Конспект урока по обучению. Конспект урока по обучению грамоте

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: Буква Я, я. Закрепление.

образовательные: продолжать знакомство с буквой Яя в начале и в середине слова;

развивающие: развивать умение выделять звук и букву в потоке речи; развивать и обогащать словарный запас детей; совершенствовать навык чтения и письма;

воспитывающая: воспитывать коллективизм, культуру учебного труда, трудолюбие.

Оборудование: цветные карандаши, карточка с изображением буквы Яя с демонстрационного набора, картинки, сказка о букве «Я».

Ход урока.

    Организация внимания учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

    Актуализация ранее изученного материала.

Какие бывают звуки? Назовите гласные? Чем они отличаются от согласных? - С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

Какие звуки она обозначает?

Игры «Поиграем в буквы».

Подобрать гласные так, чтобы получилось слово.

Д…м (у, о, ы,е), п…л (у, а, и, е, о), м…л (е, ы, а, и), с…н (о, а, ы, у, и).

Дописать согласную букву, чтобы получилось слово.

Сы…, ко…, ма…, лу…, ле…, ра… . …вери, …раски, …лива, …лава.

Дописать слоги, чтобы получились слова – имена детей.

Ри, Во, Ти, Зи

    Чтение слов, предложений. Подготовка к чтению текста

Ребята, а теперь давайте откроем букварь на странице 94-95.

Чем отличаются эти слоги? (гласными звуками)

Как читаются слоги с буквой а? (твердо)

Как читаются слоги с буквой я? (мягко)

Посмотрите внимательно на записанные ниже слова. Давайте их прочитаем.

Посмотрите с какой буквы они записаны? Почему?(имена детей)

Составить из слов предложения, выбрать и записать слова, в которых есть буквы Я и я.

в, Яша, саду, был

ямки, и, я, моя, мама, копали

яблони, посадили, мы

IV.Чтение и подробный анализ букваря.

Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?

Давайте прочитаем текст «Руки». Я читаю, а внимательно следите.

Чтение детьми текста по цепочке.

что делают дети?

Как они это делают?

При помощи чего?(рук).

Давайте вместе прочитаем название текста «Руки».

Как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте?

Послушайте текст.(Учитель читает текст).

Верны ли были наши предположения?

Давайте прочитаем текст «по цепочке»

Что делают Варя и Боря?(ответ найдите в тексте)

Кто вытирает доску?(ответ найдите в тексте)

Кто меняет воду рыбкам(отв. найд. в тексте)

Найдите и прочитайте,почему Ляля зевает от скуки?

V. Развитие речи.

Давайте выучим скороговорку.

Послушайте (учитель читает):

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут словно

Ярослав и Ярославна.

Давайте повторим вместе.

Давайте повторим еще раз, только быстрее.Еще быстрее.

Кто может рассказывать скороговорку сам?

А еще быстрее кто-нибудь сможет?

VI. Физкультминутка

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблочко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

VII. Игры и занимательный материал для отработки навыка чтения.

Работа с пословицами:

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Как вы понимаете значение этих пословиц?

Какая пословица подходит к нашему уроку?

Ребята, внимание!

Назовите слова, которые начинаются с буквы Я, я.(дети делятся на 3 группы, по рядам. Тот ряд, который больше назовет слов, та и выграла.Слова называются по очереди)

IX. Физкультминутка.

Я иду и ты идёшь, раз, два, три,

Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

XI. Итог урока. Рефлексия.

С какой буквой мы работали?

У кого из учеников нашего класса в фамилии и имени есть буква я ?

Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось на уроке?

С каким настроением вы закончили урок? Почему?

На доске вывешены картинки (тучка, солнышко), детям раздаются магниты.

