История создания дома культуры гусь железном. Депрессивная глубинка

Есть две причины, почему меня так сильно поразил и удивил поселок Гусь-Железный Рязанской области. Первая - это, конечно, огромная белокаменная Троицкая церковь, совершенно неожиданно откуда-то взявшаяся посреди совсем обыкновенной сельской глуши. А вторая причина - легенды, которые связаны с историей этого места. Почти случайно в одном из музеев Рязанской области нам попалась небольшая книжка, или даже брошюра, которая называется "Орлиное гнездо. Исторические очерки Л.П. Чекиной". Она написана в начале 1920-х годов и переиздана небольшим тиражом в 1990-м. Эти очерки мне просто ужасно понравились:) В посте буду цитировать их огромными кусками, иначе никак не получается:)

Благодаря Троицкой церкви проехать мимо Гуся-Железного почти невозможно, ее видно издалека.



Она действительно огромна. К сожалению, не нашла нигде информации о ее высоте, так что придется судить по фотографиям.


Пока мы бегали вокруг церкви и фотографировали ее с разных сторон, сгустились тучи и пошел ливень. Поэтому фотографий самого поселка у меня почти нет...



Сначала мы прятались под козырьком и наивно ждали, что дождь закончится.



А потом немного исследовали окрестности из окна машины. Этот памятный знак снят сквозь сплошные потоки воды на стекле, но не сфотографировать его было никак нельзя, потому что именно с этим человеком, - Андреем Родионовичем Баташевым, - и связаны все местные легенды, о которых мне так хочется вам рассказать.
А.Р. Баташев - известный промышленник, который во второй половине XVIII века основал в этих местах железоделательный завод. А вокруг завода на берегу реки Гусь выросло поселение, которое стало называться Гусь-Железный.



И вот тут-то мы добрались до тех самых очерков Л.П. Чекиной. Начинаются они так:

"Если бы сатана был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то, конечно, для своего воплощения он взял бы именно Андрея Родионовича Баташева."

"За огромным, в два этажа, барским домом, разводился парк и сад, который еще при жизни Андрея Родионовича получил жуткое название «страшного сада». Посредине его был устроен «позорный столб», к которому привязывали «провинившегося» для наказания плетьми перед лицом всей дворни (надо полагать для назидания) - наказания, после которого часто убирали уже мертвое тело... У этого же столба по 2-3 дня морили голодом и жаждой привязанных, как собак, людей, а зимой часами держали босых и в одних рубахах..."

Стррашно? А это только начало.

"... Знали только дворовые, да заводские рабочие, что за барской усадьбой выстроена целая слобода для трехсот рабочих, которых барин привез откуда-то со стороны и видимо платил им большие деньги, так как жили они «гостями», но все же как-то чудно: дома ли, в кабаке, на гулянье, их можно было видеть только 150 человек, остальная же половина всегда отсутствовала.

Неизвестно кто был смельчак, решившийся выслеживать «барских рабочих», но все же скоро узнали, что ровно в полночь, 150 человек этих таинственных рабочих отправлялось к одной из башен, помещавшейся в задней стене парка и исчезала за ее дверями, а оттуда, один за одним, выходила другая половина и безмолвно рассыпалась по своим домикам. Долгое время напрасно старались допытаться от кого-нибудь из этих рабочих - куда они ходят ночами и что делают, но и от пьяных даже получали один ответ, что мол своя голова еще не надоела, а «с вашим барином шутки плохи», некоторые отвечали угрозой «доложить самому» о излишнем любопытстве дворовых, после чего всякие расспросы прекратились и эта сторона деятельности Баташева так и осталась бы скрытой от всех (он умел выбирать своих помощников и агентов) если бы и здесь, как не однажды бывало в истории - не замешалась женщина... Один из этих таинственных рабочих на великое свое несчастье без памяти влюбился в заводскую девку - Грушеньку, которая, как «истинная дочь Евы», поставила условием своей благосклонности то, чтобы он рассказал ей - где пропадает по целым суткам и что там делает?

