Петровская эпоха что. История России: Петровская эпоха

„Петровская “ эпоха в истории России сложна и неоднозначна. Во всяком случае, она имеет для развития, формирования и понимания России решающее значение.

По мнению некоторых историков, Петр расколол историю России надвое – на Россию допетровскую и постпетровскую.

С другой стороны, особенно в начале 21 в., можно прийти к выводу, что реформы Петра I не обозначали радикального разрыва с прошлым, что кардинальные преобразования российского государства зародились уже раньше, при Иване IV, и Петр I их только расширил и укрепил, дал толчок к ускоренному развитию страны.

Петровская эпоха и Московское государство

Сходства

Уже в Московском государстве проходил процесс централизации страны, были заложены первые органы государственного управления.
Петр I, продолжив эту традицию, основал Сенат и Коллегии , правил при помощи указов .
Петр I развил мечту Ивана IV о „воссоединении исконно русских земель“ и вел империалистические войны.

Разницы

Московская Русь воплощала идеал „Святой Руси“: все в жизни было выражением христианского смысла.
Петр I не был религиозным человеком. Он подчинил церковь государству, а ее главой назначил светское лицо.
В Московском государстве и вообще в Древней Руси люди уважали старину и негативно относились ко всему новому (в средневековом народном мышлении все новое происходит от дьявола).
Петр I произвел сдвиг государства и общества от средневековья к новому времени. Произошла европеизация практически во всех областях жизни. Царь заставлял население менять образ жизни часто в принудительном порядке.

Путь Петра I на престол

Петр I, третий царь династии Романовых, родился в 1672 г. в Москве.
Его путь на российский престол был не совсем прост. Петр Алексеевич был 14-м ребенком и третьим сыном царя Алексея Михайловича и княгини Нарышкиной, его второй жены. Он был самым здоровым из сыновей; предполагалось, что Петр станет царем и поэтому его в детстве баловали.
Однако в возрасте 4 лет Петр лишился отца; возник конфликт между Нарышкиными и Милославскими (род первой жены Алексея Михайловича) по поводу престолонаследия. В 1682 году на царство были венчаны вдвоем Иван от Милославских и Петр от Нарышкиных.

Алексей Михайлович Романов испытывал серьезные проблемы с наследником престола. У него, как правило, родилсь крепкие и здоровые дочки, но по мужской линии соновья часто умирали еще в младенческом возрасте или были больными, слабыми, слабоумными.

Эта проблема касалась не только Алексея Михаиловича, но и других русских правителей. Поэтому их браки розводилсь, жены были ссыланы в монастыри. В случае, когда царь скончался слишком рано не остававав взрослого наследника престола, на царство венчали маленьких детей (сынов), но вместо них фактически првили регенты. При дворе в таких условиях шла постоянная борьба за престол разных родов дворян, жен царя.

Правительницей при малолетних царях провозгласили Софью , сестру Ивана. Она сослала Петра с его матерью прочь из Москвы, в село Преображенское.

Преображенское и «потешные полки»

В селе Преображенском об образовании Петра долго никто не заботился. Воспитание будущего царя проходило бессистемно.
Петр здесь увлекался в основном обучением солдат и разыгрыванием „потешных сражений“ с „потешными полками“ (игрой в солдаты с живыми людьми). Многие солдаты в действительности при этом погибали. Здесь формировались основы будущей петровской регулярной армии.

В Москву Петра привозили редко, только для участия в церемониях. Он не любил Москву и Кремль. Здесь он страдал от своей болезни – агарофобии - боялся больших пространств (например, в Грановитой палате в присутствии Петра снижали потолки при помощи тканей).
В остальное время Петр был свободен. Занимался многими областями знания – кроме военного дела, его очень интересовали, например, плотницкое дело и судостроение.

В юности царь часто бывал в Немецкой слободе, которая представляла собой возможность первого контакта будущего царя с европейской культурой. Немецкая слобода была поселением в Москве, на острове реки Яуза, где жили европейцы, в основном, представители тех профессий, которых в России не хватало (врачи, аптекари, инженеры, офицеры, купцы). Часто здесь люди скрывались от уголовных, религиозных и политических преследований.
Нравы здесь были намного свободнее, чем в православной Москве – иностранцы курили табак, что было в России запрещено; распространено было пьянство.

Великое посольство

Вторая встреча Петра с Европой - создание Великого посольства. В 1697-98 гг. Петр со своей свитой отправился в Англию, Голландию и Германию, чтобы лично ознакомиться с жизнью Европы. Он работал на верфях и в порту, изучал корабельное и артиллерийское дела. Известно, что он посетил английский парламент. Многие европейские обычаи Петр решил перенести в Россию. Петр I был вообще первым русским монархом, появившимся за границей России.

Бунт стрельцов

Два раза Софья-регентка поднимала против Петра бунты. Впервые это произошло в 1689 г. Петр I тогда испытал панический страх и в одной рубашке бежал в Сергиев Посад, забыв о своей матери и беременной жене. Однако сторонники Нарышкиных взяли верх, и Софью сослали в монастырь.
Когда Петр I с Великим посольством был за границей, Софья вновь подняла стрелецкий бунт. На этот раз Петр с противниками справился жестоко – всех их казнил перед окнами монастырской кельи, где была заточена Софья. После подавления восстания царь решил ослабить власть бояр.
В 1696 г., когда брат Иван скончался, 24-летний Петр стал единственным самодержцем России. Позже он провозгласил себя императором (титул связан прежде всего с неограниченной военной властью).

Петровские реформы

С помощью реформ император заставлял российское общество перейти к западному стилю жизни и труда.
Реформы проходили очень быстро, буквально на глазах одного поколения. Некоторые затронули всех обитателей России, некоторые - только верхушку общества, аристократию.
Петровские реформы касались всех сфер жизни и проходили по личной инициативе царя. Новые правила придумывал сам Петр; он же лично контролировал, как к ним люди привыкают и как их соблюдают.

  • Царь повелел всем подданным, кроме крестьян и священничества, обрить бороды (иногда он резал их боярам сам).
  • Запретил носить длинные русские платья, все придворные должны были одеваться на немецкий или французский манер (чтобы двигаться быстрее).
  • Были введены светские развлечения (танцы, игры, встречи) и курение трубки.
  • Петр создавал многочисленные мастерские, вводил новые ремесла – следствием был подъем экономики.
  • Сам Петр I изложил правила надлежащего поведения для дворян в книге Юности честное зеркало.
  • Царь приглашал иностранных инженеров (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла.
  • В больших городах возникли больницы, в Москве - первый приют для младенцев.

Область культуры и образования

  • Создается система государственных светских школ (высшим учебным заведением до тех пор в России была лишь Славяно-греко-латинская академия). Возникают светские (даже начальные) школы, гимназии, Морская академия. В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы – светская и духовная.
  • В 1724 г. была основана Академия наук.
  • В России появляются первые музеи, например, кунсткамера в Санкт-Петербурге, где до сих пор хранятся личные коллекции Петра I.
  • Бурное развитие получило издательское дело. В начале 17 в. действовала в Москве лишь одна типография, выпускающая главным образом церковные книги. К концу властвования Петра их работали десятки. Петр I хотел, чтобы люди „смотрели и учились“.
  • Петр I стал выпускать первую периодически издаваемую газету „Ведомости“ (1702), в которой лично разъяснял и пропагандировал реформы, нес в народ новые знания, знакомил русских не только с отечественными событиями, но и с зарубежной жизнью.
  • Развивается театр. Раньше художественный театр был предназначен лишь для царской семьи и узкого круга избранного общества, теперь он обращался к широким массам зрителей.
  • Реформа правописания - была введена „гражданка“ („гражданское письмо“ – упрощенная форма азбуки) и арабские цифры.