А сейчас ребята, вы будете подходить к доске и те у кого хорошее настроение, кто все понял, у кого все получилось и было понятно, прикрепят магнит к картинке с солнышком, а кто плохо понял, что-то было не понятно, и кому не понравилось прикрепят магнит к тучке. Пожалуйста дети 1-го ряда подойдите к доске.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

г.Ивантеевка Московской области

Конспект урока по обучению грамоте

1 - Д класс

Составитель: Саликова Кристина Сергеевна

учитель начальных классов второй категории

2014 год

Цель урока: знакомство учащихся со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД :

Познавательные : осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные : создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные : умение объяснять свои действия, учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Оборудование : учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого, иллюстрации: аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а], [о], осла, маршрутный лист с заданиями, карточки для самооценки солнышко и тучка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Игра «Соотнеси картинку и звук»

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки: аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Звуками [а] ,[о]

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник, но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

Поют гласные

АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.

Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку .

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Звук[о], гласный, безударный.

[И] [ и ] [и]

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

Работа по теме урока

Знакомство с буквой И

Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки» и посмотрите в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате.

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

Загадка:

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Беседа:

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная.

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласная буква

Ответы учащихся

Три слога.

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

Кактус, роза, шиповник, малина.

Ель,сосна.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы. А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!

Игра «Угадайте звук [и]»

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

А какая буква?

И! (Е.Тарлапан)

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква И,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Гласный звук[и].

Гласной буквой И.

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке.

Маршрутный лист ученика (цы)__________________________________________

1.Речевая разминка. Пропойте гласные буквы.

АО ОА АОА ОАО ОО АА

2. Подчеркните в стихотворении В.Берестова буквы И,и.

Почему вы так красивы?

Потому, - шепнули ивы,

Что стоим мы над рекой,

Над красивою такой. (В.Берестов)

3. Прочитайте буквы И,и с различной интонацией.

Наглядный материал к уроку

Для самооценки

Конспект урока по обучению грамоте

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 1 «Г»

Тема: Введение понятия «слог»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели : деятельности педагога: научить делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:

предметные: знают понятия ударения, слога, как минимальной произносительной единицы; слогообразующую роль гласных звуков;

умеют проводить различие между словом и слогом; выполнять деление слов на слоги (без стечения гласных) и слоговой анализ слов, то есть установление количества слогов в слове;

получат возможность научиться делить слова на слоги.

Метапредметные :

познавательные:

общеучебные - деление слов на слоги; уяснение слогообразующей функции гласных звуков; определение места ударения в слове;

логические - осуществление слогового анализа слов; составление классификации слов по количеству слогов и месту ударения.

регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учётом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия.

Оборудование: учебник М.М.Безруких, конспект, картинки

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

Меня зовут Ильнура Эдуардовна и сегодняшний урок обучения грамоте у вас проведу я.

Сейчас я проверю все ли готово у вас к уроку.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)

Коммуникативные

2. 2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи»

Послушайте загадку.

Он бывает тихим, громким.

А ещё - глухим и звонким.

Кто догадался, что это?

Что вы знаете о звуках?

На какие 2 группы делятся все звуки нашей речи?

Чем они различаются? Назовите признаки согласного звука.

Каким цветом мы обозначаем на схеме мягкие согласные?А твердые?

Какие признаки гласного звука знаете?

Каким цветом мы обозначаем гласные на схеме?

Слушают учителя

Звук

Звуки мы слышим и произносим

Гласные и согласные.

Воздух при произнесении согласного звука встречает препятствие, поэтому эти звуки состоят из шума и голоса.Мягкие и твердые.

Зеленым. синим

Гласный звук при произношении не встречает преград, состоит из голоса.Обознаяают мягкость и твердость.

Красным.

Регулятивные

(умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие)

Познавательные

(проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям)

2.Введение понятия слог.

Объявление темы и постановка цели.

Ребята, посмотрите внимательно на доску, на первый ряд. Что это за буквы?

Подумайте, что общего у этих букв?

А теперь составьте слово из этих букв?

- Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы.

- На какие две группы можно их разделить?

Попробуйте составить слова из данных букв.

А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?

- Какой вывод можно сделать?

Давайте произнесем все вместе слово луна?

Что происходит с этим словом?

