Интеллект карта облегчает понимание и запоминание. Ментальные карты для изучения иностранного языка и не только Ментальные карты примеры по английскому

Их называют по-разному: интеллект-карты, карты ума, ментальные карты, карты памяти, Mind Map и т. д. В своей жизни, особенно в детстве, Вы уже возможно составляли их - в центр листочка помещали какое-то слово или рисунок, от которого в разные стороны шли ответвления, которые пояснялись ключевыми словами или обозначениями. В этой статье я предложу Вам необычный, но очень эффективный способ изучения английского.

Что же такое Mind Map?

Грубо говоря, карта памяти (Mind Map) - это центральный образ и основные темы, связанные с ним, расходящиеся от него в виде ветвей.


Впервые я узнала о технике Mind mapping из замечательной книги Тони Бюзена «Супермышление».

Оказывается, каждый бит информации, который поступает из внешнего мира в наш мозг (ощущение, воспоминание, мысль и т д) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, тысячи и даже миллионы ассоциаций!

Получается, что карты памяти (Mind Map) - это естественный продукт деятельности нашего мозга.
Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности.

И я подумала: почему бы не использовать карты памяти в изучении английского?
Я порылась в Интернете и литературе, и оказалось, что так подумала не только я. Множество людей применяют технику Mind Mapping для овладевания английской грамматикой, запоминания английских слов, составления плана занятий и т. д.

Вы можете применять эту технику, если занимаетесь изучением английского самостоятельно или в группе, или на занятиях с учениками, если Вы преподаватель.

Кстати, в рамках международного проекта «Креативное личностностно ориентированное обучение английскому языку » (Creative Learner Centred Teaching Programmes for International Teacher Trainings and Networking) в г. Ярославле проходил тренинг для преподавателей английского языка по использованию карт памяти на занятиях.

Примеры применения


Ознакомившись с техникой построения Mind Map более подробно, Вы найдете еще уйму способов, как применить Mind Map в изучении английского. Это может быть и подготовка к экзаменам, составление плана сочинения или эссе, выявление своих слабых мест в грамматике, и многое другое.
Лично я, например, при помощи карт памяти составляю структуру учебных пособий, по которым занимаюсь - это помогает мне быстро найти интересующую меня информацию.

Как составлять

Рисовать карты памяти нужно на листе формата А4 или А3 при помощи фломастеров, цветных ручек и карандашей и своей фантазии!

Принципы рисования очень просты:

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Это основные идеи рисования карт памяти. Можно конечно воспользоваться специальными программами для составления Mind Map, такими как MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMapper и др, но я рекомендую составлять карты памяти именно руками - это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Дополнительная информация

Более подробно о составлении карт памяти можно прочитать в книге Тони Бьюзена «Супермышление» («

// 2 Comments

Ителлект-карты (Mind maps) являются прекрасным способом помочь нам визуализировать грамматику и словарную структуру. Предлагаем вам интеллект-карту по прошедшим временам, которая поможет вам разобраться в этой теме и научиться правильно использовать времена группы Past.

Mind map — Past Tenses (карта увеличивается по клику)

(Полный размер можно скачать )

Past Simple Tense – Прошедшее простое время

Google shortcode

Большинство изучающих английский знают, как правильно использовать это время, а именно — для описания законченных действий и состояний (Подробно мы рассматривали это время в ). Мы обычно знаем, когда произошло действие – либо это указано в предложении, либо мы догадываемся по ситуации.

  • Законченные действия
    — I did all the lessons yesterday – Я сделала все уроки вчера
  • Привычные действия в прошлом
    — In my childhood I was interested in collecting stamps – В детстве я интересовался коллекционированием марок.
  • Действия, следующие друг за другом
    — I returned home, changed my clothes, had dinner and watched TV – Я вернулся домой, переоделся, пообедал и посмотрел телевизор.

На что нужно обратить внимание в этом времени, так это на произношение окончания –ed, при помощи которого образуется прошедшее время правильных глаголов (например, kicked /t/, decided /id/ played /d/), а также выучить неправильные глаголы, которых не так уж и мало (go – went, buy – bought, tell – told) (Список неправильных глаголов вы можете найти ).

