Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки*
Подготовила:
Студентка экономического факультета
Мастерской программы:
«Финансовые институты и финансовые инструменты»
Голушко Анастасия
План
*1. Как появилась двухуровневая система высшего
образования
2.Выгоды ля России
3.Суть двухуровневой системы
4. Различия в обучении
5.Преимущества двухуровневой системы
6.Недостатки двухуровневой системы
Актуальность двухуровневой системы высшего образования в России
*Россия
присоединилась к
Болонскому процессу
Толчок дают
современные
экономические и
социальные реалии,
когда человеку
приходится менять
профессии и
получать
образование на
протяжении всей
жизни
появляется
возможность
учиться в
магистратуре
любого вуза, а
значит, получать
дополнительные
карьерные
преимущества на
рынке труда
Кризис кадрового
потенциала в России
Одно из
приоритетных
направлений
развития страны
на современном
этапе это
обеспечение
высокого
качества и
престижа
российского
высшего
образования
Как появилась двухуровневая система высшего образования
*в 1999г. рядом государств Европы была разработана и
подписана Болонская конвенция, которая предполагала
двухуровневую систему высшего образования хорошо
зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США,
Канаду и Австралию.
Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г
в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского
высшего образования на двухуровневую систему с
соответствующими государственными стандартами,
вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями
С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.
Выгоды для России
Естественным образомпродолжит эволюционировать
содержание высшего
образования
Престижность высшего
образования в стране будет
расти, в частности, под
влиянием возможности найти
высокооплачиваемую работу в
Европе по специальности
Несомненной выгодой от
Болонского процесса станет
пропаганда российской
культуры
*
Болонский процесс
поможет российской
педагогической
общественности по-новому
определить роль и место
министерства образования
в системе высшего
образования
Заметно увеличатся
масштабы и поднимется
качество владения
российскими студентами и
преподавателями
иностранными языками
Выгоды для России
Благодаря болонскимнововведениям, российское
образование станет
адекватнее реальным вызовам
глобализации.
В русле ожидаемого роста
конкурентоспособности
европейского высшего
образования возрастёт
конкурентоспособность и
российской высшей школы
В России действительно
достаточно эффективная и
вполне конкурентоспособная
система высшего образования.
В рамках Болонского процесса
появится возможность поновому решить общие вопросы
о роли и месте высшего
образования в современном
обществе
*
Россия всё в большей
степени станет ощущать
себя полноценной и
полноправной
европейской страной
Суть двухуровневой системы
*Магистратура 2
года
Бакалавриат
4 года
Иметь
степень
«бакалавр»
Сдать
вступительны
й экзамен
Защитить
магистерскую
диссертацию
Успешно
учиться в
ВУЗЕ
Закончить
11 клкссов
Сдать ЕГЭ
Успешно
учиться в
ВУЗЕ
Защитить
ВКР
Различие в обучении
*Формирование
специфического
индивидуального
мышления, которые в
совокупности с базовыми
знаниями помогут
развиваться в
профессиональной среде
и учиться самостоятельно
Формирование умения
совмещать теорию и
практику с помощью
творческого подхода.
Приобретение навыка
работы в области научных
исследований
Формирование более
детальной проработки
практических моментов в
контексте специальности.
Приобретение навыка
работы в области научных
исследований.
Преимущества двухуровневой системы Высшего образования
*гибкость
Экономия
Возможность для студентов
самому выбирать предметы
Времени
Финансовых средств
Балло-рейтинговая
система
Модернизация
высшего образования
Ориентация на рынок труда
международная мобильность
и конвертируемость
10. Недостатки двухуровневой системы высшего образования
С признанием заграницей
Российских
дипломов,
возможна утечка
кадров за
границу
Проблема
сопоставления
Европейской,
Американской и
Российской
системы признания
зачетных единиц
Невозможно
на практике
реализовывать
«гибкость»
учебного
плана
*
11. Примеры двухуровневой системы высшего образования
** Примером, на самом деле. Может послужить
любой вуз России. С 2011года все вузы страны
переходят на данную систему.
* Количество студентов возрастает с каждым
годом на 7-10% и близок тот момент, когда все
выпускники школ станут студентами высших
учебных заведений- бакалаврами.
12. Выводы
*1.
2.
3.
4.
5.
Система Высшего образования является следствием
присоединения России к Болонскому процессу. Данная система
высшего образования дает возможность учиться в любом вузе
страны и зарубежья, тем самым студент получает
дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда.
С введение двухуровневой системы высшего образования
Россия повышает свой статус и престиж на международной
арене.