На сколько частей распалось слово?

Вот такие части, ребята, называются СЛОГи.И сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги.

Какую цель вы перед собой поставите?

Эр, Эл, Эм,Эн. (Р,Л,М,Н)

Согласные, звонкие.

Не получается.

У,Л,Н,А.

Гласные и согласные.

Луна

Не было гласных

Без гласных невозможно образовать слово.

Произносят.

Она распадается на части.

Две.

Слушают учителя

Научится делить слова на слоги

Регулятивные

Познавательные

(анализ объектов с целью выявления существенных признаков; знаково-символическое моделирование)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

Слушают и повторяют за учителем.

3.работа со схемами.

Ребята, отгадайте загадку.

Рыбой рек,озёр питается, На морских волнах качается, Крики резки!Отвечай-ка - Как зовётся птица? ...(Чайка ).

Молодцы, ребята.(показываю картинку)

Сколько звуков в слове?какие?

Составьте схему к этому слову. (выходит один ученик к доске и составляет схему, а остальные у себя на партах)

Сравните у всех так?У кого не так поднимите руки!

Ребята посмотрите на доску, Вам даны два рисунка и две схемы, соотнесите схему к рисунку.(пес, гусь)

Молодцы, ребята.

Ребята, давайте теперь сравним слово чайка и гусь?

Чем похожи эти слова?

А чем они отличаются?

Сколько гласных звуков в каждом слове?

- Давайте попробуем ритмично прохлопать эти слова, что вы заметили?

Сколько хлопков поместилось в слове чайка (2), гусь (1), почему?

На сколько частей распадается слово чайка?А слово гусь?

Как называются эти части?

Так сколько слогов в слове

Чайка?гусь?

От чего зависит кол-во слогов ?

А сколько слогов в слове пЁс?Хлопками опр. Кол-во

Слогов.

Откройте учебник, страница 74.

Посмотрите на вторую картинку.

Кто на этой картинке изображен?кто это?

Ребята, эту птицу называют СИНИЦА.

Давайте, вместе произнесем это слово.

А как вы догадались?

Как определить кол-во слогов?

Давайте проверим по схеме.

Отметьте карандашом каждый слог.

Послушайте меня внимательно и продолжите, когда я остановлюсь: У кошки-котёнок, у коровы - теленок, у козы-козленок, а у лошадки-….(жеребенок)

Правильно.

Давайте поделим на слоги это слово.

Как мы это сделаем?

Давайте проверим по схеме. Отметьте карандашом.

Сколько слогов у нас получилось?

Ребята, у нас осталась еще один рисунок,Посмотрите кто на нем изображен?

Внизу дана схема этого слово.Определите по схеме сколько слогов в этом слове? Как вы догадались?

Ребята, посмотрите на следующую страницу.Там даны картинки.

Скажите, кто изображен на первой картинке?

Давайте поделим на слоги.

Сколько слогов в этом слове?(спрашиваю у ученика) Как ты узнал, что один слог?

А сколько гласных?Какой по счету?Возьмите фишку и приложите к схеме.

Молодец.А кто изображен на второй картинке?Сколько слогов в этом слове?А сколько гласных?Какой по счету?Приложите фишку?

На третьей картинке изображен утюг.Сколько гласных звуков в этом слове?Какие по счету?Вставьте фишки.

Давайте поделим на слоги. Сколько слогов в этом слове?почему?Поделите карандашом.

Ребята, посмотрите внимательно на посмотрите внимательно из скольких звуков состоит первый слог?А второй?

Значит какой можно сделать вывод?

А кто изображен на следующей картинке?

Давайте поделим на слоги. Сколько гласных звуков в этом слове?Какие по счету?Вставьте фишки. Сколько слогов в этом слове?почему?Поделите карандашом.

Молодцы.

А на последней картинке кто изображен?

Сколько слогов в этом слове?

Слушают учителя.

Чайка.

5зв.

Составляют схему.

Сранивают свою схему с схемой на доске. Те у кого получилось не так выясняем почему!