Past Continuous Tense – Прошедшее Продолженное время

Форма прошедшего продолженного времени может иногда запутать изучающих английский язык (Подробно об этом времени читайте ). Мы используем это время в следующих случаях:

  • Действие продолжалось в указанное время в прошлом
    — I was cooking dinner at 12 o’clock yesterday – Вчера в 12 часов я готовила обед
  • Несколько действий продолжались параллельно в одно и то же время
    — He was sleeping while I was doing my homework – Он спал, пока я делал домашнее задание.
  • Вводная информация
    — He was trying to call you but there was no reception in the area – Он пытался тебе позвонить, но в том районе не брал телефон
  • Продолжающееся действие в прошлом, прерванное другим действием, выраженным простым прошедшим временем
    — I was watching television when the phone rang – Я смотрел телевизор, когда зазвонил телефон.

Мы часто используем обстоятельства времени, такие как “while ”, “when ” и “as ” в прошедшем продолженном времени, которые означают что «что-то происходило в то время, как происходило сто-то еще ».

  • While/when they were checking the test-sheets they discussing some educational questions. – Пока они проверяли контрольные работы, они обсуждали некоторые вопросы образования.
  • НО если вы имеете в виду «сразу, как что-то произошло, или сразу, как кто-то что-то узнал », используется только “when с прошедшим простым временем (Past Simple) .
    — He got angry when learnt about his son’s behavior – Когда он узнал о поведении своего сына, он рассердился.

Past Simple или Past Continuous?

Иногда для описания ситуации мы можем использовать любое из этих времен. Простое прошедшее время предполагает отдельное, законченное действие , в то время как Прошедшее Продолженное время делает акцент на продолжительность действия .

  • We discussed each item separately and then made a decision – Мы обсудили каждый вопрос по отдельности и затем приняли решение.
  • We were discussing each item separately for two hours and then made a decision – Мы обсуждали каждый вопрос в течение двух часов и затем приняли решение.

Past Perfect Tense – Прошедшее Совершенное время

  • Прошедшее Совершенное время (Past Perfect) используется преимущественно в письменной речи, в разговорной — реже. Оно употребляется, когда у вас есть два прошедших, законченных действия, и вы желаете сделать ударение на то, что одно событие произошло раньше другого в прошлом. То действие, которое произошло первым, будет выражено в Прошедшим Совершенным временем. Сравните два примера, указанные ниже, которые описывают одну и ту же ситуацию:
    1. We came to the theatre at 19:15. The performance began at 19:00. (оба глагола в простом прошедшем времени)
    2. When we came to the theatre the performance had begun (первое по времени действие выражено Past Perfect)

    В первом примере два действия существуют отдельно друг от друга, а во втором примере между ними есть сильная связь. Прошедшее совершенное время указывает на то, какое время произошло первым.

  • Прошедшее совершенное время часто используется с глаголами, передающими работу нашего мозга — know (знать), realize (осознавать), remember (помнить), be sure (быть уверенным), think (думать).
    • When I approached the office I worked at I realized that I had not put on the scarf – когда я подошел к офису, в котором я работал, я понял, что забыл надеть шарф.
    • He was sure that Mary had invited his friend to the party, but asked just in case she hadn’t – Он был уверен, что Мэри пригласила его друга на вечеринку, но спросил на случай, если нет.
  • Обстоятельства времени, которые часто используются в Прошедшем Совершенном времени, — это just, after, once, by, already, never и meanwhile. Слово still часто используется в отрицательном предложении.
    • She had just set to work when somebody knocked the door – Он только сел за работу, когда кто-то постучал в дверь.
    • It was midnight and I still hadn’t completed my work. – Была полночь, а я все еще не окончил свою работу.
    • Everything had been sold out by 4 o’clock. – К 4 часам все было продано.

Подробно о Past Perfect Tense читайте .

USED TO / WOULD + INFINITIVE

  • Used to описывает действия, которые были привычными или повторялись в прошлом, но сейчас уже не выполняются (подробнее смотрите ).
    — I used to drink much vodka three years ago – Я пил много водки три года назад (но сейчас не пью)
    — With his girlfriend John used to go to restaurants every Saturday – Со своей девушкой Джон обычно ходил в ресторан каждую субботу.
  • Used to описывает состояние или положение дел в прошлом, которое изменилось.
    — I used to have much money but now I own nothing – У меня раньше было много денег, а сейчас я ничего не имею.
    — I used to be a motorman, but now I am an engineer – Раньше я был мотористом, а сейчас я механик.
  • В отрицательном и вопросительном предложениях used to меняется на use to :
    — You didn’t use to cook soup – Ты обычно не готовила суп.
    — Did he use to go to sleep late? – Раньше он ложился спать поздно?