Двухуровневая система высшего образования включает в себя
первую ступень-бакалавр 4 года после которой студент может
завершить обучение и начать трудовую деятельность, или же
продолжить обучение в магистратуре.
К преимуществам двухуровневой системы высшего
образования можно отнести гибкий учебный процесс,
экономию времени и финансовых средств, а также
модернизация всего образовательного процесса.
Главным недостатком в двухуровневой системе высшего
образования является неготовность работодателей
воспринимать бакалавра как квалифицированного специалиста
Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цели введения многоуровневого образования в России
Мешкова Н.С.
ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева филиал в г. Таштаголе
С сентября 2009 года была официально введена новая двухуровневая образовательная программа для студентов высших учебных заведений. Примечателен тот факт, что во многих университетах до сих пор сохранилась прежняя одноуровневая система подготовки специалистов в определенной области, что не могло не вызвать путаницу на рынке труда – сегодня работодателям при устройстве на работу соискатели стали предъявлять дипломы бакалавров, специалистов и магистров.
В чем же кардинальные отличия новой системы? После четырёхлетнего обучения в ВУЗе студент получает степень бакалавра. Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1-2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Разумеется, образовательная практика в медицинских учебных заведениях сохранится.
Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра. Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.
Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.
Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого. Реализацию данной идеи на практике можно осуществить, используя следующие средства: построение достаточно гибкой и разветвленной структуры образования; разделение уровня образованности и профессионального образования; использование новых технологий в обучении; использование концепции непрерывного образования.
Какова цель введения многоуровневого образования? Главная цель – адаптация российского образования под западные стандарты. Огромная пропасть между образованием отечественным и западным, которая возникла в период СССР – это та причина, по которой Министерство образования и науки РФ стремится перейти на образование, близкое к стандартам Запада. Тенденция открытия совместных образовательных программ дает возможность нашим студентам обучаться в других странах, однако, разница все же очень велика. Западная магистратура во главу угла ставит науку. То есть активно поощряется исследовательская работа, различные научные изыскания. Научный сотрудник, приставленный к будущему магистру, дает возможность студенты развить в себе научное чутье и решить поставленные перед ним задачи. Есть обязательные предметные курсы, то есть лекции, которые необходимо посетить студенту, но в основном он проводит большое количество времени в библиотеке. В магистратуре запада образовательная программа, закрепленная государством, как таковая, отсутствует, а это значит, что действующие на рынке тенденции вносятся в изучаемый курс. Российские ВУЗы в этом отношении больше привязаны к программе, однако, новые тенденции в образовании должны привести к изменениям в этом вопросе.
Разумеется, если российский студент нацелен на обучение в университете других стран, ему необходимо проходить обучение по программе, близкой к программе требуемой страны. Это значит, что наши ВУЗы должны аккредитоваться у ВУЗов других стран. Программы должны проходить согласование. Каждая программа должна курироваться преподавателем иностранного ВУЗа. Кроме того, кандидатура преподавателя, который и будет осуществлять обучение российского студента, должна также утвердиться в иностранном университете. Наши студенты будут готовы к самостоятельной работе, а это очень важно для западного образования, поскольку инициатива принадлежит там всецело обучающемуся человеку. В некоторых ВУЗах, сотрудничающих с иностранными высшими учебными заведениями, вполне возможно выбрать для себя курс для изучения. В этом случае важно, чтобы на курс записалось определенное число студентов. Кроме того, есть базовые, то есть обязательные курсы, необходимые к изучению. Преподаватели из штата университета дают программу стандартную, зато прикрепленные совместители могут выдать программу согласно иностранному ВУЗу. Также есть возможность смены преподавателя, если студент недоволен качеством подачи того или иного курса или предмета, этот вопрос решается через анкетирование студентов т.е. тайным голосованием. Магистратура западного университета открыта для тех, у кого есть непрофильный диплом бакалавра.
Для России англо-американская модель многоуровневой системы образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.
Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального инженерного образования в единой структуре технического университета для государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных учреждениях.
Различный функциональный характер деятельности инженеров (проектной, технологической, конструкторской, исследовательской, управленческой, контролирующей) требует соответствующих умений и знаний и акцента на определенных разделах и проблемах общетехнических и специальных дисциплин, не ущемляя и не обедняя при этом фундаментальной подготовки.
Гибкие учебные планы, с одной стороны, должны обеспечивать строгое соблюдение государственных образовательных стандартов базового и полного высшего образования, а также требований квалификационных характеристик специалистов к их профессиональной, гуманитарной, социально-экономической и фундаментальной подготовки, их согласование на всех уровнях и ступенях образования, с другой стороны - создавать условия реализации возможностей для студента изменять «траекторию» своего образовательного маршрута.