Долго она клялась и божилась, что и попу на исповеди не проговорится - одна знать будет и сдался малый, все рассказал своей «разлапушке»... А немного времени спустя по всей округе пошла глухая молва о том, что в «подземных хоромах устроен монетный двор, где день и ночь «работаются червонцы» теми самыми рабочими, которых привез барин с чужой стороны. Конечно, все это говорилось шепотом, в темных уголках, но слишком видно хорош был слух у этого зверя и не только узнал он о том, что говорят, но дознались его сыщики и от кого этот слух пошел... В одну и ту же ночь пропали без вести влюбленный рабочий и болтливая Грушенька, никто так и не видал их после, только две ночи подряд проходившие случайно мимо господской усадьбы люди со страхом передавали, что откуда-то, точно из под земли, слышны были слабые, глухие стоны и крики, но такие страшные, «что волос дыбом становился»"

Вот такие страсти. Ну и еще кусочек для полноты картины:

"... Через несколько времени новый слух взволновал всю округу. В 10 верстах от имения Баташева, в дремучем лесу, был ограблен огромный обоз, везший товары из Касимова в Муром. Часть извозчиков была перебита, а часть успела разбежаться и спрятаться в лесу, пользуясь уже наступавшими сумерками. Добравшись еле живыми от страха до ближайшей деревни, они рассказывали, что их окружил целый отряд верховых всадников «в черных образинах» и стали стрелять по ним «из пищалей». Все спасшиеся удивлялись лошадям и всей амуниции нападавших - и на разбойников не похожи - точно войско какое!.. Никто ничего не смел сказать вслух, но томная молва расходилась все шире и шире и втихомолку Баташева стали называть не только «Масоном-безбожником» и «монетчиком», но и просто - «душегубом-разбойником». А случаи ограбления богатых обозов повторялись все чаще и чаще, так что губернские власти волей неволей должны были устроить «расследование», которое впрочем, конечно, ничего не раскрыло, только в конторских книгах этого времени особо часто стали попадаться записи: «Заседателю в губернию - 2 вороных жеребца, да птицы битой и окороков - воз, да талек тонких 36 штук, да девку Аксинью, что кружева плести мастерица», «в город (Касимов) - Подьячему - муки - 2 воза, да туш свиных - 3, да жене с дочерями на солопы бархату синего - 43 арш.»"

Но в нашей книжке помимо этих очерков есть еще одна статья, не менее прекрасная. О том, что Л.П. Чекина явно увлеклась легендами и сама в них поверила. Автор решил не называть своего имени, а подписался просто "Исследователь". И дату поставил: 16 октября 1927 года. Взгляд Исследователя кажется чуть более объективным, но в выражениях он тоже не стеснялся. В интернет статья не выложена, поэтому дальше цитирую с листа:

"Еще и теперь, когда Великий Октябрь разметал гнездо, пустил по ветру, далеко разогнал злых птенцов хищника, окрестное население не без ужаса говорит о Гусе."

Какой слог, а!
Кстати, о Троицкой церкви у Исследователя тоже кое-что есть:

"Церковь типично барская, дворянская, ничуть не похожа на старинные скромные церковки древней Руси, где забитая, темная сермяжная масса пред темными ликами старых икон изливала печаль и тоску безысходности."

Раз уж снова речь зашла о церкви, вернемся пока к фотографиям. Да, я ведь до сих пор не упомянула о том, что Троицкая церковь появилась уже после смерти А.Р. Баташева. Он умер 1799 году, а храм начали строить только в 1802-м, а закончили аж в 1868-м.

Так и не дождавшись окончания дождя, мы решили покататься по окрестностям.

В соседнем селе под названием Погост нашли вот такой интересный архитектурный ансамбль. Церковь, часовня, колокольня и еще одна церковь. Построены в разные годы XVIII-XIX века.

Погост намного древнее, чем Гусь-Железный. Уже в XVII веке он был относительно крупным селом и даже соперничал с Касимовым по торговым делам.

И о Погосте у нашего Исследователя тоже нашлось интересное:

"При впадении реки Гуся в Оку с незапамятных времен возникло поселение, существующее и поныне - село Погост. Самое название села указывает на его глубокую древность. Слово «погост» проиходит от слова «гостить, гость». Так назывались в древности купцы, приезжающие как бы в гости с товарами. Эти места торговли, - погосты, - располагались обыкновенно при слиянии рек, так как в старину реки являлись единственными путями сообщения в местах, сплошь покрытых дремучими лесами. Вполне понятно, что еще в языческие времена здесь сооружались капища, где «гости» (купцы) приносили богам благодарственные жертвы за полученные барыши. С принятием христианства на месте капищ строились церкви, около которых поближе к богу погребались покойники. Поэтому православные кладбища, впервые возникшие при погостах, так и назывались погостами.

Сохранились весьма интересные документы, свидетельствующие о былом величии нашего Погоста. В XVII веке Погост являлся опасным торговым конкурентом Касимова, а Касимов славился как торговый город. ...

Кроме торговли рост Погоста в значительной мере обуславливался тем, что окрестное население, группировавшееся по нижнему течению реки Гуся, занималось судостроением. Здесь сооружались струги, корабли, барки, ходившие по всей Оке, и от имени реки Гусь получившие название гусян. ...

Оживленный, деятельный район привлек влияние новоиспеченного вельможи Баташева. В XVIII веке на реке Гусь недалеко от Погоста свил свое гнездо этот жестокий хищник и по имени реки назвал Гусем."

Ну вот и все, мы вернулись к началу истории:)
Жаль, конечно, что не удалось погулять по Гусю-Железному (кстати, там сохранились даже остатки усадебного дома Баташева - выложены их фотографии), но теперь уж в следующий раз.

Поселок Гусь-Железный один из самых таинственных населенных пунктов Рязанской области. Этот поселок городского типа Касимовского района находится на реке Гусь. На этом месте в XVII в. находилось село Веркутец (Векутец, Веркуц), которым владел помещик Ал. Ив. Суровов (или Суворов). Название: Веркутец, объясняется так: «вер» - это эрзянское или угро-финское «лес»; «кут» - русское, украинское - «угол»; «ец» - русский (уменьшительный) суффикс, в целом - «лесной уголок» (аналог с современным городом Воркута). В селе было 50 домов с 241 крестьянином с их семьями. Местность в это время была лесной, земли неблагоприятные и население жило за счет охоты, рыбной ловли и всех щедрых даров природы.


В мае 1758 году эти земли были куплены у вдовы капитана Суворова тульскими оружейными заводчиками братьями Иваном и Андреем Баташевыми. В документах генерального межевания 1775—1781 гг. сообщается: «С. Веркутец, ныне Гусевский Завод». Баташевы основали у реки чугунолитейный завод, где изготовляли листовое железо, артиллерийские орудия, топоры, посуду, гвозди.

В 1758 Баташовы стали возводить плотину длиной 230 саженей из тесанного камня в месте сужения долины реки Гусь Среди соснового леса образовалось водохранилище - озеро Гусское или Колпь. Напор воды, созданный плотиной со шлюзами - двигал заводские механизмы. Возле восточного края плотины было построено Баташовыми имение, заводская контора, оранжереи. Тут же расположился базар, лавки, дома состоятельной части населения.

Родоначальником династии Баташовых был тульский оружейник Иван Тимофеевич Баташов (Баташев), умерший в 1743 году. Наибольшего расцвета железоделательная промышленная империя достигла при внуках Ивана Тимофеевича, Иване и Андрее Родионовичах. По объему промышленного производства железа Баташовы были третьими в России, уступая только Демидовым и Яковлевым (и будучи впереди Мосоловых).

Баташовы работали на вооружение армии, изготавливая по правительственным заказам ядра, пушки, бомбы, якоря, орудия для флота, обеспечив государево войско и во время русско-турецких войн, и разделов Польши, и даже Пугачевского бунта. Выпускали они и мирную продукцию - баташевский чугун считался самым качественным в Европе - и не обошли Москву. Чугунные скульптуры Триумфальной арки в честь 1812 года, московские фонтаны (сохранились два - на Театральной площади и у здания Академии наук на Большой Калужской), решетки кремлевских садов и даже колесница с конями на фронтоне Большого театра - все это было сделано на заводах Баташевых.