Выходит ученик к доске, ставит схему под соответствующую картинку.

Птицы

Количеством звуков

Чайка-2

Гусь-1

Что в слове -два хлопка

В слове гусь- один хлопок.

Потому что чайка- 2 гл.зв.

Гусь-1 гл.звук

Две части,

Оно не распадается

слоги

два слога, один слог.

От количества гласных звуков.

Один слог, потому что одна гласная.

Птица

Три.

три хлопка

Жеребенок

Посчитаем с помощью хлопка.

4 слога

Лягушка

Три слога

Три гласных звука

Тигр

Один

Один хлопок

Один гласный звук

второй

Волк

Один слог.один хлопок

Два слога.два хлопка

Два

1,3

Два, два гласных звука.

одного

три

что слог может состоять как из одного так и из нескольких звуков

лиса

2,4,6

Оса

Два слога. два гласных звука.

Познавательные

(осуществлять анализ, сравнение объектов с целью выявления существенных признаков)

Регулятивные

(сохранение учебной задачи урока на каждом этапе)

Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника)

4.Работа со столбиком слов.

На этой же странице в нижнем правом углу даны столбики со словами.(Читают ученики)

Первое слово –лён

род однолетних и многолетних травянистых растений и кустарников семейства льновые

Давайте с помощью хлопков поделим на слоги.Сколько слогов получилось.

Мой-давайте поделим.сколько слогов.

Май-

море-

Мила-поделим на слоги с помощью хлопков.Сколько слогов?А почему сло Мила написано с заглавной буквы?

Мыло-

Роман-

мылил-

лимон-

Как вы думаете, зачем слова делить на слоги?

Выполняют работу.

один

один

Два

Имя девочки

Познавательные:

5.Работа с предложением

Внизу даны предложения.

(читает ученик)

Кто знает кто такие маляры?

Ребята, маляр - рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера .

С какой буквы начинается предложение?

Что стоит в конце предложения?

Почему третье слово в первом предложении пишется с большой буквы?

Давайте прочитаем второе предложение.

Что говорится в этом предложении о малярах?

Посмотрите на второе предложение, там есть короткие слова умны и милы, на прошлых уроках, когда вы изучали букву Н, вы говорили о таких словах, пролистайте учебник назад.

Посмотрите как мы можем еще сказать.

Если знают отвечают

С заглавной

Точка.

Потому что это имя человека

Умные, милые

Регулятивные (оценивать уровень и качество усвоения учебного материала; сохранение учебной задачи урока на каждом этапе)

6.Работа с текстом

Ребята, я сейчас прочитаю вам текст,а вы меня внимательно слушайте, потом я буду задавать вам вопросы.

Кого нарисовал цыпленок?

Почему котенок получился смешной?Посмотрите на рисунок

Как он объяснил это?

Слушают учителя

котенка

он был разноцветный

дети отвечают

Познавательные:

работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;

7.Обобщение и итог

чему сегодня на уроке вы научились?

Как определить сколько слогов в слове?

Вы достигли той цели,которую поставили в начале урока?

Ребята,если вам урок понравился покажите веселый смайлик, если нет – грустный.Если возникли какие-то затруднения на уроке, поднимите руку.

Отвечают на вопросы

Регулятивные (осуществление пошагового контроля при анализе звуков речи; Оценивать действия других учеников)

В зависимости от состава класса, а также на усмотрение учителя материал может быть изучен на одном уроке либо разделен на два урока.

Тема: Написание строчной и заглавной письменной буквы Л.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные:

Познакомить учащихся с письменной строчной и заглавной буквой Л;

Формировать графический навык письма буквы Л.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать и развивать пространственную ориентировку;

Развивать мелкую моторику кисти рук.

Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование: прописи, бархатная бумага, образцы-шаблоны написания элементов буквы и целой буквы, карточки для штриховки, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.

Ход урока

1. Организация начала урока

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

2. Изучение нового материала

Актуализация знаний учащихся

Какую букву мы изучали на уроке чтения?