Реформа календаря и летосчисления

  • В 1700 г. было введено новое летосчисление. Счет лет от сотворения мира (7208 г.) был заменен счетом от рождения Христа (1700 г.).
  • Начало года было перенесено с 1-го сентября на 1-ое января.
  • Время в петровской России как будто бы ускорило свой бег – новым шрифтом возможно было быстрее писать, в новых типах платьев - быстрее ходить.

Административные реформы

  • В 1711 г. был образован Сенат (просуществовал 200 лет), куда вошли 9 ближайших сотрудников Петра. Сенат занимался в основном вопросами государственного бюджета.
  • Было учреждено 9 коллегий („министерств“).
  • Был разработан „Тaбель о рангах“ – система чинов государственной службы (14 рангов), которая стратифицировала общество. Чин мог получить и человек недворянского происхождения за службу государю. Царь диктовал образ жизни согласно этой стратификации. Было строго определено, кто какие дома должен строить, кто какое количество водки может выпить, как кто должен одеваться и т.п.
  • Произошла реформа административно-территориального устройства. Страна была разделена на 8 губерний . Во главу каждой губернии был поставлен губернатор, подчиняющийся царю.
  • Быстро и эффективно вымогались средства от граждан (небывалый налоговый гнет).

Церковные реформы

  • Церковь была подчинена государству, во главу церкви царь поставил Святейший Синод (орган, управлявшийся светским лицом).
  • Было ограничено число монахов. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество. Над церковными обрядами он издевался. Староверы-раскольники, а также многие крестьяне считали Петра Антихристом и думали, что наступили «последние времена».

Военные реформы

  • Была создана огромная регулярная армия, происходили постоянные наборы рекрутов (15-20-летних холостых юношей - крепостных крестьян, дворян и монахов) на неопределенное время – военная служба была фактически пожизненной.
  • Был создан знаменитый морской флот.
  • Были произведены огромные военные расходы (множество церковных колоколов было перелито на пушки); появились талантливые полководцы; во многих сражениях и войнах Россия победила.

Войны и территориальное расширение России

Целью Петра I было открыть выход к морю и, таким образом, „прорубить окно в Европу“.

Азовские походы

Выход к Черному морю царь хотел завоевать в войне с Турцией (1695–1700). Это был первый боевой опыт войск Петра. Хотя царь захватил крепость Азов в устье Дона, выхода к морю ему добиться не удалось.

Северная война

После заключения мира с Турцией Петр рассудил, что Балтийское море для выхода на Запад важнее, чем Черное, и начал войну со Швецией. Северная война (1700–1721) с решающей Полтавской битвой была для Петра долгой, изнурительной, дорогостоящей, но удачной. Уже в процессе войны была на берегах Невы в 1703 г. основана новая столица страны, Санкт-Петербург.

Личность Петра I

Царь был ростом в два метра и очень широко шагал, его сотрудники едва поспевали за ним бегом.
В своей личной жизни был Пётр I довольно скромен, не любил носить официальную нарядную одежду, постоянно одевал одно платье. Он никогда не избегал физического труда (работал плотником, строил корабли, шил сапоги). Занимался медициной: например, лечил зубы и выполнял хирургические операции. С детства он интересовался математикой, историей, хотел многое узнать.
Личная жизнь царя складывалась сложно и неоднозначно. Многих людей в своем окружении он сделал несчастными, многие проблемы нравственного характера никогда не разрешил.


Семья

16-летнего Петра женили на Евдокии Лопухиной, но он прожил с ней едва неделю. Она родила ему сына Алексея, наследника престола. Свою жену сослал Петр в монастырь, и его сын остался сиротой при живой матери.
Молодого царевича Алексея потом обвинили в заговоре против государя; он стал первым узником, заточенным в Петропавловскую крепость. Алексея признали виновным и умертвили.
В 1712 царь объявил о своем разводе и венчался с Екатериной (до православного крещения - ливонской пленницей Мартой Скавронской), которая с 1703 была его фактической женой.

Друзья Петра I

А. Д. Меньшиков

Будучи недворянского происхождения, самый близкий друг царя, тем не менее, занимал высокие должности (первый губернатор Санкт-Петербурга). Но он никогда не забывал о своих личных интересах и принимал взятки („первый вор России“). Наконец, только смерть Петра спасла Меньшикова от гнева царя и от смертной казни.

Общая характеристика петровской эпохи

  • Период, когда Россия глубоко преобразовалась, повернулась с Востока на Запад, открыла „окно в Европу“, стала европейской державой, активно вмешивающейся в европейскую политику.
  • Россия былa провозглашена империей; вырос ее международный престиж.
  • Сложилась система абсолютной монархии. Во главе государства стал монарх, который ни перед кем на свете за свои поступки ответственности не нес.
  • Сухопутная страна сделалась морской державой.
  • Множество людей погибло на войне, при строительстве новых городов, каналов, флота.
  • Осуществление грандиозных планов Петра I, при котором, между прочим, были исчерпаны все финансовые резервы государства, можно считать первым комплексным утопическим экспериментом в России.

На склоне своих лет царь о себе слышал много плохих отзывов, критики в том смысле, что бритье бород не делает из русского человека европейца, а только оскорбляет его религиозные чувства. Он знал о том, что его считают тираном.

Эпоха дворцовых переворотов

После смерти Петра I (по преданию на смертном одре сказал: „Отдайте все...“ и скончался) возвели на трон его вторую жену Екатерину I.
Несколько последующих десятилетий продолжалась борьба за трон. Часто правили регенты вместо молодых или неспособных царей. Эта эпоха называется „эпохой дворцовых переворотов“.

Петровская эпоха — это интереснейший период российской истории. Россия меняется и укрепляется, становится великой империей. В стране проходят реформы одна за другой. Достигнуты колоссальные успехи в промышленности и экономике. В стране идут постоянные войны, что неудивительно, ведь именно войны Петр I считал необходимыми для завоевания выхода к морю и усиления России. Сам Петр, бунтарь и реформатор, заставляет одних восхищаться им, других же приводит в бешенство. Ведь он дал настолько мощный толчок развитию своей страны, что, как говорят историки, «едва не сломал ей хребет».