Художественное литье баташевских заводов. Конец 19-начало 20 века.

В конце XIX — начале XX в. населенный пункт нередко именовался как Гусь, или Гусь Баташевский. В 1905 году завод прекратил свое существование по естественным причинам — истощились запасы железной руды.

Перед Первой мировой войной в селе Гусь значилось до 3,5 тыс. жителей, торговый центр, давно бездействующий железоделательный завод, почтово-телеграфная контора, обслуживающая 45 населенных пунктов Погостинской волости Касимовского уезда.

В советское время поселение при металлургическом заводе было названо Гусь-Железный. От былого величия одного из выдающихся памятников индустриального наследия России почти ничего не сохранилось. Во время весеннего паводка 1923 года вода из переполненного озера-водохранилища прорвала шлюзы и ушла. Сейчас на сухом месте стоит плотина, по которой проложено шоссе.

Поселок Гусь-Железный, наверное, самый "мещерский" поселок в Рязанской области. Он кругом в хвойных и смешанных лесах, в которых произрастает много грибов и ягод. Местный пищекомбинат имеет свои грибоварни и пункты по приему и переработке даров леса. В недавнем прошлом гусевские мастера делали речные суда, называвшиеся "гусянами".

Население поселка — около 3 тысяч человек. Гусь-Железный не смог дотянуть ни до статуса города, ни до статуса районного центра, переходя несколько раз между Владимирской, Московской и Рязанской областями.

Есть в поселке памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

От сотен подобных населенных пунктов Гусь-Железный отличает готический собор невероятных размеров, из-за которого я и заглянула в эти края.

Топонимический словарь Евгения Поспелова утверждает, что название населённого пункта Гусь происходит от одноимённой реки. Для топонимики - науке о происхождении названий - это обычное дело. Подобные Гусю реки дали название Москве, Самаре, Томску и прочим. А вот откуда река Гусь получила своё название - большой вопрос. Традиционная ассоциация с домашней птицей звучит, но выглядит неубедительно, ведь компанию Гусю составляют реки, не имеющие столь понятных имён. На Рязанщине насчитывается без малого девять сотен рек и речушек, и вместе с Гусём по Мещёре текут Унжа, Ворша, Кишня, Солотча, Нарма, Кадь, Ушна, Толпега, Ниверга, Колпь, знакомые слуху Пра и Ока. Довлеющее большинство отличаются долголетием - реки переживают народы и цивилизации, уходя корнями в дославянское прошлое. Известно, что тысячу лет назад, до прихода славян, здесь земле жили финно-угорские народы, их нынешние потомки - мордва - живут по-соседству. Мордва не едина - это две народности - мокша и эрзя. Интересно, что по одной из научных трактовок названия города Рязань есть простая перестановка слогов от старого эрзянь - в языке такое случается часто.

Логика подсказывает, что корни названия Гусь скрываются в мордовском языке, где обнаруживается сходное по звучанию «куз», а в финском языке «кууси», причём оба переводятся как «ель». Такой аргумент весом ещё и потому, что названия испокон веков дают по уникальности места. Такси на Дубровку, несомненно, привезёт к дубраве, которая окружена традиционным лесом. Большая часть Мещёры занята борами и зарослями берёзы на гарях, вырубках и болотах, ведь в качестве грунта здесь пески, а с такими голодными условиями способна мириться только сосна. Но на востоке Рязанщине, по мере приближения к Гусю и Касимову, грунт богатеет, а заметить это проще простого - из автомобиля, не доезжая до Гуся-Железного, светлые сосновые боры уступают место дремучим сосново-еловым. К слову, подмосковное Раменское, видимо, происходит от слова рамень - это и есть еловый лес. Так что названия турбазы «Ёлочка», Раменского и Гуся - однокоренные, только на разных языках.