Найдите эту букву в кассе букв и покажите ее (работа проходит на местах и у доски).

Откройте прописи по закладке. Какую букву нам предлагает научиться писать Вова?

Показ и изучение письменной буквы Л

Написание учителем на доске элементов строчной буквы л с объяснением. Обведение строчной буквы л пальчиком по бархатной бумаге, выкладывание строчной буквы л на парте из элементов.

Написание детьми элементов строчной буквы л в воздухе (учитель, стоя спиной к детям, показывает, как нужно писать, дети повторяют).

Работа с прописями

А сейчас напишем элементы буквы в прописях.

Проверка осанки, положения ручки в руке, положения тетради. Повторение правила:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Обведение в прописях элементов строчной буквы л по точкам. Сначала элементы обводятся по точкам, затем пишутся самостоятельно. Учащихся можно вызывать поочередно к доске. Количество обводимых элементов и самостоятельное написание элементов регулируется учителем в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

Ребята, соединив эти два элемента, какую букву мы получим?

Показ написания строчной буквы л учителем на доске с объяснением. Запись детьми строчной буквы л в прописях по точкам и самостоятельно. Для написания буквы некоторые учащиеся могут быть вызваны к доске.

Пальчиковая гимнастика

«Бегущий человечек» - указательный и средний пальцы «бегут» по столу. Сначала упражнение выполняется правой рукой, затем - левой. Руки чередуются 2-3 раза, затем кисти встряхиваются.

На какую букву похож «бегущий человечек»?

На букву л.

Покажите его еще раз правой рукой, левой, одновременно обеими.

3. Закрепление материала

Показ и написание слогов со строчной буквой л

Сначала отрабатывается написание закрытых слогов: ал, ол, ул; потом - открытых: ла, ло, лу, лы. Учащиеся выкладывают слоги из разрезной азбуки, записывают их в прописях, а также на доске. Делается акцент на соединении букв в слоге.

ФизминуткаБуквой Л поставим ноги

(учащиеся повторяют слова),

Словно в пляске руки в боки

(действия за учителем).

Наклонились влево, вправо

(выполнение действий в соответствии с текстом).

Получается исправно.

Влево, вправо, влево, вправо.

Выполнение бордюра

4. Подведение итогов урока

Какую букву мы научились писать на сегодняшнем уроке?

Ход урока

1. Изучение нового материала

Показ, рассматривание и написание элементов большой (заглавной) буквы Л и самой буквы

Мы научились писать маленькую букву л. Какую букву л нам еще нужно научиться писать? (Большую, заглавную Л.)

В каких случаях мы начинаем писать слова с большой буквы?

Работа над изучением и написанием заглавной буквы Л проходит аналогично изучению и написанию строчной л: показ написания элементов буквы с объяснением, письмо буквы учителем на доске, рассматривание в прописях, написание в воздухе, обводка на бархатной бумаге, выкладывание буквы из элементов-шаблонов, письмо у доски, письмо в прописях.

2. Закрепление материала

Запись слогов с изучаемой буквой. Работа с кассой букв и прописями

Написание слогов с заглавной буквой - Ла, Ло, Лу, Лы. Учащиеся выкладывают заданный слог из кассы букв, затем записывают его в прописях, опираясь на объяснения и показ учителя на доске, а также образец, данный в прописях. Делается акцент на соединении букв в слоге. Работа проводится в прописях и у доски.

Зарядка для глаз

Первоклассники ищут букву Л на магнитной доске. Буквы расположены на разной высоте. Дети поворачивают голову, поднимают глаза вверх, опускают вниз.

Запись в рабочей тетради слова, нескольких слов, простого предложения (в зависимости от уровня подготовленности класса и индивидуальных способностей учащихся)

Алла, мыло. У Аллы мыло.

Перед написанием слово четко и протяжно проговаривается, выкладывается из разрезной азбуки, проговаривается по слогам, определяется количество букв, гласные и согласные, с какой буквы нужно начать писать и почему. Анализируется написание слова в прописях, слово обводится по точкам, затем записывается детьми самостоятельно. При письме слово не делится на слоги.

