ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. Дз определения деятельность мотивы потребности деятельность Копирование не допускается

Вариант - 1

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание

5) движение 6) общение 7) отдых

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) движение 2) самоуважение 3) самореализация

4) самосохранение 5) общение 6) забота

3. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку.

Найдите в приведённом ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) изучение греческого языка 2) чтение книг о Греции 3) ценители греческой кухни

4) путешествие по Греции 5) покупка туристической путёвки 6) общение в Интернете

4.

1) получение высокого балла 2) чтение учебников, справочной литературы

3) поступление в вуз 4) проведение экзамена

5. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.

3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.

4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.

5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

6.

А) направленность на практически полезный результат

Б) формирование знаний и умений, развитие мышления

В) побудительный мотив деятельности заключается не в её результате, а в самом процессе деятельности

Г) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельности

Д) особенностью деятельности является условная ситуация

1) труд

2) игра

3) учёба

7. А) решение задач

Б) консультация учителя

В) одиннадцатиклассник

Д) учебники

1) субъект

2) цель

3) средство достижения цели

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Выберите верные суждения о потребностях и интересах человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности человека проявляются в мотивах его деятельности.

2) Интересы человека могут определяться его положением в социальной группе и обществе.

3) К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации.

4) Социальные потребности не могут господствовать над духовными потребностями.

5) Интересы носят только индивидуальный характер.

9. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.

2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.

3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.

5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.

6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.

10. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть ____ (А), что она всегда направлена на ____ (Б), что вначале –___ (В), потом - деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это ____(Г) и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой _____(Д)...

Всегда есть ____ (Е) несоответствия между тем, к чему стремишься, и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Деятельность людей и её многообразие, 10 класс

Вариант – 2

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат

2. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве

4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище

3. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии

3) изучение математики 4) получение профессии архитектора

5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии

4. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение учебников, справочной литературы 2) поступление в вуз

3) получение высокого балла 4) проведение экзамена

5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем общем образовании

5.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

6. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей

Б) направленность на практически полезный результат – различные блага

В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности

Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе

Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности

1) труд

2) игра

3) учёба

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) театральные декорации

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.

9. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.

1) духовно-практической

2) социально-преобразовательной

3) творческой

4) познавательной

5) прогностической

6) индивидуальной

10. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инстинктивные реакции на воздействие среды

2) использование предметов, данных природой

3) стремление понять окружающий мир

4) генетически обусловленные модели поведения

5) общение с помощью членораздельной речи

6) способность к целеполаганию

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Список слов:.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Деятельность людей и её многообразие, 10 класс

Вариант - 3

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

1) трудовая 2) инстинктивная 3) учебная 4) созидательная 5) творческая 6) кадровая

2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия 2) темперамент 3) особенности нервной системы

4) самооценка 5) опыт 6) особенности мировоззрения

3. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка.

Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поступление в университет 2) занятия в школе юного журналиста

3) получение профессии журналиста 4) написание статей

5) выбор профессии 6) изучение литературы, истории, русского языка

4. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) поступление в вуз

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

6. Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку

Б) направленность на достижение практически полезного результата

В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений

Г) процесс установления и развития контактов между людьми

Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией

1) общение

2) труд

3) учение

4) игра

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) решение задач

Б) консультация учителя

В) одиннадцатиклассник

Г) получение высокого балла на экзамене

Д) учебники

1) субъект

2) цель

3) средство достижения цели

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.

2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.

3) Потребности человека носят безграничный характер.

4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.

5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

9. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

10. Иван выполнял задание

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства и факторные доходы

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика

3

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.

1) сложность используемых форм; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей; 3) развлекательный характер; 4) ярко выраженная коммерческая направленность; 5) духовный аристократизм; 6) требование специальной подготовки для понимания

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2. Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3. В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4. Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

5

Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца

6

Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. описание наблюдаемых явлений

2. выдвижение и обоснование гипотез

3. объяснение существующих взаимосвязей

4. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

5. фиксация обобщений в виде законов

6. получение количественных данных об изучаемом объекте

7

Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.

2. В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.

3. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.

4. Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.

5. К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.

8

Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

9

Фирма Y – ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

2. издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры

3. издержки на выплату сдельной заработной платы работникам

4. арендная плата за помещение ателье

5. оплата потреблённой электроэнергии

6. страховые взносы

10

На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. увеличение стоимости материалов для обивки стульев

2. рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья

3. уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев

4. уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели

5. рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели

11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии

2. Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.

3. Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.

4. Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.

5. Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

12

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.

2. Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы

3. В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.

4. В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.

5. Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.

13

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.

2. Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей

3. Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности

4. К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.

5. Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.

1. свободное и добровольное участие граждан в выборах

5. зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей

6. возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

16

Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. проведение собраний и митингов

2. обращение в государственные органы

3. уплата законно установленных налогов и сборов

4. защита Отечества

5. участие в управлении делами государства через своих представителей

17

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2. Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим

3. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4. Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5. Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

18

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Акционерное общество «Сладкое очарование» изготавливает кондитерские изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой

2. обязательное заключение трудового договора с работниками

3. обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину

4. распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием

5. несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг

6. выплата собственникам дивидендов по итогам года

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. деятельность

2. интеллектуальные

3. обязанность

4. повседневные

5. ответственность

6. социализация

7. личность

8. стремление

9. общение

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К.Х. Брайер)

Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

Показать ответ

1. Ответ на вопрос: Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности.

2. Сезонная безработица затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве.

3. Фрикционная экономика неизбежна, так как даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Показать ответ

1. Неполная занятость - это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

2. Предположения:

Работник может соглашаться на неполную занятость из-за узкого рынка рабочей силы в том регионе, где он живет.

Работник может соглашаться на неполную занятость из-за необходимости совмещать работу с учебой, воспитанием детей, заботой о больных родственниках и тд.

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.

Показать ответ

1. Объяснение: Структурные безработные имеют профессию и квалификацию, которые не соответствуют современным требованиям не могут найти другую работу до тех пор, пока не пройдут переквалификацию.

2. Меры по предотвращению дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности:

Предоставление государством льгот в налогообложении для работодателей при приеме на работу инвалидов.

Формирование антидискриминационного законодательства, перенос бремени доказывания присутствия или отсутствия дискриминации при устройстве на работу на работодателя.

Введение квот рабочих мест для женщин, пожилых, инвалидов.

Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.

Показать ответ

1. Ответ на вопрос: Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Отсутствие работы приводит к проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

2. Предположения:

Безработица мобилизует человека на поиск свободных трудовых вакансий по имеющейся профессии и в смежных сферах.

Человек, оставшийся без работы, активно пополняет свои знания о правовом статусе безработного и полагающихся безработным льготах и государственной поддержке.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.

Показать ответ

Искусство - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.

Искусство расчленяется на следующие виды: литературу, кино, театр, танец (хореографию), цирковое искусство, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство.

Воспитательная функция искусства заключается в формировании у людей норм и идеалов свободы, истины, добра, справедливости и красоты.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работодателя, закреплённые в Трудовом кодексе РФ.

Показать ответ

1. Работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

Пример: Директор магазина обуви в соответствии с трудовым договором предоставил гражданке Ивановой должность продавца-консультанта.

2. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Пример: Директор магазина обуви ежемесячно выплачивает гражданке Ивановой заработную плату в соответствии с трудовым договором.

3. Работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Пример: Директор магазина обуви предоставил гражданке Ивановой рабочее место в торговом зале, оборудованное кассовым аппаратом и необходимой мебелью.

В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте. Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них

Показать ответ

1. Ответ на вопрос: консервативная партия.

2. Факт: партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида.

3. Два типа партий по идеологической принадлежности: социал-демократическая, либеральная.

4. Социал-демократическая партия преимущественно защищает интересы наемных рабочих и выступает за равенство людей в правах и примерное равенство в доходах, которое обеспечивается вмешательством государства в экономику.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Типы семей

I. Семья - важнейший социальный институт.

II. Функции семьи

III. Типы семей по родственной структуре

1. Нуклеарная семья

2. Расширенная семья

IV. Типы семей по распределению ролей

1. Традиционная семья

2. Эгалитарная семья

V. Типы семей по характеру воспитания детей

2. Демократическая семья

VI. Типы семей по количеству детей

1. Бездетная

2. Малодетная

3. Многодетная

VII. Типы семей по распределению трудовых обязанностей

1. Традиционная семья

2. Партнерская семья

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин)

29.2. Экономика «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер)

29.3. Социология, социальная психология «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В.В. Путин)

29.4. Политология «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин)

29.5. Правоведение «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)

Вариант № 3958677

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают формы политического участия граждан.

2) регистрация юридического лица

3) уплата налогов

4) обращение в органы государственной власти

5) референдум

6) членство в политической партии

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Реформа как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

2) Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

3) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.

4) Общество является динамичной системой.

5) Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

Какие из пе­ре­чис­лен­ных си­ту­а­ций сви­де­тель­ству­ют о раз­ви­тии пост­ин­ду­стри­аль­но­го общества? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Жители по­сел­ка об­ра­ти­лись к главе ад­ми­ни­стра­ции с прось­бой ор­га­ни­зо­вать центр от­кры­то­го до­сту­па в Интернет.

2) В го­ро­де от­крыл­ся тех­ни­че­ский университет.

3) Рабочие за­во­да вы­сту­пи­ли с тре­бо­ва­ни­ем вве­де­ния вось­ми­ча­со­во­го ра­бо­че­го дня.

4) Работница ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та по­лу­чи­ла от­пуск по уходу за ребенком.

5) В рес­пуб­ли­ке про­шли вы­бо­ры де­пу­та­тов рес­пуб­ли­кан­ско­го парламента.

6) В стра­не раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся язык программирования, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ный для ученых.

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке фак­то­ры ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) осво­е­ние це­лин­ных и за­леж­ных земель

2) по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции работников

3) внед­ре­ние новых технологий

4) уве­ли­че­ние капиталовложений

5) при­вле­че­ние до­пол­ни­тель­ной ра­бо­чей силы

6) ра­ци­о­наль­ное рас­пре­де­ле­ние ресурсов

Ответ:

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве; в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) господство государственной собственности на средства производства

2) зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

3) необходимость решения проблемы ограниченности ресурсов

4) отсутствие конкуренции производителей

5) директивное ценообразование

6) наличие трудового законодательства

Ответ:

Ответ:

Выберите верные суждения о видах социальных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции.

Ответ:

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы.

3) В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.

4) В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.

5) Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.

Ответ:

В го­су­дар­стве Z власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство Z вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) уни­тар­ное государство

2) фе­де­ра­тив­ное государство

3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия

4) де­мо­кра­ти­че­ское государство

5) аб­со­лют­ная монархия

6) пре­зи­дент­ская республика

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми органами, ко­то­рые их осуществляют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Гражданка Рос­сии Д. ре­ши­ла выдвинуть свою кан­ди­да­ту­ру в ка­че­стве кандидата на пост Пре­зи­ден­та РФ. Однако, озна­ко­мив­шись с ее документами, из­би­ра­тель­ная комиссия от­ка­за­ла ей в регистрации. Най­ди­те в при­ве­ден­ном списке воз­мож­ные причины отказа.

1) гражданке Д. не­дав­но исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. не яв­ля­ет­ся гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Д. яв­ля­ет­ся атеисткой

4) гражданка Д. на тер­ри­то­рии РФ по­сто­ян­но проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет выс­ше­го образования

Ответ:

1) постоянно проживающие за пределами РФ

2) несовершеннолетние

3) недееспособные

5) не имеющие постоянного места жительства

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке юри­ди­че­ские факты, ко­то­рые яв­ля­ют­ся событиями. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния были раз­ру­ше­ны де­сят­ки домов.

2) Граж­да­нин К. перешёл до­ро­гу в не­по­ло­жен­ном месте.

3) В ре­зуль­та­те па­де­ния де­ре­ва повреждён кузов машины.

4) По до­сти­же­нии 14 лет под­ро­сток имеет право на по­лу­че­ние паспорта.

5) Су­пру­ги В. ку­пи­ли за­го­род­ный дом в кредит.

6) Граж­да­нин У. подал до­ку­мен­ты на вступ­ле­ние в наследство.

Ответ:

Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

A) гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их один раз, а затем обнаружил, что несколько швов на брюках разошлись

B) гражданка начала использовать приобретённый фен, но аппарат сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не растворимый кофе, как написано на этикетке, а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой, вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ

1) право на информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Кротова устроилась в кафе на должность помощника повара. В каких случаях для Кротовой НЕ может быть установлен испытательный срок при приёме на работу? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Кротова устраивается на работу по специальности впервые после окончания учреждения среднего профессионального образования.

2) Кротова обучается в высшем учебном заведении.

3) Кротова является несовершеннолетней.

4) Кротова является инвалидом 3-й группы.

5) У Кротовой есть ребёнок в возрасте 1 года.

6) Кротова была принята на временную работу на срок 3 месяца.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Далеко не все­гда по­ве­де­ние людей со­от­вет­ству­ет со­ци­аль­ным ___ (А). По­ве­де­ние ин­ди­ви­да в группе, не со­от­вет­ству­ю­щее ожиданиям, мо­раль­ным и пра­во­вым тре­бо­ва­ни­ям общества, на­зы­ва­ет­ся ___ (Б).