Если от Гуся удалиться подальше в лес и набрести на подходящую поляну, вполне возможно, обнаружат себя канавы в человеческий рост. Сто лет назад промышляли в этих местах рудознатцы, что по берегам озёр и рек, а то и в лесу рыли ямы и канавы - «дудки». «Дудочники» добывали болотную руду, из которой уже варили железо. Гусь оттого-то и прозвали Железным. Мещёрские месторождения искать на карте - дело пустое, геологи бедной на железо болотной рудой не заинтересованы. Чего нельзя было сказать о домниках - те ничего лучшего и не знавали, а артели «дудочников» работали здесь вплоть до XVIII века. Бурый железняк при встрече легко узнать - берега Гуся, Пры и Нармы сплошь в красно-рыжих пятнах. Если копнуть глубже, то уже на четыре метра в землю находятся рудные слои в 20-30 сантиметров толщиной. Руда из березняка или осинника ценилась больше, железо из неё получалось податливей, а вот руда из ельника - жёстче и крепче. Чаще и больше руды всё получалось доставать со дня мещёрских водоёмов. Искали железным шестом - «рожном», а доставали черпаками с длинной рукояткой. Руду брали в августе, до октября сушили, обжигали и везли плавить. Варили руду в печи на древесных углях, при этом в нижнем её отверстии для постоянного подтока воздуха вручную раздували мехи. Так получалось кричное железо, а кузнецы ковали из него топоры, гвозди, замки, стремена и много всего полезного.

Заглянул как-то в эти места немецкий путешественник Петер Симон Паллас, в дневнике от 1 августа 1768 года он пишет, что позади деревни и речки Чауры «опять показывается прежняя извёстка с раковинами», «напоследок останавливаемся при деревне Мишкиной, переехав через речку Синтур, текущую с вышеупомянутыми в речку Гусь». «Построен здесь, принадлежащий тульскому купцу Балашову, железный завод с высокою домною, куда железную руду привозят с Оки». Так образом и упоминается небольшой Гусь у Палласа в «Путешествиях по разным провинциям Российской империи».

Хоть и бедна была здешняя болотная руда, но сделала сказочно богатыми дворян Андрея и Ивана Родионовичей Баташёвых. В 1758 году приобрели братья обширные угодья в окрестностях погоста Веркуцы Владимирского уезда, устроили у речки Гусь пруд и рядом возвели чугунолитейный завод. Первым же в люди вышел их дед - тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташёв, в эпоху Петра Великого служивший управляющим у Никиты Демидова, основателя династии тульских оружейников. С заводов кузнеца шли пушки и ядра на снабжение русской армии. Металлургия Баташёвых дошла до Владимирской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний. В пределах Меленковского уезда на речке Гусь образовалось две империи - стекла и железа. В верховье реки купцы Мальцевы создали центр стекольного производства - , ниже же по течению обосновались Баташёвы и превратились в королей металлургического царства в Гусе-Железном. Около полутора веков два Гуся числились за Владимирским регионом, но в XX веке после череды административно-территориальных реформ Гусь-Железный оказался рязанским.

Резиденцию в Гусе братья Баташёвы отстроили себе точь-в-точь средневековую. За мощной оградой из красного кирпича с башенками и бойницами для стрельбы из мушкетов отстроили двухэтажный дом-дворец, театр, в оранжереях выращивали персики и ананасы, имели парк, помещения для караульных и слуг. Братья пользовались своей властью сполна: известно, что однажды Баташёвы украли целую деревню у несговорчивого владельца, не хотевшего её продавать. В одну ночь все избы разобрали и перевезли на землю Баташёвых, сюда же вооружённые слуги согнали и крестьян, а на месте барского дома и деревни получилось в итоге вспаханное поле. Самоволие доходило до таких крайностей, что породило легенду, будто дом Баташёвых построен аккурат на границе владимирской и рязанской земель, потому, когда на многочисленные жалобы приезжали проверяющие, к примеру, владимирские, братья уходили на рязанскую сторону, а когда приезжали из Рязани - прятались от закона на владимирской.

А пока руководство баловалось, на него батрачило до тысячи крестьян, причём делало это за сущие копейки. Имеется документ: «Опись и оценка движимому и недвижимому имению корнета Григория Мартынова сына Свищева, состоящему в Касимовском уезде в селе Борках. Учинена мая 17 дня 1784 года… Во дворе крестьяне: Пимен, коему цена три рубля, Моисей, коему цена три рубля. У Пимена жена Анна Афанасьевна, коей за дряхлостью цены не полагается. У них приёмыш незаконнорождённый, воспитанный ими Корней по крёстному отцу Михеев, коему цена десять рублей. У Моисея жена Афросинья, коей цена четыре рубля. Дочь девка Мария, коей цена один рубль. Изба чёрная соснового лесу на семнадцати венцах ветхая с четырьмя волоковыми окнами, крыта дранью. Печь глиняная всего ценою два рубля пятьдесят копеек. Передние сени ветхие ценою десять копеек. На дворе баня сосновая на тринадцати венцах, крыта соломою, ценою один рубль». В баташёвских цехах вкалывали такие вот Пимены и Моисеи, коим цена была на полтинник больше, чем глиняной печке. Андрей Баташёв остался в истории человеком крайне жестоким. Не случайно до сего дня дожила легенда, согласно которой Баташёв, узнав о предстоящей проверке, уничтожал улики, открыв шлюз и затопив подземные мастерские, до сотни крестьян в это время чеканили для него фальшивые деньги.

Предпринимательская жилка Баташёва приглянулась продюсерам проекта на телеканале REN-TV о мистике и загадках цивилизации. Телевизионщики, рассуждая на тему бессмертия и продления жизни, поставили Баташёва в один ряд с китайскими долгожителями и древними шумерами. Они обратили внимание на масонскую колонну, которая установлена на местном кладбище в посёлке Гусь-Железный. Рядом с колонной - могила Андрея Баташёва. Автор книг по истории алхимии Андрей Фомин-Шахов рассказывает, что при вскрытии в 1980-х годах могилы, та оказалась пуста. Исчезновение помещика связывают якобы с бессмертием, а его жестокость по отношению к крепостным - с тайной, которую тот тщательно скрывал. Редакторы программы «Раса бессмертных» подозревают, чем именно Баташёв занимался в подземных мастерских.

Работящих гусевцев изводило не одно поколение Баташёвых. Заводы-то работали, а вот труд оплачивался крайне нестабильно - бывало, ожидание зарплаты доходило до трёх месяцев. Когда же терпение кончалось, народный гнев давал о себе знать - шли на завод. Правда, ходьба за деньгами была, как правило, безрезультатной. Внук Андрея Баташёва - Эммануил Иванович - оказался достойным потомком своего деда. При нём объёмы производства росли, техника обновлялась. Именно на заводах Эммануила Баташёва запустили первую в России регенеративную пудлинговую печь с двумя рабочими пространствами. Правда, именно при нём завод и встал. В 1904 году спрос на чугун резко упал, сократились военные заказы, истощились и запасы железной руды на берегах Гуся. Вскоре владелец заболел и умер. Последней хозяйкой усадьбы в Гусе-Железном оставалась вдова Эммануила Зинаида Владимировна Баташёва. В 1918 году всё её имущество конфисковала советская власть. 75-летнюю старуху расстреляли 16 ноября 1918 года. Приговор революционного трибунала гласил: «За активное и пассивное выступление против советской власти». В 1931 году расправились даже с мёртвыми Баташёвыми, вскрыв их фамильный склеп. Так окончилось владычество Баташёвых в Гусе, продолжавшееся ровно 160 лет.Сегодня в изрядно обтрепавшемся дворце Баташёвых разместился детский интернат. Стена из красного кирпича запускает в старый парк - здесь вековые липы и тропы, проторённые местными и заезжими пешеходами. Дух того времени захватил даже влившийся в место дом детского творчества. Остались в Гусе-Железном и предания. Рассказывают о подземных ходах, которые якобы находятся внутри старой усадьбы-крепости. Романтика у этих мест своеобразна. И чувствуется она, когда оказываешься лицом к лицу с Троицким собором. Возводили его по заказу Андрея Андреевича Баташёва, строили 66 лет - с 1802 по 1868 годы. Считается, что автором проекта собора был знаменитый архитектор Василий Баженов - строитель Пашкова дома в Москве. От церкви так и веет средневековьем - на готический храм приезжают взглянуть из самых далёких уголков России.От Рязани до Гуся 138 километров, по дороге на Касимов через Клепики и Туму. Из Москвы же сюда можно добраться по Егорьевскому шоссе. От Гуся есть дорога в Лубяники, откуда немногие знают пеший путь до Брыкина бора по Окскому биосферному заповеднику.