  • - Развитие страны и превращение ее в европейскую державу требовало не только многочисленных реформ, но и экономической независимости во внешнеторговых отношениях. Для этого империи требовался выход к морским берегам.
  • - Историки называют внешнюю политику Петра безупречной. Он показывает себя лояльным союзником и человеком, который держал свое слово. В военном деле Петр был гениальным организатором и полководцем. В результате проведенных реформ российская армия не только увеличилась, но и качественно изменилась в лучшую сторону.
  • - Личность Петра, как и его реформы, потомки и современники оценивают неоднозначно. Отдавая все силы службе государству, Петр требовал того же от своих подчиненных. В государственном управлении стремился ввести принцип законности. Петр потерпел много неудач, велики были жертвы, но также велики были его достижения.
  • - Петр всячески старался придать офицерам привилегированное положение, сделать их элитой общества. За особые заслуги военных награждали орденами. Армия при Петре не испытывала трудностей с оружием и продовольствием. Большое значение придавалось дисциплине и несению караульной службы.
  • - После неудачной попытки найти путь в Индию через Среднюю Азию, Петр решает зайти с другой стороны. В результате персидского похода к России было присоединено побережье Каспийского моря. Однако приемники Петра не видели в этом выгоды. После смерти Петра русские войска были выведены с завоеванных земель.
  • - Огромным успехом России был заключенный в 1721 г. Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия получала земли на побережье Балтийского моря, решив, таким образом, важную внешнеполитическую задачу. Швеция утратила статус великой державы. Границы России отодвинулись далеко на запад, на Балтийском море появился мощный военный флот.
  • - В 1712 г. Россия продолжает войну и ведет успешные действия, одержав ряд побед. Петр вел переговоры с королем Швеции о союзе, однако король погибает, а его сестра решает продолжить войну с Россией. Начинаются активные боевые действия на море. Русский флот одерживает победу у Гренгама, что становится последним сражением войны.
  • - Несмотря на возникшие проблемы со снабжением, Петр решает двигаться вперед. Турецкий султан предлагает ему мир в обмен на земли, Петр отказывается и начинает наступление. «Союзники» России бежали в первом же сражении, положение русской армии становится тяжелым, однако турки соглашаются на переговоры, в результате которых был заключен крайне невыгодный для России Прутский мир.
  • - После победы над шведами Петр решает продолжить завоевание Балтийского побережья. В 1710 г. была окончательно покорена Лифляндия, захватом Выборга и Кексгольма создан плацдарм, надежно прикрывший Санкт-Петербург. Однако дальнейшие успехи русского оружия были остановлены в результате происков Карла XII в Турции.
  • - 28 сентября в битве при Лесной шведские войска были наголову разбиты и понесли большие потери. После нескольких неудачных попыток захватить Белгород, Карл решает захватить Полтаву. Однако осада не приносит успеха. 27 июня состоялся решающий бой. В результате шведская армия была полностью разгромлена, Карл бежал к туркам.
  • - Русские войска продолжали боевые действия на западном направлении. Под Головчино Русская армия терпит поражение в результате неправильного выбора позиции. В дальнейшем ситуация сложилась благоприятно для русских. Карл, не имея вестей от генерала Левенгаупта, отступил на Украину.
  • - К началу Северной войны русская армия была недостаточно подготовлена и понесла большие потери. После этого по приказу Петра началось лихорадочное строительство промышленных предприятий, было завершено оформление рекрутской системы. Благодаря этому, а также более эффективной тактике, вскоре русская армия одержала ряд побед, захватив стратегически важные территории и закрепившись на них.
  • - Первоочередной задачей для Петра Первого было обеспечение России надежного выхода к морю. Архангельск на севере и Азов на юге не решали в полной мере эту задачу. Так как Черное море, по мнению Петра, представляло множество неудобств, его основное внимание было направлено на Балтику.
  • - Петр стремился не просто ввести в России европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение до европейского уровня. Для этого молодых людей отправляли учиться за границу. Были созданы различные учебные заведения. Массово печатались книги светского содержания, было положено начало периодической печати. В столицах по приказу Петра устраивали вечерние публичные собрания.
  • - Высокие военные расходы вынуждали Петра искать новые источники государственных доходов. С 1704 г. вводится бесконечный ряд новых налогов. Для повышения производительности и качества народного труда Петр принимал ряд мер по повышению качества и производительности труда в сельском хозяйстве, заботился о развитии горного дела, крупной фабрично-заводской промышленности и достиг в этих направлениях немалых успехов.
  • - При Петре Первом исчезает боярство. Должностных лиц он назначал, не считаясь с происхождением. Служебная повинность дворянского сословия не только не облегчилась, но и стала более тяжелой, чем в Московском государстве. Отношения крестьян и помещиков законодательством Петра не регулировались, однако введение «подушной подати» ухудшало положение крестьян.
  • - Петр Первый видел в своем сыне Алексее будущего наследника. Однако Алексей не разделял взглядов отца и отказывался от престола, впоследствии сбежав за границу. Петр обманом убедил его вернуться в Россию, где Алексей был арестован и умер от пыток. После смерти Петра Первого вопрос о престолонаследии стал спорным.
  • - В результате церковной реформы, проведенной Петром, патриаршество было заменено коллегиальной формой управления. По мнению историков, события, пережитые Петром в детские годы, оказали существенное влияние на его личность. Поэтому его стремление обустроить все по западному образцу коснулось и церкви.
  • - После Азовских походов Петр убедился в малой пригодности войск к военным действиям. В 1698 г. начинается военная реформа. Изменился принцип комплектования войск, большинство командных должностей было отдано иностранцам. В 1703 г. начинается подготовка к созданию военно-морского флота.
  • - В процессе проведенной Петром реформы государственного управления боярская дума была заменена Сенатом. Были учреждены государственные контролирующие органы. В 1708 г. Россия была разделена на 8 административных округов, названных губерниями. Предпринимались попытки создания городского самоуправления.
  • - В 1705 г. после распоряжения о новых чрезвычайных налогах в Башкирии вспыхивает восстание, в результате которого пострадали не только царские чиновники, но и простые крестьяне. Были разорены сотни русских деревень. Башкиры вели переговоры о переходе под власть крымского хана. Подавить бунт удалось только в 1711 г.
  • - Петр I недоволен поселениями на Дону и отправляет туда отряд во главе с князем Долгоруким. Против правительственного войска выступили донские казаки. Возглавили войска казаков Кондратий Булавин и Лукьян Максимов. Среди казаков не было единства и они были разбиты.
  • - Жители Астрахани недовольны правлением воеводы и высокими налогами, которые он ввел. В 1705 году начался бунт, в результате которого убиты члены астраханского правления, в том числе сам воевода Ржевский. Все указы и налоги, введённые Ржевским были отменены.
  • - На российских мануфактурах использовался принудительный труд крепостных, бездомных, осужденных. Некоторые мануфактуры в стране, в первую очередь металлургические, полностью обслуживались только ими. Связано это с тем, что труд в металлургии был изнурительным.
  • - Удачи в промышленности России при Петре I. Растет продажа металла. Быстрое развитие Урала, строительство новых металлургических заводов. Металл необходим для российской армии и флота. Строительство мануфактур за счёт казны. Льготы для всех успешных мануфактур.
  • - Слой крепостных крестьян России был неоднороден. Среди них были и зажиточные крестьяне и бедняки. Крестьяне могли заниматься промыслами в городе: торговлей или работой на мануфактурах. Немногим удавалось разбогатеть и они могли выкупить себя и свою семью.
  • - Знать при Петре получала большие владения земли. Крестьяне платили помещикам натуральный и денежный оброк, отрабатывали на их землях барщину. Положение крестьян ещё больше ухудшилось, когда правительство перешло к подушному налогообложению (вместо подворного).
  • - В 1724 году издан таможенный тариф, который увеличивал торговый баланс России за счёт большой пошлины с иностранцев. Пошлина на товары, которые не производились в России, составляла 10 %. Самую большую пошлину платили за ввоз железа, шелка, воска и парусины.
  • - В российских городах быстрыми темпами развивается ремесло, но уровень развития ремесла очень сильно отстаёт от европейского. Ремеслом в городе занимаются в основном бывшие крестьяне. Знаменитые российские ярмарки и их особенности. Расширение торговли с Европой.
  • - Контроль государства абсолютно над всеми сферами жизни. Развивается торговля между российскими городами. Расширяются торговые связи с Востоком. Государственная монополия на торговлю привела к пополнению казны, однако одновременно «расцветает» контрабанда в стране.
  • - Российская торговля продолжает развиваться, однако страны Европы пытаются оказывать давление на страну. Россия пытается сохранить независимость в торговле и диктовать свои условия. Российские купцы поворачиваются лицом к восточным странам, которые наиболее открыты.
  • - Длительное отсутствие государя, как и следовало ожидать, привело к восстаниям и попыткам перевернуть власть. Однако, по возвращении, молодой Петр I проявил все задатки сильного правителя, которого ждали впереди великие свершения. Он объявил «стрелецкий розыск».
  • - Царю следовало себя проявить и в качестве великого полководца. Отчасти именно поэтому был совершен Азовский поход, ставший знаменательным событием в российской истории. Он укрепил Петра I на троне, а также имел далеко идущие последствия для самого государства.
  • - Софья, старшая сестра будущего императора Петра I, страстно желала власти, но морально была не готова к ней. В итоге годы перед восшествием царя были полны смуты и противоречий, а также бунтов и восстаний. В такой атмосфере воспитывался будущий великий государь.
  • - Первые годы правления Петра I отличались сложностью и противоречивостью. Россия в конце XVIIв была вовсе не той страной, какой она стала к концу правления императора. Какой она досталась еще совсем молодому Петру, становится ясно из дальнейшего повествования.
  • - Какие именно нововведения и преобразования внедрил император в жизнь русского народа? Все, что поменялось с его правлением, исчезло навсегда, появилось и устоялось в политике, экономике, быту стало толчком для дальнейшего развития государственности в России.

"Время помпезных, лозунгообразных гимнов безвозвратно миновало, ему на смену приходит эра высокой поэзии, и не за горами пора, когда, к примеру, английский гимн положат на слова Шекспира... а российский - Пушкина", - говорит композитор Андрей Петров

- Не возражаете, Андрей Павлович, если не будем сегодня говорить о грустном? Это я о прошедшем юбилее Питера.

А мне не кажется, будто это такая уж скорбная тема. Хочется верить, после окончания всех торжеств по случаю трехсотлетия о моем родном городе не забудут на несколько ближайших десятилетий и юбилей окажется не финальным аккордом, а началом большой программы по возрождению Петербурга. Город того заслуживает. Еще более в этом нуждаются питерцы. Наблюдал за предпраздничной суетой, за поспешной покраской фасадов и укладкой свежего асфальта на центральных улицах и ловил себя на мысли: вспомнят ли в запарке о рядовых горожанах? К примеру, тысячи блокадников продолжают доживать век в коммуналках. Это стыдно... Говорят, в Питер переберется верхняя палата парламента, сюда переедет Министерство культуры. Может, это единственная возможность вдохнуть жизнь в город?

- ...Почетным гражданином которого вы, Андрей Павлович, являетесь.

Горжусь этим фактом. За все годы, что присваивается звание, лишь двадцать один человек удостоился подобной чести - Иосиф Бродский, Дмитрий Лихачев, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Ольга Берггольц, Жорес АлферовЙ С 1998 года и я в этом списке. Кстати, в рамках прошедшего весной музыкально-театрального фестиваля "Почетные граждане Санкт-Петербурга - юбилею города" в Большом зале филармонии состоялся мой гала-концерт "Уличные мелодии в смокингах". Участвовали симфонический оркестр, камерный хор, ансамбль ударных инструментов. Это был мой, если можно так сказать, скромный вклад в празднование трехсотлетия.

- Разве вы не участвовали в конкурсе на создание гимна города?

Тут вот какая история... Глубоко убежден, время помпезных, лозунгообразных гимнов безвозвратно миновало, ему на смену приходит эра высокой поэзии, и не за горами пора, когда, к примеру, английский гимн положат на слова Шекспира, а итальянский - Данте.

- А российский?

Пушкина, по всей видимости. Но выберут не политическое заявление великого поэта, а строчки о русской душе, российской природе, нашей национальной гордостиЙ Словом, года полтора назад питерское отделение Союза композиторов посоветовало Законодательному собранию города подать пример всему миру. Мы посчитали, для Питера не придумаешь ничего лучше, чем музыка Глиэра, его "Гимн великому городу" из балета "Медный всадник". Там есть и возвышенность, и европейский стиль. Осталось решить вопрос со стихами. Казалось бы, зачем что-то выдумывать и изобретать, когда вот оно, знаменитое "Люблю тебя, Петра творенье"? Но слова Пушкина не вполне ложились на музыку, тогда мы предложили заменить одно четверостишие Александра Сергеевича своим:

"Великим Пушкиным воспетый,

Свидетель славы и побед,

В гранит и золото одетый,

Стоишь, мой град, в расцвете лет".

Текст поддавался редактированию, но нас даже слушать не стали. Пушкинисты подняли такой вой, словно совершено жуткое святотатство! В общем, наша идея провалилась, и от участия в конкурсе мы сочли за благо отказаться. Законодатели нас и в качестве экспертов не привлекали, у депутатов имелось свое жюри, оно все и решало. Кстати, среди предложенных вариантов был симпатичный текст Александра Городницкого, но победил не он, а другой. То, что утвердили в итоге, мне оценивать не хочется, скажу лишь, что Петербург достоин лучшего...

- У Москвы, по-моему, до сих пор никакого гимна нет - и ничего, восемьсот с гаком лет стоит.

Ошибаетесь. Гимном столицы еще в 1995 году объявлена песня Дунаевского "Я по свету немало хаживал".

- Извините, оплошал... Но я что спросить хотел: вас никогда в Белокаменную не сманивали?

Было дело. Но это история старая, сорокалетней давности. В начале 60-х возникла идея назначить меня председателем ленинградского отделения Союза композиторов, которое тогда возглавлял Соловьев-Седой. Видимо, со временем ему все порядком поднадоело, а тут еще Шостакович выступил со статьей в "Правде", предложив больше доверять молодым и вводить их в руководящий состав творческих союзов. Мне в ту пору было 33 года, и когда Дмитрий Дмитриевич принялся уговаривать, я не посмел отказаться. Если бы не Шостакович, ни за что не согласился бы. Прошло немного времени, и Дмитрий Дмитриевич позвал меня в Москву, предложив двигаться дальше и возглавить российский Союз. Тут уж я уперся, поскольку понимал: соглашусь - и переезда в Первопрестольную не избежать, чего никак не хотел.

- Настолько Москва вам не люба?

Во-первых, в питерской организации Союза было сто шестьдесят членов, и каждого я знал, а в Москве пришлось бы брать ответственность за пятьсот или шестьсот человек. Во-вторых, мне, конечно, жаль было покидать родной город. Подсознательно, интуитивно я пришел к единственно верному выводу: остаться.

- Где вы тогда жили в Питере?

На 4-й линии Васильевского острова в квартире моего дедушки, известного художника-керамиста Петра Кузьмича Ваулина. К примеру, это он делал облицовку мечети на Петроградской стороне. В Москве его керамика на зданиях Третьяковской галереи, Ярославского вокзала, гостиницы "Метрополь"...

- А мне казалось, над "Метрополем" Врубель работал.

Верно, эскизы Врубеля, но рисунки художника с бумаги на твердый материал переносил дед. Он подбирал плитку, придумал свою систему обжига. У него даже был собственный завод в поселке Кикерино под Петербургом, "Горн" назывался. В 30-е годы деда выслали в Куйбышев, и квартира пошла, как тогда говорили, под уплотнение. Кстати, жилье не такое уж роскошное - всего пять комнат. К счастью, у нас много родни, между ними жилплощадь и распределили. Но квартира превратилась в коммуналку. Жил я там долго, пока не женился и у нас не родилась дочка. Вместе с родителями и сестрой ютиться в одной комнате стало невозможно, и мы временно перебрались на дачу в Ольгино, это километрах в двадцати от города. Потом Союз композиторов дал мне маленькую двухкомнатную квартиру, откуда я и переехал сюда, в "Дворянское гнездо"...

- Наверняка этот дом на Петровской аллее считался тогда суперпрестижным.

Да! Под нами жили режиссер Товстоногов и актер Лебедев, этажом выше - художник Угаров, позже возглавивший Академию художеств СССР. В соседнем парадном - Мравинский и Толубеев-старший, а еще дальше - Белоусова и Протопопов, фигуристы. Квартиру над ними занимал начальник ленинградского КГБ. Когда Белоусова с Протопоповым остались на Западе, у них дома обнаружили только пустые шкафы - они все вывезли или заранее продали. Помню, все смеялись над чекистским командиром, который не видел и не слышал, как "предатели Родины" готовятся к побегу.

- А сейчас с какой публикой соседствуете?

Все скупают новые русские. Многих бывших жильцов нужда заставила продать эти квартиры и перебраться в более скромные. Скажем, Борис Штоколов, известный певец, так поступил. Печально...

- Надо думать, вам, Андрей Павлович, на плаву позволяет оставаться сотрудничество с кинематографом?

Это да, хотя, конечно, мои гонорары не сравнить с доходами шоу-бизнеса, там совершенно иные расценки. Но я не жалуюсь, работа в кино оплачивается хорошо, во всяком случае гораздо адекватнее и справедливее, чем труд композиторов, пишущих симфоническую, оперную, балетную музыку. Там ставки абсолютно не соответствуют затратам.

- Сколько, к примеру, может стоить симфония?

Тысячи две долларов.

- А музыка к кинофильму?

Дороже. Определенно дорожеЙ Понимаете, симфоническую музыку приобретает Министерство культуры, у которого существуют фиксированные ставки. А в кино - как договоришься. Много значит имя. Мэтрам, понятно, платят больше, новичкам - меньше, но, повторяю, киногонорар даже у нераскрученного автора не ниже трех-четырех тысяч долларов.

- А времени что отнимает больше?

Разумеется, классические жанры. В несколько раз. И времени, и вложенного труда. Даже при высокой интенсивности работы быстрее, чем за полгода, с симфонией не управиться. А заказ к фильму можно сделать за месяц.

- Странно, что все композиторы до сих пор в кинематограф не переметнулись... А, интересно, за исполнение в концертах песен из фильмов вам отчисления идут?

Конечно. Это же авторское право. Но, на мой взгляд, инструментальная музыка более универсальна и долговечна, чем вокальное произведение. Текст все же ассоциируется с определенным временем. Допустим, песня "Я иду, шагаю по Москве". Сразу вспоминаешь фильм Данелия, хрущевскую оттепель. А вот вальс из картины Рязанова "Берегись автомобиля" более самодостаточен, мелодия существует отдельно.

- Что плохого, если за "Усатым шмелем" видится Никита Михалков?

Это замечательно, но я говорю, что песни все же зависимы.

- Никита Сергеевич, кстати, налил вам сто граммов за то, что помогли ему певцом стать?

Хорошая идея! Надо бы обсудить с Никитой! У меня, к слову, и Валентин Гафт запел в "Бедном гусаре", и Андрей Мягков в "Служебном романе", и Олег Басилашвили в "Небесах обетованных"... Все трое - впервые.

- Басилашвили в "Вокзале для двоих" и на рояле заиграл.

Он только водил руками над клавишами. У Олега жена окончила консерваторию по классу оперной режиссуры, показала, как правильно пальцы держать, чтобы выглядело убедительно...

- Вам приходилось отказываться писать музыку к тому или иному фильму?

Однажды, лежа на пляже, от безделья взял да и подсчитал. Оказалось, отказов почти столько же, сколько принятых предложений. Обвал был после "Человека-амфибии", "Берегись автомобиля". Просто ураган какой-то! Андрон Кончаловский, например, предлагал поработать над "Асей Клячиной", но я считал себя, скажем так, урбанистическим композитором, а фильм был о деревне...

С "Иронией судьбы" не сложилось по другим соображениям.

- Наверное, жалеете теперь, что лакомый кусочек достался Таривердиеву?

В это время начинались репетиции моей оперы "Петр Первый". Я заканчивал партитуру и ни на что другое отвлекаться не мог... Профессия такая, что особой дружбы между композиторами не предполагает, но с Микаэлом у нас были прекрасные отношения, мне и в голову не приходило ревновать. Тем более что музыку к следующему фильму Рязанов снова заказал мне. Это был "Служебный роман". С Эльдаром Александровичем я так и сотрудничаю до сих пор, с возрастом наша дружба становится только крепче, хотя мы лишь лет пять назад перешли в общении на ты.

- Что так?

Питерская привычка, воспитание...

- Молодые режиссеры предлагают вам работу, Андрей Павлович?

Сейчас - редко. Но это и понятно. У них все же иная стилистика, другая эстетика. Например, в фильме "Москва" звучат известные мелодии, но они так аранжированы, что возникают второй, третий, пятый, десятый смыслы. Нет, я предпочитаю сотрудничать с режиссерами моего поколения. Вот с Виталием Мельниковым недавно закончили работу над исторической картиной "Бедный, бедный Павел"...

- Из той музыки, которую слышите на экране, за последнее время что-то запало в душу?

К сожалению, редко бываю в кино, мало смотрю телевизор и слушаю радио. Из того, что видел, "Мулен Руж" и "Чикаго" не произвели должного впечатления. С "Вестсайдской историей" и "Моей прекрасной леди" эти мюзиклы рядом не стояли. Нет, наверное, они сняты неплохо, качественно, но не более. Стандарты, не открывающие ничего нового. Думаю, сегодня в России музыка поинтереснее и поразнообразнее. Впрочем, моя осведомленность неполная, готов восполнить пробелы. Если дадите время, к следующей встрече обязательно подготовлюсь...

Петровская эпоха

(первая половина XVIII века)

Миротворческая миссия Татищева

Новый этап в истории географических исследований нашей страны по праву связывают с именем Петра I (рис. 1).

При нем в России впервые появляются оригинальные карты, основанные на точных съемках, а не на расспросах, и положенные на градусную сетку. Начиная с 1717 года, Петр I специальными указами отправлял в разные концы страны геодезистов «для сочинения ландкарт». В 1720 году такой отряд был снаряжен и в Астраханскую губернию, в которую в то время входила и территория современной Самарской области.

Геодезические работы в Поволжье и на Урале продолжались и после смерти первого российского императора. А при царице Анне Иоанновне все они были объединены под названием Оренбургской физической экспедиции. В 1734 году ее штаб обосновался в Самаре, где работами руководил обер-секретарь Сената Иван Кирилов,
серьезный ученый и крупнейший организатор науки (рис. 2).

Но в 1737 году он неожиданно скончался от туберкулеза и был похоронен в Самаре при одной из местных церквей, располагавшейся в районе современной Хлебной площади. Точное место этого захоронения, к сожалению, ныне утеряно.

Новым руководителем всех геодезических работ был назначен крупный государственный деятель Василий Никитич Татищев, который продолжил работы Кирилова. Считается, что в Самару с Урала он переведен после ссоры с Эрнстом Бироном, фаворитом императрицы Анны Иоанновны.