Негативная дез­ор­га­ни­за­ция на уров­не лич­но­сти про­яв­ля­ет­ся в ___ (В) и иных правонарушениях, в амо­раль­ных поступках. На уров­не малых со­ци­аль­ных групп в де­фор­ма­ци­ях ___ (Г) людей (раздоры, скан­да­лы и т. д.). В де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных и об­ще­ствен­ных ___ (Д) дез­ор­га­ни­за­ция про­яв­ля­ет­ся в бюрократизме, ___ (Е), во­ло­ки­те и дру­гих бо­лез­нен­ных явлениях».

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Какие два базовых приоритета, соединённых Конституцией, упоминаются автором? Какой раздел Основного Закона, по мнению автора, должен оставаться незыблемым? Укажите название и номер соответствующей главы Конституции.


(В. В. Путин )

Автор обосновывает возможность корректировки норм Основного Закона. Укажите изменение, о планах внесения которого в Конституцию говорит автор. Опираясь на текст отрывка, перечислите не менее трёх обоснований необходимости предлагаемых изменений. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «закон».


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституция соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, - подчеркнув их взаимную обязанность - уважать и защищать друг друга. Убеждён, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного Закона незыблемы.

При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершённый, мёртвый. Точечные коррективы других глав Основного Закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой - необходимы. Так, вы знаете, предлагается внести поправки в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный суд и Высший Арбитражный суд. Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же. В итоге возникает правовая неопределённость, а порой и несправедливость, которая отражается на людях. Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом.

Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно...

Повторю, считаю важнейшей задачей... развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

(В. В. Путин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие проблемы, существующие в системе местного самоуправления, упоминает автор? Укажите не менее двух проблем. Опираясь на обществоведческие знания, приведите не менее трёх примеров вопросов, находящихся, в соответствии с Конституцией РФ, в компетенции органов местного самоуправления.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституция соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, - подчеркнув их взаимную обязанность - уважать и защищать друг друга. Убеждён, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного Закона незыблемы.

При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершённый, мёртвый. Точечные коррективы других глав Основного Закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой - необходимы. Так, вы знаете, предлагается внести поправки в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный суд и Высший Арбитражный суд. Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же. В итоге возникает правовая неопределённость, а порой и несправедливость, которая отражается на людях. Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом.

Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно...

Повторю, считаю важнейшей задачей... развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершённый, мёртвый. Точечные коррективы других глав Основного Закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой - необходимы. Так, вы знаете, предлагается внести поправки в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный суд и Высший Арбитражный суд. Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же. В итоге возникает правовая неопределённость, а порой и несправедливость, которая отражается на людях. Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом.

Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно...

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее, во взаимодействии общества и природы». (Л.B. Жаров)

29.2 Экономика: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам». (С. Джобс)

29.3 Социология, социальная психология: «...акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днём физического появления человека на свет». (Э. Ильенков)

29.4 Политология: «Хорошая конституция бесконечно лучше, чем самый лучший деспот». (Т. Маколей)

29.5 Правоведение: «Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». (Л. Анспахер)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



618. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) игра ;2) общение ;3) деятельность ;4) труд ;5) познание .

619. Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

1) бережно относиться к имуществу работодателя ,2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме ,3) трудиться в условиях , отвечающих требованиям безопасности и гигиены ,4) добросовестно исполнять свои трудовые функции ,5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда ,6) заключать трудовой договор .

620. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры , под которыми они указаны.
621. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
622. Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры , под которыми они указаны. 623. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

624. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (В) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях. Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3)

625. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) взгляды ;2) идеалы ;3) представления ;4) мировоззрение ;5) ценностные установки .

626. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность ; 2) пробуждение фантазии и воображения ;3) достоверность и проверяемость результатов ;4) нацеленность на получение объективной истины ;5) эмоциональность восприятия ; 6) наглядность .

628. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 629. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны. 630. В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны. 631. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Некоторые современные российские компании занимаются благотворительной деятельностью. (Б) Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. (В) Фонд общественного мнения провёл опрос об отношении россиян к корпоративной благотворительности. (Г) 87% россиян относятся к корпоративной благотворительности положительно. (Д) Можно предположить, что это объясняется давними историческими традициями российской благотворительности. Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений

632. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .

Суждение , восприятие , ощущение , умозаключение , познание.

633. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .

Социология , история , математика , наука , политология .

634. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

Убеждения , личность , характер , интересы , духовные потребности .

635. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .

Труд , учение , общение , игра , деятельность .

636. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание .

Научный эксперимент , наблюдение , научное познание , анализ данных , установление закономерностей .

637. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

Познание , эксперимент , народная мудрость , здравый смысл , мифология .

638. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

Потребность , мировоззрение , сила воли , интересы , личность .

639. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

Житейский опыт , научное исследование , познание мира , наблюдение , здравый смысл .

640. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .

Народность , нация , этнос , племя , род .

641. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

Идеалы , личность , сила воли , интересы , социальные потребности .

643. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

Семья , школа , политическая партия , трудовой коллектив , агент социализации .

644. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.
645. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общение –– это взаимные __________(А), деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными __________(Б). В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление __________(В) между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию __________(Г). Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: это совместный __________(Д), учение, коллективная игра. В общении можно увидеть проявления общей __________(Е) человека, его характера».
646. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры , под которыми они указаны. 647. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры , под которыми они указаны. 648. Установите соответствие между характеристиками и методами научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 649. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. 650. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. 651. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Мотив–– это то, что побуждает к __________(А), ради удовлетворения чего она осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходима для существования __________(Б), социальной группы, общества в целом. __________(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностью человека к обществу, участием человека в трудовой деятельности, в __________(Г) с другими людьми, называют __________(Д). Потребности в познании человеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относят к __________(Е)». 652. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры , под которыми они указаны. 653. В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны. 654. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры , под которыми они указаны. 655. Информационные технологии являются важнейшим фактором производства в стране Z. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны. 656. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры , под которыми они указаны. 657. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры , под которыми они указаны. 658. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех __________(А) и подсистем. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса–– такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование __________(Б). Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его __________(Г) во всех сферах. Так, проведение __________(Д) в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры. Основными типами социальных связей выступают причинно-следственные и __________(Е)». 659. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры , под которыми они указаны.

660. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Познание

661. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Наука как вид __________(А) включает в себя особую __________(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится __________(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Существует две модели развития знания. Согласно __________(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно__________(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин "наука" употребляется также для обозначения совокупности __________(Е), изучающих различные объекты действительности».
662. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны. 663. Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

664. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

1) движение ;2) изменение ;3) переход от менее совершенного к более совершенному ;4) успешность развития ;5) упадок ;6) деградация .

667. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие специфику социальной природы человека». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры , под которыми указаны эти признаки. 668. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является __________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: __________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми __________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом __________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется __________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт __________(Е) за свой выбор». 669. Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры , под которыми они указаны. 670. Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) труд
2) игра
3) общение
4) учение
671. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры , под которыми они указаны.

672. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.

1) сложность используемых форм ; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей ;3) развлекательный характер ;4) ярко выраженная коммерческая направленность ;5) духовный аристократизм ; 6) требование специальной подготовки для понимания .

673. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков. «Обобщение знаний человека о других людях является главным источником его отношения к себе как __________(А). Ребёнок начинает отделять в своём сознании себя от __________(Б) довольно рано. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребёнка образовалось обобщённое __________(В) к себе, которое предполагает не только __________(Г) знаний о себе самом, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем понимание собственного "Я", и заключаются в __________(Д) о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе их обобщения формируется __________(Е) в собственном смысле этого слова».
674. Учёные страны Z обобщили результаты исследования в области мотивации учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом списке применённые учёными методы, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры , под которыми они указаны.

675. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .

Взгляды , мировоззрение , представление , идеал , принцип .

677. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в продолжении рода, пище, воздухе для дыхания, отдыхе.
2) Человека и других живых существ объединяет возможность осуществлять преобразовательную деятельность.
3) Одна из особенностей человека–– умение с помощью простых орудий создавать сложные орудия труда.
4) Возможность приспосабливаться к изменяющимся природным условиям–– черта отличия человека от других живых существ.
5) К социальным потребностям человека относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.

678. Ниже приведён перечень методов познания. Все они, за исключением двух, относятся к теоретическому уровню научного познания.

1) обобщение результатов исследования ;2) описание изучаемого объекта ;3) выдвижение гипотезы ;4) проведение эксперимента ;5) построение системы аргументов ;6) разработка концепции .

679. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .

Мировоззрение , идеалы , взгляды , оценки , установки .

681. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца. 682. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 683. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры , под которыми они указаны. 684. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры , под которыми они указаны. 685. Выберите верные суждения о различных формах (областях) духовной культуры и запишите цифры , под которыми они указаны. 686. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

688. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) утрата способности к выполнению некоторых важных функций ;2) изменение ;3) переход от менее совершенного к более совершен