Таким образом, интеграция многоуровневого высшего технического (по направлениям) и профессионального инженерного образования (по специальностям) в единой структуре является оптимальной стратегией становления и развития технических университетов России.
Список литературы:
- http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&sid=10659&ntype=nuke «Российское образование» Федеральный портал
- http://www.ikd.ru/node/4076 Госдума узаконила бакалавров и магистров. Разбираемся, что теперь изменится в вузах, А. Рябцев «Коллективное действие».
- « ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ» Л. А. Саломахина Автономная Некоммерческая организация Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Международный образовательный центр «АЙТЭК», Курск
- Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 21-25.
1
Закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования был подписан 24 октября 2007 года. Таким образом, у российских вузов в запасе есть еще пара лет, чтобы как следует подготовиться к началу обучения по европейским правилам. Отныне в соответствии с Болонской конвенцией вузы будут обязаны вести обучение по программам бакалавра и магистра. Кроме того, остается традиционная для России программа специалиста (5 лет). Такую поправку отстояли в нелегкой борьбе ректоры профильных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих специальностей не может уложиться в 4, а то и в 3 года. Перечень таких вузов будет устанавливаться правительством.
Предполагается, что введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров преимущественно на второй ступени.
Болонская конвенция была подписана в 1999 году 29 министрами европейских стран для сближения существующих в Европе систем образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться и в России, а к 2010 году А. Фурсенко обещал полностью завершить реформу. Научные круги в целом оценивают двухуровневую систему положительно. Но боятся, что в российских реалиях реформа породит множество негативных последствий, в частности падение качества образования и малодоступность магистерских программ для необеспеченных студентов. Предполагается, что бесплатно на магистра будут учиться не более 30% всех студентов.
Будущие работодатели тоже неоднозначно относятся к инновации. С одной стороны, им не хватает узкопрофильных специалистов. И магистратура вроде бы должна в этом помочь. Но судя по первым выпускникам новой системы, все они приходят с большим багажом абстрактных знаний, а доводить до нужного состояния как магистров, так и бакалавров надо одинаковыми интенсивными тренингами.
Одним из противников двухуровневой системы среди российских вузов выступает МГУ, т.к. изменятся и сложившиеся, отработанные учебные программы. Они будут рассчитываться не в академических часах, а в кредитах (зачетных единицах, ЗЕ) - согласно Болонской декларации. Все учебные предметы будут представляться в виде учебных модулей, по окончании которых студент обязан будет сдать экзамен и получить положительную оценку. По Европейской системе перезачета кредитов (ECTS) за учебный год начисляется ровно 60 ЗЕ. Для получения бакалавра необходимо набрать не менее 240 ЗЕ, для магистра - не менее 300.
С другой стороны, любой молодой человек в соответствии с Болонской декларацией сможет получить образование в любом европейском вузе, где за прослушанный курс лекций ему выставят баллы. После 3-4 лет обучения, набрав необходимое их количество, он получит право претендовать на ученую степень бакалавра, а по сути станет квалифицированным, но все-таки, как утверждают эксперты, рядовым сотрудником. Если есть желание подняться по служебной лестнице выше, необходимо поступить в магистратуру. Здесь студента подготовят к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе.
Переход к двухуровневой системе актуален не столько потому, что Россия присоединилась к Болонскому процессу. Он обусловлен современными экономическими и социальными реалиями, когда человеку приходится менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. Теперь у студента появится возможность выбора индивидуальной образовательной траектории: после бакалавриата он может поступить в магистратуру сразу или начать работать и при желании поступить туда через несколько лет. При этом появляется возможность учиться в магистратуре любого вуза, а значит, получать дополнительные карьерные преимущества на рынке труда. Это должно улучшить конкурентоспособность европейских университетов и повысить уровень знаний студентов.
Вместе с тем следует отметить некоторые важнейшие факторы, которые не способствуют введению в России двухуровневой системы. Прежде всего, следует сказать, что для сложных фундаментальных наук и близких к ним специальностям, требующих высокого уровня подготовки студента по фундаментальным специальностям выделение степени бакалавра утрачивает всякий смысл. Такой выпускник бакалавриата сможет стать специалистом в своем деле, только сразу же освоив программу специалиста или магистра.
Кроме того, на эту проблему стоило бы посмотреть и с позиций международного разделения труда (и соответственно образования и специалистов). Нетрудно предвидеть, что значительная часть российских магистров будет находить себе работу в странах Западной Европы или, в крайнем случае, в европейских фирмах.
Библиографическая ссылка
Жукова Н.Ю. ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1003 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»