Василий Никитич Татищев (рис. 3) родился 19 (по новому стилю 29 апреля) 1686 года в Псковской губернии. Он происходил из обедневшего дворянского рода, который вряд ли смог подняться, если бы при Петре I Василий не получил хорошее образование в Германии. Затем благодаря своим личным качествам молодой выпускник сумел быстро сделать служебную карьеру. Император уже вскоре обратил внимание на широкие познания Татищева в горном деле, и в 1719 году по рекомендации главы Берг-коллегии Якова Брюса ему поручили проведение исследований в восточных регионах России. В первую очередь Татищев должен был искать месторождения металлов «на Урале и в Сибирской губернии, а где обыщутся удобные места, то построить там заводы, и из руд железо, серебро и медь плавить».

С изучением Уральского хребта и основанием целого ряда горно-металлургических предприятий в разных точках этого региона оказались тесно связаны следующие 15 лет жизни Василия Татищева. По его распоряжению при самых крупных заводах началось строительство рабочих городков, куда со всей страны в массе свозили крепостных крестьян. В числе прочих в 1723 году Татищевым были основаны поселения Екатеринбург и Пермь, которые уже вскоре стали быстро растущими городами.

Работа царского назначенца на Урале продолжалась вплоть до 1737 года, когда у него случился упомянутый выше конфликт с Бироном. Дело в том, что фаворит царицы имел давнее желание передать в собственность своим немецким родственникам ряд здешних горных заводов. Татищев же пытался раскрыть глаза императрицы на коварные планы Бирона, но в итоге оказался в самарском захолустье.

Именно в этом время, в 1737 - 1739 годах, по поручению Татищева английский топограф Джон Илтон составил первую карту Самарской Луки, «о кривизне (которой)… в ланд-карты нигде подлинно внесено не было». До этих съемок Волгу в ее среднем течении на картах изображали либо совершенно прямой, либо слегка изогнутой коленом около города Самары, и остается лишь удивляться, что огромная излучина Самарской Луки была выявлена как географический объект лишь в тридцатых годах XVIII века.

Но в то же время важнейшей задачей, в этот период возложенной Сенатом на Татищева, стало урегулирование отношений с калмыцкими племенами, которые в первой половине XVII века поселились на Нижней Волге. Калмыки тогда признали над собой приоритетную власть Российского государства,
продолжая в то же время пользоваться полной автономией в решении своих внутренних вопросов (рис. 5).

А отношения между отдельными калмыцкими племенами в то время оставались сложными. Периодически в их среде вспыхивали междоусобные войны, при которых гибли тысячи человек. Мирить враждующих приходилось опять же русским представителям. Поэтому для лучшего управления полудикими кочевниками правительство избрало путь поощрения их землями и скотом, но только в случае принятия ими православия и перехода к оседлому
образу жизни (рис. 6).

В начале 1737 года к Анне Иоанновне обратилась калмыцкая княгиня Анна Тайшина (рис. 7), супруг которой, выходец из ханского рода Петр Тайшин, ранее уже принял православие.

Анна обещала царице окреститься и сама, а также привести на крещение 2400 своих подданных, но с одним условием: власти должны подыскать место для строительства калмыцкого поселения на границе леса и степи, и желательно подальше от ее воинственных соплеменников. Осенью императрица подписала жалованную грамоту Анне Тайшиной на выделение ей казенных земель для строительства города крещеных калмыков в окрестностях Самары.
Исполнение царского указа было возложено на главу Оренбургской физической экспедиции (рис. 8).


С приездом Татищева в наш город связан один курьезный случай. Здесь при одной из церквей служил протопоп Антип Мартинианов, сильно злоупотреблявший спиртным, от чего у него периодически случались приступы безумства (по-современному - белой горячки). Говорят, во время обострения болезни к священнослужителю в бреду даже приходил сам сатана, который «его искушал, но своего так и не добился».

Вот как об инциденте с Антипом Мартиниановым пишет в своей книге «Самара во все времена» (2008 год) Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки:

Протопоп был известен чрезвычайно буйным нравом - то он баню в своем безумстве разворотит, то чужую жену возжелает, обидев и словом, и делом. Не выдержав его разгулов, Татищев однажды распорядился посадить протопопа на цепь. Проспавшись, тот покаялся, и некоторое время вел себя смирно. Однако после очередной пьянки Антип вновь ввязался в драку, и изрядно был бит казаками. Разобидевшись, протопоп написал на Татищева донос на имя императрицы Анны Иоанновны. В своем объяснении на этот счет, почему он сажал на цепь лицо духовного звания, Татищев писал, что «когда протопоп напьется, то редко без драки проходит, о чем здесь всем известно. А ежели дать ему волю, то опасно большого между чужестранцами стыда».

Но главным для Татищева все же было не наведение порядка в Самаре, а исполнение царского указа по поиску места для калмыцкого поселения (рис. 9). Он несколько раз лично выезжал вверх по течению Волги с целью осмотра окрестностей. По итогам трехмесячных поездок самым лучшим он признал место на берегу Куньей воложки, примерно в 80 верстах выше Самары.
По свидетельству местных жителей, Куньей эту волжскую протоку назвали «по причине множества черно-бурых куниц в здешних местах встречающихся, коих мех идет на знатные воротники и при большом промысле на душегрейки». Конечно же, посланник императрицы, выбрав это место, вряд ли мог предполагать, насколько сложной и порой парадоксальной окажется судьба его детища.

В своем донесении в Коллегию иностранных дел от 24 сентября 1737 года Татищев сообщил, что место для поселения крещеных калмыков найдено, «и в ознаменование сего оставлен там закладной камень». В этом же документе исполнитель царского указа выдвинул предложение символически проименовать новый город «Епифания», что по-гречески означает «Просвещение», однако государыне это слово не понравилось. В итоге он получил название «Ставрополь», в переводе - «Город креста». Основное строительство здесь развернулось в 1738 году. Сам же Татищев после падения Бирона в 1741 году по решению Сената для продолжения службы был переведен в Астраханскую губернию.

Но через много лет, в августе 1964 году город Ставрополь-на-Волге был переименован в Тольятти в честь умершего незадолго до того лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

И хотя в постперестроечное время неоднократно были попытки ряда инициативных групп вернуть городу его прежнее имя через всенародный референдум, эти планы так и не смогли набрать в свою пользу необходимого большинства голосов. Правда, активисты общественных организаций в поддержку Ставрополя по сей день не теряют надежды на свой успех. Они по-прежнему полны решимости убрать с карты страны фамилию
бывшего лидера итальянских коммунистов, попавшую сюда, как они считают, отнюдь не по причине каких-то его выдающихся заслуг, а лишь по удивительной прихоти истории.

Тем не менее тольяттинцы смогли увековечили память об основателе своего города. На берегу Волги близ Порт-Поселка 2 сентября 1998 года был открыт памятник Василию Татищеву. Создателем конной скульптуры стал народный художник России Александр Рукавишников, и при этом сам автор и вся его творческая группа из чувства патриотизма отказалась от оплаты за свою работу. А основными средствами, пошедшими на возведение памятника, стали пожертвования горожан и взносы 300 с лишним общественных организаций (рис. 10).

Самарский герб

С 1741 года Оренбургскую экспедицию возглавил ученик Кирилова Петр Иванович Рычков. Под его руководством в 1743 году было закончено составление генеральной карты и атласа края. Однако работы по их уточнению продолжались. В 1755 году в Академию наук был отправлен комплект значительно улучшенных карт; их составил под руководством Рычкова геодезист Иван Красильников. Как приложение к ним в 1762 году Рычков выпустил первую крупную географическую работу о Заволжье – «Топографию Оренбургской губернии».