Would + infinitive используется также как и used to, но эта конструкция просто описывает повторяющиеся действия в прошлом, а НЕ состояние или положение человека. Она немного более формальна.
— Before they opened an underground station in our area, it would take me two hours to get to my office. До того, как в нашем районе была открыта станция метро, у меня, бывало, уходило по 2 часа на дорогу до офиса.

Present Perfect Tense — Настоящее Совершенное Время

На нашей интеллект-карте вы также видите время Present Perfect – Настоящее совершенное. Хоть оно и относится к группе Present, но обозначает действие, произошедшее в прошлом. В нашем посте « » мы довольно подробно рассматривали употребление Present Perfect и его отличие от Past Simple.

Если вы и в самом деле хотите лучше понять, как правильно использовать эти времена, вам нужно видеть их в контексте. Чтение текстов на английском языке — лучший способ почувствовать, как их нужно употреблять. Поэтому читайте как можно больше – неважно, что именно – и мы уверены, использование времен будет для вас так же просто, как дважды два — четыре.

Недавно я начала активно использовать ментальные карты в моих занятиях языками. Меня удивил этот способ своей близостью тому, как мы в принципе думаем. Мы же не мыслим линейно (я нет:), а вести записи нас всегда учили именно так, сверху вниз и по полочкам.

Теперь у меня нет языковой тетрадки, зато есть языковой альбом ! Я рисую карты, фигурки, и радуюсь появившемуся размаху и свободе.

Грамматика

Ментальные карты отлично подходят для осознанной работы с грамматикой. Они помогают с одной стороны все разложить по полочкам, с другой — обобщить имеющиеся знания с систему.

  1. Во-первых , карты стоит использовать при изучении отдельной грамматической темы. Обычно она включается в себя форму и случаи ее употребления. Это особенно справедливо для изучения системы времен, поскольку почти у каждого есть несколько ситуаций использования.

Как пример, хочу взять английское время Present Continuous.

Однажды проработав тему вот таким образом, вы создадите для себя визуальное представление о том, насколько она объемная, а в последствии к ней легко можно будет вернуться и повторить забывшиеся моменты.

Я считаю, что карты лучше рисовать от руки. Здесь я даю образцы, созданные в программе MindMeister, чтобы все было легко разобрать. И конечно, это очень удобный инструмент. Однако я традиционно предпочитаю блокнот и ручку, когда занимаюсь сама.

Кроме того, очень полезно дополнять карты рисунками. Любыми образами, которые приходят к вам в голову при разборе темы.

  1. Во-вторых, это отличный инструмент для обобщения ваших знаний.

За пример опять возьму систему времен в английском. Известно, что на первых порах различать их помогают так называемые ключевые слова, т.е. ряд наречий, которые как правило употребляются только с конкретным временем.

Карта, иллюстрирующая эти слова, хороший помощник.

Слова

Ментальные карты — замечательная альтернатива традиционной записи слов. Думаю, что если ты любишь порядок в записях, новые слова ты записываешь в 2 или 3 колонки. У менее организованных личностей слова могут копиться на отдельных листах бумаги. А я предлагаю завести альбом или скетчбук! В нем мы будем рисовать карты слов, создавая между ними образные или логические связи.

Сначала про логику

  1. Самое очевидное применение ментальных карт — это для записи слов одной категории. Т.е. еда, одежда, животные, транспорт и т.д.
  1. Полезно группировать ключевые фразы на важные для вас темы.

А теперь образы

  1. Таким образом можно выписывать новые слова при чтении и прослушивании. В центр вы помещаете название источника, а вокруг как лучи солнца располагаете новые слова. Это можно делать по ходу чтения, а потом заглянуть в словарь и узнать перевод.

  1. И, наконец, процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, и это изобразить на карте.

Посмотрите мой пример на фото. Я взяла слова из списка и выделила одно (крепость), которое поставила в центр. Затем я просматриваю свой список и нахожу слова, которые в моем воображении связываются с крепостью, и рисую ответвления (часовня, свинопас и бархат). Потом нахожу то, что можно связать с этими тремя.

Чтение

Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует

  • вдумчивому чтению и анализу
  • запоминанию прочитанного
  • готовая карта — самый быстрый и удобный способ повторить материал

Это своеобразный конспект, который я бы рекомендовала попробовать ввести в рутину студентам и всем тем, кто не хочет проглатывать книги, а помнить прочитанное, чтобы при случае воспользоваться знаниями.

Вот отличный пример визуального конспекта

Карта из группы

Воздействие на подсознание - довольно популярный способ достичь чего либо без труда и особых усилий. Может быть поэтому возникло столько способов и рекомендаций, а также пособий и учебников. Ментальные карты – название достаточно условное. Этот способ запоминания любой информации получил широкое распространение под разными именами. Так, речь может идти о интеллект-картах, mind картах, картах воображения и так далее. От этого не меняется суть самого способа обучения, который проверен уже не одним десятком учеников.

Подобные карточки могут пригодиться не только для знакомства с английским языком – овладейте основным принципом – и смело используйте mind карты для того, чтобы лучше запоминать сюжеты любимых книг или кинофильмов, готовьтесь к торжественным публичным выступлениям и т.д. Эту технику можно и нужно взять на «вооружение» для дальнейшей жизни.

Речь идет о способе представить любую информацию визуально, отображая между несколькими понятиями конкретную связь. Иными словами, перед нами представляется схема, по центру которой находится слово или же термин, рисунок, смысловой центр. В разные стороны от этого смыслового ядра отходят главные ветви понятий и подветви - менее важные детали.
Для тех, у кого хорошее воображение, несложно представить, что в результате мы получаем нечто по типу корневой системы или паутины. В качестве способа рисования можно выбрать обычные листы бумаги или же компьютерную программу - это не принципиально. Тем не менее, если вспомнить «старые добрые» несколько секретов для запоминания английских слов , окажется, что лучше все делать вручную. Так усваивается больше информации за кратчайший срок. И она гарантированно запоминается вам надолго.

Составляем ментальную карточку: быстро и легко

Итак, приготовьте свои «очумелые ручки» - и смело приступайте к творческому знакомству с английским языком. Для выполнения поставленной задачи вам будут нужны один или несколько листов бумаги. Что касается формата, то здесь удобнее всего использовать А4, а то и А3. Но такие большие листочки не очень удобно носить с собой, ведь иногда возникает необходимость освежить что-то в памяти. Поэтому смело можно воспользоваться А5 – оптимальным форматом, который легко помещается даже в крохотную дамскую сумочку. Если же вы предпочитаете широкий размах, то А3 – это именно то, что вам нужно! Не забудьте взять с собой фломастеры и яркие маркеры, выделители. Пусть ваши «карточки воображения» будут действительно разноцветными и пестрыми. Основные моменты:

  • Листочек любого формата располагаем по горизонтали. В компьютере это вид форматирования страницы «альбомная». В центре будет ваше ядро – то есть, основное слово или образ.
  • Начинать необходимо с верхнего правого угла, где по часовой стрелке будут писаться ветки, разделы. Эти слова раскрывают центральную идею.
  • Веточки первого уровня «выпускают» из себя второй уровень – уточнения, дополнения.
  • По возможности необходимо писать все это максимально аккуратно, печатными буквами, используя для каждой ветки или подветки свой цвет, вид выделения.
  • Не нужно записывать целые предложения. Используйте только ключевые слова. Они будут «хлебными крошками», по которым вы сможете с разных сторон прийти к основному понятию или от него.

Кстати, если вы все же не хотите делать карточки самостоятельно, можно взять на вооружение специальные онлайн сервисы, такие, например, как Xmind. Они специально разработаны для создания карт воображения, так что все ваши усилия сведутся к минимуму. Так же в сети всегда можно найти уже готовые карточки. Но мы настаиваем, что для лучшего запоминания лучше все делать собственными силами, добывая «потом и кровью» каждую mind-карту.

Mind maps и английские слова

Отличный способ запомнить тематическое «облако слов» - это использовать данные карточки. Пусть в центре карты будет какая-то тема или ключевое понятие, от которого и отходят веточки. Если есть возможность, добавляйте наглядные картинки, обозначающие конкретные слова. К примеру, если речь идет о теме путешествий, можно рисовать чемоданы и автобусы, поезда и билеты и так далее. Принцип «одна карта для одного слова» также применим к запоминанию английских слов.

Если вы все еще путаете времена английского языка, самое время составить для них ментальные карты, которые помогут лучше разобраться в «причинно-следственных» связях того или иного времени. В этом случае обязательно делайте карты своими руками, так как это поможет запомнить логику образования предложений.
Также с помощью карт воображения можно запомнить, как образуются степени сравнения прилагательных, как строить вопросительные предложения и так далее. Словом, практически любые правила можно запомнить и представить в виде таких простых, понятых и очень полезных ментальных карточек.
В качестве приятного бонуса - возможность соединить учебу с творчеством, наслаждаясь процессом создания полезных подсказок. Творите и учитесь с удовольствием!