Троицкий храм в Гусь-Железном - гигантский белокаменный двухсветный храм с купольным восьмериком и колокольней. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки: Между 1802 и 1868.Адрес: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.XIXв., архитектор неизвестен, заказчик - владелец местных заводов Андрей Андреевич Баташев.


Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.

Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.

Пока мы гуляем вокруг собора и рассматриваем эту необычную архитектуру, познакомимся поближе с заказчиком храма и его отцом. В те далекие времена этой землей владел Андрей Родионович Баташов (1731/32—1799) (кто любит ужасы Прошлой жизни - может поподробнее почитать про Андрея Родионовича здесь http://hrodgar.livejournal.com/63959.html). Андрей Родионович возвел огромный заводской и усадебный комплекс, но при этом довольствовался скромным деревянным храмом Иоанна Предтечи, поставленным недалеко от дома в 1766 году, в то время, как в соседнем Касимове купцы с меньшими капиталами строили одну за другой добротные каменные церкви. Набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже заподозрить его в принадлежности к масонству. А простонародье считало, что он и вовсе продал душу дьяволу.


Андрей Родионович Баташов

Предтеченский храм сгорел около 1802 года. Наследник, Андрей Андреевич по прозванию - Черный, отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового каменного храма. Конечно, в любом случае нельзя исключать возможную роль Андрея Родионовича, как возможного заказчика проекта.


Баташовский завод в Гусь-Железном

С сыном Андреем от первого брака у Андрея Родионовича (всего он был женат три раза и у него было два сына по имени Андрей - от первого и второго брака), судя по всему, складывались непростые отношения. Когда Андрею-старшему, (Черному), исполнилось 17—18 лет, он был послан отцом на три года «для снискания потребных для него знаний в иностранные европейские государства». Андрей Родионович хотел подготовить себе достойного преемника. Но, то ли сын не оправдал отцовских надежд, то ли их взаимоотношения осложнились после второй женитьбы отца (что более вероятно), но, если в середине 80-х гг. XVIII в. Андрей-старший еще жил в Гусе, то в 90-х гг. отставной поручик Андрей Андреевич Баташев находился уже далеко от отцовского дома. Вместе с семьей, женой Пелагеей Ивановной, дочерью тульского купца Ивана Петровича Лугинина, и малолетним сыном Петром (1787—?), он проживал в Нижегородской губернии, где по поручению отца управлял одним из самых отдаленных заводов — Илевским.


Имение Баташовых в Гусь-Железном. Справа виден купол уже построенного Троицкого храма.

После смерти отца случай помог Андрею Черному утвердиться в правах единственного наследника: 26 октября 1801 г. сгорел походный синодальный архив, где хранились метрические книги. Ссылаясь на отсутствие документов, Комиссия Синода своим решением от 20 марта 1802 г признала Андрея-старшего — единственным наследником Андрея Родионовича. К нему перешло все огромное состояние отца: семь железных заводов, дома, мельницы, многотысячные земельные угодья, десятки сел и деревень и более 10 тыс. крестьян и мастеров. Все имения располагались на территории пяти губерний: Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской 14.

После того, как сгорел старый, деревянный храм, Андрей Черный, перебравшийся к этому времени уже в Петербург, немедленно отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового, каменного храма, на который не пожалел средств. При устройстве церкви, в пользу притча, Баташовыми было «приложено пахотной земли по 15 четвертей в поле и сена 15 копен», но до 1871г. эта земля находилась во владении Баташова. В 1871г. опекунское управление над наследниками Баташова обменяла прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 десятин - 1.092 саж.

Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты "русской готики". К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов, якобы, были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.

Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Ее планировка уникальна (жаль, я нигде не нашла изображения планировки храма). Высота храма - 55 метров, колокольни - 70.

Троицкий храм весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с часами.

Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» («Русские достопамятности» — печатный орган Московского общества истории и древностей российских. Издавались на русском языке) пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». От классики - спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики - стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.