Книга эта впервые познакомила ученый мир с огромными просторами Заволжских степей - с их географией, животным и растительным миром, населением и хозяйством. Для многих географических объектов она явилась первым их подробным описанием, например, для уникального степного соснового леса - Бузулукского бора. Крепость Борская, как сообщает Рычков, получила свое название от этого «немалого соснового бора, какого при всех линейных крепостях не находится…»

В те же годы ученые впервые с большой точностью нанесли на карту от истоков и до устья реки Большой Черемшан, Большой Иргиз, Шешма, Большой Кинель. Также впервые Красильников четко изобразил Бугульминско-Белебеевскую возвышенность, и, кроме того, гораздо более подробно, чем за двадцать лет до него Петр Чичагов, он показал Общий Сырт,
Сокские и Кинельские яры, Сокольи горы. Вот так благодаря огромному труду отрядов Оренбургской экспедиции, возглавляемой Иваном Кириловым, Василием Татищевым и Петром Рычковым, география Юго-Восточной Европы претерпела небывалый до того времени подъем. Впервые оказалась положенной на подробную географическую карту значительная часть территории между Волгой и Уралом.

При этом необходимо отметить, что в течение XVIII века Самара неоднократно меняла свою административную подчиненность. В 1708 году она стала значиться уездным городом Казанской губернии, в 1717 году Самару вновь перевели в подчинение Астрахани, а в 1718 году включили уже во вновь учрежденную Симбирскую провинцию Казанской губернии. При образовании в 1744 году Оренбургской губернии в нее вошла и Самара, к тому моменту из-за сокращения численности населения потерявшая статус уездного города. В составе этой губернии Самара в течение двух десятков лет административно подчинялась уездному городу Ставрополю, а с 1764 года – уездному городу Сызрани. Лишь в 1780 году по указу Екатерины II вновь был образован Самарский уезд Симбирского наместничества, в котором тогда в общей сложности было 13 уездов.

Интересна история обретения герба уездным городом Самарой, в котором по всем законам геральдики присутствуют природные символы нашего края. В «Полном своде законов Российской империи» указывается, что 22 декабря 1780 года императрица Екатерина II утвердила ныне ставшее классическим изображение самарского герба с белой козой на лазоревом поле. Однако при этом не следует забывать, что впервые герб у нашего города появился за полвека до екатерининского указа, когда на российский престол вступила новая царица Анна Иоанновна.

Как известно, 19 января 1730 года скончался от оспы 14-летний государь Петр Второй. В течение последующего месяца Верховный тайный совет Российской Империи решал, кого из представителей династии Романовых следует призвать на освободившийся трон огромного государства. Выбор пал на жившую в тот момент в Курляндии 37-летнюю дочь Ивана V Анну Иоанновну. В итоге 27 февраля избранница прибыла в Москву и в тот же день была коронована. А одним из ее первых распоряжений, последовавшим уже через несколько дней после восшествия на престол, был указ об укреплении военных гарнизонов, находящихся на окраинах Российского государства.

В числе множества городов, где в соответствии с императорским указом должен был разместиться один из пехотных полков, была названа и Самара, которая в 1730 году была лишь небольшим населенным пунктом с деревянными домами и населением в несколько тысяч человек. Но тут вышла загвоздка: каков должен быть рисунок знамени самарского полка?
Ведь, согласно существовавшему положению, на полотнище следовало поместить герб того города, где дислоцировалась воинская часть. Однако официально утвержденного герба у Самары в 1730 году еще не было.

О том, как был найден выход из затруднительной ситуации, существует красивая легенда. Согласно ей, чиновник, готовивший царский указ к подписи, поручил своим клеркам разыскать любого офицера или хотя бы солдата, который был бы уроженцем тех мест. Вскоре был найден некий прапорщик, который до Москвы долго служил на Волге, в том числе и в Самаре. Клерки стали его расспрашивать, какие животные встречаются в окрестностях этого города, и прапорщик вспомнил, что и он, и его приятели под Самарой не раз охотились на диких коз. В итоге придворный художник с его слов быстро набросал ныне хорошо нам известный эскиз, в котором появилась «дикая коза белая, стоящая на траве в лазоревом поле». Так или иначе, но подготовленный рисунок понравился императрице, и уже 8 марта 1730 года Анна Иоанновна подписала указ об утверждении описанного выше герба Самары (рис. 12).

Как мы уже знаем, через полвека после этого события другая императрица, Екатерина Вторая, проводила реформу административного управления Российской империи, в рамках которой она и подписала упомянутый выше указ об утверждении рисунка герба Самары в качестве уездного города.
В нем мало что изменилось по сравнению с тем геральдическим изображением, которое в 1730 году понравилось Анне Иоанновне,
разве что классическая коза стала больше походить на оленя-косулю с разветвленными, а не прямыми, как раньше, рогами (рис. 13).

С того времени белая коза на лазоревом поле так и осталось символом Самары. Более того: когда в 1851 году в соответствии с указом императора Николая Первого в России появилась Самарская губерния, изображение этого животного тут же перекочевало с городского герба на губернский. Теперь к геральдическому щиту добавилась обрамление из дубовых ветвей и листьев, обвивающих его справа, слева и снизу. А последнее изменение самарского губернского герба произошло после указа императора Александра Второго от 5 июля 1878 года. Вот его описание: «В лазоревом щите серебряный дикий козел, с золотыми рогами, червлеными глазами и языком и черными копытами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою» (рис. 14).


В советское время «козлиный» герб Самары никто официально не отменял, однако по каким-то не совсем понятным причинам его изображение популярностью у властей не пользовалось. Известно, что властями предпринимались неоднократные попытки создать новый, «индустриальный» герб нашего города, в котором совмещались бы символы его промышленного развития и силуэты памятников и зданий советской эпохи.

В частности, на различных вариантах самарских гербов появлялись памятник Чапаеву, монумент Славы (прозванный в народе «Паниковским»), здания драматического и оперного театров, и так далее. Эти изображения авторы – «геральдисты» чаще всего обрамляли хлебными колосьями и стилизованными шестеренками, которые должны были символизировать успехи нашего края в развитии промышленности и сельского хозяйства. Однако в итоге ни один из «новых» гербов Самары за все 73 года советской власти у нас так и не прижился – им оказалось не под силу соперничать с классическим изображением дикой белой козы…

Так или иначе, но к моменту обретения Самарой в 1730 году собственного герба и образования впоследствии Самарского уезда на его территории насчитывалось 127 селений, в которых проживало 17 тысяч человек. Самара в то время представляла собой типичный провинциальный городишко, где шла тихая и размеренная жизнь.

«Петровская эпоха»

Игра в стиле Что? Где? Когда? для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия :

Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности заданий.

Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная историко-литературная игра

«Петровская эпоха»

Игра в стиле Что? Где? Когда? для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия :

Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности заданий.

Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Опережающее задание:

1. Сформировать 2 команды (5-6 человек), выбрать капитанов, придумать название команды, девиз, сделать эмблему и составить ее обоснование.

2. Изучить необходимую литературу по эпохе Петра 1, используя интернет-ресурсы.

Оборудование : портреты и репродукции картин, относящиеся к эпохе Петра на экране.

Раздаточный материал для выполнения заданий.