Записывая предложение, первоклассники подсчитывают количество слов в нем, повторяют, с какой буквы нужно начинать писать предложение, что ставится в конце предложения, работают с его схемой.

Физминутка

Выполнение упражнения «Лебеди», данного в прописи (на усмотрение учителя)

3. Подведение итогов урока

Какую букву учились писать на уроке?

Когда мы начинаем писать слово с большой буквы?


Похожая информация.


Светлана Агафонова
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе коррекционной школы 8 вида по теме «Звук [К] и буква К»

Тема : Звук и буква К

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные :

Познакомить учащихся с новым звуком и буквой , обозначающей этот звук ;

Учить четко артикулировать звуки , подражать выразительной речи учителя.

Коррекционно-развивающие :

Тренировать школьников в четкости произношения звуков ;

корригировать и развивать выразительную речь учащихся.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к предмету

Оборудование : Буквари , иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку , настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок.

Начался урок .

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

2. Изучение нового материала

а) Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал

Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика : «к-к-к» . (Как стучал Язычок) Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса : «Ка-Ка-Катя» .- Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но и спинкой,- подумал Язычок.

Произнесение скороговорок со сменой ударения :

Купи кипу пик.

Купи кипу пик.

Купи кипу пик.

б) Выделение нового звука из слов . Анализ звука .

Это зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали? Это ….(кот)

Демонстрация иллюстрации.

Какой первый звук в слове кот ?

Какое место в слове он занимает?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком К .

Давайте все вместе произнесем этот звук ,по одному.

Ребята,обратите внимание,когда мы произносим звук К ,спинка языка поднимается к верху и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

Если воздух не может свободно выходить изо рта, то этот звук какой-гласный или согласный?

-звук К обозначается буквой К .

Демонстрация картинок-

Мак, лук, косы, утка, умка, собака, колесо,репка,кошка,коньки,кит.

Называние предмета,выделение звука К в слове .

Звук К –согласный ,потому что есть преграда.

Физминутка

Раз –подняться,потянуться.

Два-согнуться,разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире.

Пять –руками помахать.

Шесть-за парту сесть опять.

3. Закрепление знаний

а)Работа с Букварем (стр. 56)

Разбор слова кот. Выделение и характеристика звука К .

Прохлопывание слога.

Какой фишкой обозначаем звук К ?Почему?

б)Работа с кассой букв .

Нахождение в кассе букв буквы К ,выкладывание буквы . Работа проводится индивидуально и фронтально.

в)Подготовка к чтению слогов.

Речевая разминка (чистоговорки)

Ко-ко-ко не ходите далеко.

Ка-ка-ка под мостом течет река.

Ке-ке-ке рыба плавает в реке.

Ки-ки-ки возле речки рыбаки.

Ок-ок-ок побежали со всех ног.

г)Чтение слогов по Букварю .

Мак лук сук

Рак сук сок

(дети читают по цепочке,по рядам)

Составление и чтение слогов по кассе букв .

Физминутка

Тики-так, тики-так, (^ Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам) .

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так, (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг) .

Так колеса стучат.

Токи-ток, токи-ток,

Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки) .

Туки - ток, туки - ток,

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками) .

д) Составление предложения по картинке Букваря . Работа со схемой предложения. Выделение слова с изучаемым звуком ,деление слова на слоги,выделение слога с изучаемым звуком ,характеристика звука .

4. Подведение итогов урока

Какой звук мы изучали на уроке ?

Придумайте слова с этим звуком .

Какой это звук ?

Какой фишкой мы будем обозначать этот звук ?

Найдите в кассе букв и покажите букву ,которой обозначают звук К .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква У» в подготовительной группе ЦЕЛЬ: «Знакомство детей со звуком и буквой у». Образовательные задачи -Закреплять понятие «гласный звук». -Учить выделять звук «у» из ряда.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь - Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч» Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч. Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч); - закрепление умения давать акустическую.

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе