

И щелкал долго фотоаппарат
Услужливого фоторепортера.
Полковник крепко этой ночью спал,
А на рассвете задрожал от страха:
Как прежде памятник в саду стоял,
Незримой силой поднятый из прах.
Засуетились гитлеровцы вдруг.
В развалинах мелькали чьи-то тени:
То партизаны, замыкая круг,
Шли на врага. И вел их Ленин (слайд 11).
Учитель: Выдержав 2 страшных года Великой Отечественной войны, Советский Союз в 1943 г. сумел добиться в её ходе коренного перелома. Под Сталинградом начался, а после Курской битвы закончился коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войны (слайд 12).
Ведущий 2: Но по стране все еще катился страшный вал Огня…
Читает стихотворение «Хлеб 41 года»:
-Ему сказали:
- Поле подожги.
- Я не смогу! –
Ему сказали: - Жги!...
…В душе и в горле горечи комок,
Растерянно стоял он среди поля,
В руке сжимая спичек коробок,
До хруста, до беспамятства, до боли.
Он, это поле по весне пахал.
Знал все на нем увалы и пригорки,
Под той ветлою в полдень отдыхал:
И даже сон приснился про уборку.
И вымахала, чуть ли не до плеч,
Давно такая не была пшеница.
Шептали губы: «Жечь!»
Ну как такую жечь», -
И не желало сердце подчиняться.
Который день уж ведро,
В самый раз
Сейчас пройти косилкой по делянке.
Рыча, пуская ядовитый газ,
Из-за кургана выползали танки.
Мерцали тускло пыльная броня
И пушки вдали глядели удивленно.
Навстречу им катится вал огня.
Горело поле горько, исступленно.
Уже от дыма свет дневной померк,
Ослепли даже стекла дальномеров
Вдруг из огня, почти весь обгорелый,
Шагнул навстречу танку человек.
Мотор заглох, как будто онемел
А человек, с лица срывая пламя,
Мелькнул в кружке
Как поднятое знамя, и факелом остался на броне.
…И если хлеб мы ненароком где-то
Обидим вдруг, чем себя корю,
Пусть мне и вам
Запахнет горько хлебом,
Сгоревшем в сорок первом на корню (слайд 13).
Ведущий 1: Вместе с мужчинами за Победу воевали дети, женщины.. . Но лютый враг не щадил и их…Инструментом массового уничтожения пленных стали концентрационные лагеря – Освенцим, Равенсбрюк, Бухенвальд…
Ведущий 2 читает отрывок из произведения А. Соболева «Бухенвальдский набат»:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон (слайд 14-15).
Ведущий 1: Уже к концу 1943 г. советские войска освободили почти половину территорий, оккупированных противником. Сегодня мы знаем не только из архивных документов, но и из сохранившихся писем с фронта.
Читает отрывок из произведения Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»:
-Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим (слайд 16-19).
Звучит отрывок из песни Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим».
Ведущий 2: Бои и снова бои… Но когда появлялась свободная минутка, каждый солдат старался написать письмо, отправить весточку с фронта родным и близким. Так как конвертов не хватало, с фронта отправляли письма-треугольники. Отправляли долгожданные треугольники бесплатно. Треугольник - это обычный тетрадный лист, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника (слайд 20).
Учитель:
28 сентября 1944 г.
Здравствуй дорогая мамочка!
Шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г. Ярцево Смоленской области. Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор. Привет всем родным и знакомым. Виктор
(слайд 21).
Ведущий 1: Письмо радиотелеграфистки А. В. Колбатовой родным.
12 декабря 1944 г.
С Новым 1945 годом!
Здравствуйте, дорогие мои - мамуля, Лидия и Тамарочка. Крепко целую вас несчетно раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро Новый год. Каков он будет? Конечно, без сомнения год окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина осталось совсем недалеко.
Мамулька, родная, не падай духом, скоро вернусь и непременно встретимся! Роднулечка, за меня не беспокойся, ведь у меня все в порядке, живу хорошо по-прежнему. Ну а как окончится война, я тебе заготовлю почву на веселого жениха, только непременно веселого! Пишите, как только будет свободное времечко. Пишите обо всем, о вашей жизни и жизни родного города. Как занимается и работает Тамарочка. Привет всем знакомым и родным, крепко, крепко целую вас несчетно раз
(слайд 22).
Ведущий 2: Но даже из гестаповских застенок ценою своей жизни людям иногда удавалось отправить весточку. Письмо А. И. Свершниковой из гестаповской тюрьмы.
Май 1944 г. Дорогие друзья!
Спасибо за внимание и за вашу отвагу. Вы меня только и воодушевляете немножко. Полна душа, нет больше надежд на жизнь. Напрасно вы так много беспокоились о том, чтобы передать мне кушать. Не надо, не ломайте об этом головы, я сейчас меньше всего думаю и считаюсь со своим желудком, приказано молчать. Сейчас не время ему предъявлять свои требования.
Самое главное - спасибо за коротенькую сводку от Информбюро. Хотя немного даете почувствовать, что я не совсем оторвана от мира, и только этим поддерживаю сейчас свое маленькое существование...
Писать вам много мне нечего, так как я человек, отрезанный от всей мирской суеты, и даже от тюремной. Во все время моего пребывания я ни разу не была на прогулке. Так хочется погреться на солнышке, временами я замерзаю окончательно.
За вашу доблесть и отвагу шлю вам парочку своих трудов - закладочку в книгу. И на память пишу стишок:
Товарищ, верь! Придет она, Пора пленительного счастья. И на обломках самовластья Напишут наши имена. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и Свобода Нас примет радостно у входа, И братья наши смиренно головы наклонят
(слайд 23).
Ведущий 1: А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 г., адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом - вторая… Вот тогда всем стало ясно - это конец войне!» (слайд 24).
Ведущий 2 : 1 мая 1945 г. над зданием Рейхстага было установлено Знамя Победы. 7 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Пришла долгожданная Победа Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. (слайд 25).
Ведущий 1: Великая Отечественная война была самой жестокой, самой тяжелой из всех войн на Земле. Но она показала, что дух советского народа сломить нельзя, и что мир люди будут защищать до конца даже ценой собственной жизни (слайд 26).
Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны! (слайд 27)