Организационная часть игры:

Ведущий учитель приглашает команды, группы поддержки и жюри. Объясняются правила игры: команды представляются, объясняют смысл девиза и эмблемы. Устные задания общие. Право ответа получает та команда, капитан которой первым поднял руку. Вторая команда отвечает тогда, когда ответ первой неправилен или может быть дополнен. За правильный ответ 2 балла, за дополнение 1 балл. Если команды затрудняются ответить, то можно прибегнуть к помощи группы поддержки. Письменные задания команды получают отдельно, они оцениваются по 10 баллов по отдельным критериям.

Победители получают призы, определяют лучшего игрока и лучшего болельщика.

Жюри проводит церемонию награждения.

Ведущий учитель приглашает команды для представления (девиз, название и эмблема), после чего они занимают приготовленные места.

Вводное слово учителя : Мы все изучали в школе петровскую эпоху, читали роман А.К.Толстого «Петр1», поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» и т.д.. В романе дается

Потрясающе правдивая картина петровской эпохи. Нам хотелось не только вспомнить исторические факты, но и попробовать использовать их при выполнении творческих и проблемных заданий. При ответе на некоторые вопросы можно воспользоваться картинкой-подсказкой, которая появляется на экране проектора.

Разминка (отвечает команда, первая поднявшая руку)

1. Какую фамилию носил Петр1 ! (Романов)

2. В петровский времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки.

Что это за овощ? (Репа)

3. В конце ХУП века Петр 1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно». В 1718 г. собранные предметы оказались в особом здании.

Как оно называлось? (Кунсткамера)

4. Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, и их никогда не выдавали замуж – ни за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию.

Почему существовала такая традиция? Как ее изменил Петр?

(Необходимость менять религию или понижать свой статус)

5. В знаменитой сказке А.С.Пушкин старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой».

Что это означает? (Дворянские фамилии вписывались в особый свиток, называемый столбцом)

6. В русских документах ХУ1 – ХУП веков встречается такая должность, как «квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

(На Руси существовала государственная монополия на продажу кваса, право на продажу которого, подтверждалось крестоцелованием.)

7. В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем!

8. В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

(Кунсткамера)

9. Петр 1 вводил перемены в одежде и прическе, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличит замужнюю женщину от девушки?

(Незамужняя девушка открывала косу)

10. Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

(Ассамблея)

11. С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху?

12. Какой принцип летосчисления был введен при Петре 1?

(От рождества Христова – юлианский календарь.)

13. Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Огласите ваши версии?

(Версии разные, оценивается убедительность аргументации)

(по 2 балла за правильный ответ)

Историко-литературная игра «имитация исторического документа»

Переписка родителей с сыном, направленным на учебу в Лондон в петровские времена. (Вспомнить политику Петра в области образования, государственные документы новшества, вводимые в России в это время.)

1 команда пишет письмо сына к родителям.

Чем занимается, как живет и развлекается, охотно ли учится, хочет ли вернуться? О чем просит, какие вопросы его волнуют?

2 команда пишет письмо отца к сыну, находящемуся на учебе в Лондоне.

Что нового в России? Ждут ли они сына, и чем они будут заниматься? Денежные вопросы и т.д.

Критерии оценки : а) выразительность чтения;

Б) обрисовка характера героя;

В) использование исторических фактов и лексики (максимум 10 баллов)

Проблемное задание

Обе команды составляют свою версию ответа на проблемный вопрос. (Макс. 8 баллов)

1.Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

2.Соперничество Софьи и Петра - это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

Критерии оценки:

а) правильность приведения исторических фактов;

в) логика изложения;

г) количество и качество аргументов.

Работа с текстом

1. Команды получают копии исторических документов. Их надо выразительно прочитать и ответить на вопросы:

1. Командам предлагаются 2 письма.

О какой проблеме идет речь?

2. Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя. (макс. балл 15)

Жюри проводит подсчет баллов.

Объявляется победитель, и награждаются лучшие игроки.

Список литературы:

Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- 2-е изд., испр. – М: Айрис-пресс, 2005 г.

Буганов В.И. История России, конец17-19 век: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; под ред. А.Н. Сахарова. – М. : Просвещение, 2006

Толстой А.К. «Петр 1»

Пушкин А.С. «Медный всадник»

Иллюстрации взяты из Интернет-ресурсов без подписи, используются презентацией в качестве визуальной подсказки.

Приложение к заданию «Письмо»

Для 1 команды.

Перед Вами фрагменты письма.

Объявление сыну моему. Понеже всем известно, что пред начинанием сея войны наш народ утеснен был от шведов, которые… к нашему нелюбозрению добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли. Но потом, когда сия война началась, о коль великое гонение от сих неприятелей в войне претерпели и с какою горестию и терпением сию школу прошли!.. И тако сподобились видеть, что оный неприятель, от которого трепетали, едва не боле от нас ныне трепещет… Когда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотря, обозрюсь на линию наследства, едва ли не равная горесть меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного (ибо Бог не есть виновен, разума тебя не лишил); паче же всего о воинском деле ничего слышать не хочешь, чем мы от тьмы к свету вышли… Я не научаю, чтоб охоч был воевать без причины, но любить сие дело и учить: ибо сие есть едина из двух необходимых дел к проявлению, еже распорядок и оборона.

Для 2 команды.

Перед Вами фрагменты письма.

Милостивейший государь-батюшка! Сего октября отданное мне от тебя вычел; на что иного донести не имею, только буде изволишь меня наследия лишить короны российской. Буди по воле Вашей. О чем и я вас, государя, всенижайшее прошу: понеже памяти весьма лишен и всеми умными и телесными ослабел и непотребен стал к толикого народа правлению, где требует не такого гнилого человека, как я.

2. Какие вопросы обсуждаются в письмах?

Приложение к заданию «Исторический портрет»

Назовите по описанию имя персонажа петровской эпохи (вопрос по истории)

Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С.Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: Царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, Член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал свое имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. Он был лишен всего огромного имущества и сослан в далекий город Березов со всей семьей. Там он своими руками построил церковь.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Петровская эпоха Историко-литературная игра учитель истории Ляхова Е.Е. МБОУ СОШ п. Нивенское

Разминка команд В петровские времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки. Что это за овощ?

В конце 17 века Петр1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно».В 17188 г. собранные предметы оказались в особом здании. Как оно называлось?

Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, их никогда не выдавали замуж – на за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию. Почему существовала эта традиция? Как ее изменил Петр?

В знаменитой сказке А.С.Пушкина старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой». Что это означает?

В русских документах 16-17 века встречается такая должность, как « квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем! Почему? Назовите автора комедии?

В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

Петр 1 вводил перемены в прическе и в одежде, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличить замужнюю женщину от девушки?

Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху? Какие изменения были введены в календарь?

Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Каждая команда оглашает свою версию?

«Имитация исторического документа» Переписка родителей с сыном, находящимся на учебе в Лондоне в петровские времена. 1 команда пишет письмо сына к родителям. 2 команда пишет письмо отца к сыну.

«Проблемное задание» Обе команды составляют свою версию ответа на проблемные вопросы.

Проблемный вопрос для 1 команды: Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

Проблемный вопрос для 2 команды: Соперничество Софьи и Петра – это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

«Работа с историческим документом» «Письмо» Команды получают копии исторических документов - 2 письма. Их надо выразительно прочитать и ответить на следующие вопросы: Кто автор документа? О какой проблеме в нем идет речь? Какова позиция автора письма по отношению к этой проблеме?

«Исторический портрет» Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя.

Жюри проводит подсчет баллов и объявляет результаты игры. Победители получают призы. Спасибо за участие!