По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.

При Андрее Андреевиче Барашове храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня - до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.

Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г)

Чугунная плита у входа в храм. Обратите внимание на изображения гусей.

В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.

Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме.


Иконостас второго этажа Троицкого храма. Фото начала XX века


Вот так это место выглядит сейчас

Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Фотографировать в храме мне не разрешили, поэтому фотографии взяты из интернета.

В 1921 году постановлением Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт. Только крест удалось прихожанам выкупить.

13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена - райфинотделу предложено переисчислить местные налоги. Председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст!

При советской власти храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином - для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.

На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.

Богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах церковь горела от удара молнией.

Вот и сюда меня занесло по церковно-приходским связям! Из наших прихожан здесь, конечно, никто не живет постоянно, но дачу одна семья имеет. Ближайший город - Касимов, в 20 км, о котором в следующий раз. Но и здешнее место весьма любопытно своей историей.

До сих пор я знал только о существовании Гуся Хрустального, что в нескольких десятках км отсюда, уже во Владимирской области. Здесь же - знаменитые Мещерские или Муромские леса, простирающиеся на сотни километров. Название "Железный" - по соответствующему заводу, который здесь существовал еще в XVIII веке.
Здесь же был построен комплекс шлюзов с плотиной, было весьма широкое искусственное озеро, где могли плавать разные немаленькие суда (сохранились старые фото). С приходом к власти большевиков в 1918-м всё было испорчено, - вода в очередной весенний паводок в каком-то последующем году хлынула и затопила всё в округе, разрушив плотину и шлюзы (в отсутствие специалистов-инженеров, которых не то изгнали, не то расстреляли...). Местное озеро потому со временем ушло, и сейчас здесь просто поле с некоторыми заболоченными участками.


Местный владелец всего предприятия Баташев при Екатерине Второй был безраздельным хозяином этого места, с сотнями крепостных, которые бывало, что и восставали, и тогда бунт усмирялся нанятыми французскими вояками. Один раз погибло около 300 человек за раз: по одной из версий, Баташев был фальшивомонетчиком и в подземельях своего имения устроил настоящий монетный двор. Узнав о том, что в Гусь-Железный едет ревизия, проверить слухи о подпольном монетном дворе, Баташев якобы приказал заложить все выходы из подземелья, тем самым замуровав заживо 300 работников. Хотя возможно, что это всего навсего легенда. Но очевидным по крайней мере было то, что это был местный олигарх, практически не подконтрольный центру и откупавшийся от нее разными подношениями.
Думаю, что общую депрессивность этого места довольно сомнительное прошлое лишь усиливает. Я скорее рационалист, чем мистик, и мало придаю значения рассуждениям о всякой ауре мест и прочих подобных вещах, но сегодня, прогулявшись по поселку, в особенности возле заброшенного парка вокруг бывшей усадьбы Баташева, я в самом деле ощутил какую-то общую подавляющую и гнетущую атмосферу, без всякого предварительного внушения и подготовки моих спутников со стороны. Они потом лишь подтвердили мои впечатления.
Бывшую усадьбу Баташева до недавнего времени занимал детский санаторий, но сейчас она запустела вообще.


Подробный репортаж обусадьбе и вообще об истории этого селения можно прочитать здесь:
http://deadokey.livejournal.com/171481.html
Парк вокруг усадьбы:

Но главная достопримечательность поселка - огромный собор, возведенный с 1805 по середину 1850-х:

Архитектура его весьма сходная с Царицынским дворцом, и также много масонской символики. Храм действует с начала 1990-х годов, перед началом восстановления купола не было.
Возле храма - главная поселковая площадь, где устраивается местный рынок.

Мост через реку Гусь в крайне заброшенном состоянии, как и окрестные виды. Лес здесь растет какой-то причудливый, не аутентичный уж точно, мрачный лиственный, а стволы деревьев обвивают лианы.

Остатки прежнего завода:

Другие детали поселка, отдельные улицы и дома:

Был детский сад для детей-отказников. Теперь его нет, расформировали...

Но иногда между старыми домишками попадаются и совсем элитные, которых здесь, впрочем, мало.