Диктант бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения

Каждый учащийся мечтает грамотно и без ошибок писать контрольные задания по русскому языку. К сожалению, врожденная грамотность - удел не многих, точнее даже единиц. Остальным приходится в поте лица добывать такие необходимые знания. Одним из способов оценки уровня знаний учащихся служит написание проверочных диктантов.

Тема №1: Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзные сложные предложение - это предложения, части которых имеют смысловую и интонационную связь. Бессоюзные сложные предложения бывают:

  • Однородного состава, которые имеют похожие части;

Дерево закачалось, с нее улетели птицы

  • Неоднородного состава, с частями разного типа;

Мой совет такой: делай то, что хочешь.

Скачать диктант

Тема №2: Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённые предложения - это предложения, части которого неравноправны, а также связаны с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Главное предложение - это часть, которая подчиняет себе придаточную - зависимую часть.

От главного придаточные предложения отделяются запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, его следует выделять запятыми с двух сторон.

Вода казалась шелковой и, когда набегал ветерок, слегка походила рябью.

Скачать диктант

Тема №3: Сложносочиненное предложение

Сложносочиненные предложения - это предложения, в которых простые предложения имеют равноправную смысловую нагрузку и связаны между собой сочинительными союзами. Сложносочиненные предложения бывают:

  • С соединительными союзами, такими, как и, тоже, так и ;

Я любил бродить по городу, выполняя дела, так и бесцельно

  • С разделительными союзами, такими, как то, или, либо ;

Если мой друг пригласит меня на вечеринку, то мои родители не разрешат мне туда пойти

  • С противительными союзами, такими, как а, но, однако;

Я сижу на диете, однако я очень хочу торт

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ОГЭ

В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала:

Камышова Юлия Минияровна

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ ОСОШ с. Михайловка

Приморского края

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

Задачи:

Проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

Наступление на тайгу

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение - и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники - полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1 вариант

1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость». .

2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе -ЕНН- пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , управление

5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.

6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением.

7) Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

2 вариант

1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .

3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « снежной пылью » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

ОТВЕТЫ

1 ВАРИАНТ

Прибрежной

Утренний

Наклонились

Полосе у берега

Строители расположились

2,4

2 ВАРИАНТ

Расчищать

Подломленные

Большим, огромным

Пылью из снега

Почувствовалось присутствие

10,12,13

1. На улице завывала метель, мокрый снег налипал на оконные стекла. 2. Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. (Чех.)3. Прошла осень, за ней пришла зима. (Чех.) 4. На рассвете выл фабричный гудок, сын и Андрей наскоро пили чай, закусывали и уходили, оставляя матери десяток поручений. (М. Г.) 5. Дождь прошел стороной, опять показался месяц, и вскоре на картофельном поле закипела работа. (Печ.) 6. Проходило восемь минут. Звенел звонок, свистел паровоз, и сияющий поезд отходил от станции. (Купр.) 7. Елка стояла в лесу, ее грело солнце, над ней пели птицы, дятел постукивал о ее кору, а зимой она спала под мягким снегом. (Эмд.) 8. Биться в одиночку - жизни не перевернуть. (И. О.) 9. Здесь тучи смиренно идут подо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. (П.) 10. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря. (П.) 11. Черкесы в поле, нет надзора, в пустом ауле все молчит. (П.) (142 слова.)

а) 1. Замелькали суетно шапки, фуражки (…), защелкали прощальные поцелуи. (Фурм.) 2. Третий звонок… Засвистели свистки соловьями, загудели сычами гудки, зафыркала трудно паровозная глотка, зачадила, задышала, лязгнули колеса по мерзлым рельсам, хрустнули на съеме, треснули вагоны, снялись со стоянки, покатились… (Фурм.) 3. Деревня высыпала целиком посмотреть на него (Чапаева), мужички вступали в разговоры, бабы охали и шептались, мальчишки долго-долго кричали и бежали за санями. (Фурм.) 4. Бузулук был под ударом; неприятельские разъезды показывались всего в нескольких десятках верст от города. (Фурм.) 5. Из центра то и дело поступали приказы и распоряжения; с мест тоже приходили разные сведения и запросы, шли бесконечные собеседования по телефону, по прямому проводу. (Фурм.)

б) 1. Толпа дрогнула, сидевшие встали, на минуту все замерло, насторожилось, и много лиц побледнело. 2. Наступал вечер, шел дождь, с севера порывисто дул ветер. 3. Небо тяжело и мрачно, с него неустанно сыпались еле видные глазом капельки дождя. 4. По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли. (143 слова.)

М. Горький.

1. Все четверо выходят вместе; Руслан уныньем как убит; мысль о потерянной невесте его терзает и мертвит. Садятся на коней ретивых; вдоль берегов Днепра счастливых летят в клубящейся пыли; уже скрываются вдали; уж всадников не видно боле. 2. Выога злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят; вот уж он далече скачет; лишь глаза во мгле горят; кони снова понеслися; колокольчик дин-дин-дин. 3. Коням, барин тяжело; выога мне слипает очи; все дороги занесло. 4. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. 5. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов; звучно с лодок раздаются песни дружные гребцов; в царском доме пир веселый; речь гостей хмельна, шумна. 6. Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. 7. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой. 8. Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой. (149 слов.)

А. Пушкин.

1. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно. 2. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 3. В избах и по дворам было пусто: все ушли на огороды копать картошку. 4. Потом с юга затемнело, далеко проговорил что-то свое грозное гром, небо передернуло зловещим пламенем. 5. Жара убывала, дело шло к осени. 6. Они (берега реки) были готовы к зиме: листья давно осыпались, трава полегла, ботва почернела, а над избами прибрежных деревень курился белый дымок - всюду уже топили печи. (78 слов.)

К. Паустовский.

1. Серповидно изогнутое шило обманывало расчет неопытных пальцев: оно то выныривало очень далеко от строчки, то скрывалось, не прихватывая краев. (Никул.) 2. Вернувшийся дед мало походил на орла: руки у него были опущены, а взгляд хоть и сердитый, но усталый. (Никул.) 3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (Пришв.) 4. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу - везде лежат люди. (Леек.) 5. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. (Гог.) 6. Девушка наклонилась к рупору переговорной трубки и отдала в машинный зал первую команду. Земснаряд наполнился ровным басовитым гудением: это заработал насос. (…) 7. Степан Ильич (начальник земснаряда) кивнул девушке: вода пошла, трубы прочищены, теперь можно запускать фрезу. 8. В трубах зашуршал песок, защелкали мелкие колесики. (Мус.) 9. Воздух в лесу был свежий, с запахом сосновой смолы,- хотелось дышать глубоко, полной грудью. (132 слова.)

а) 1. Вот гостя важного встречает рой пчелиный - ему и место и почет раскрыты перед ним ячейки сочных сот, в них - сладкий дар садов, душистый дар долины. 2. Среди лесных певцов подъем и оживленье: окрестные леса вручают юбиляру адреса. 3. Счастливый юбиляр растроган и польщен - не зря в своих кустах свистел и щелкал он… 4. Проснулся Лев, услышав пьяный крик: наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался. 5. Иван Иваныча как будто подменили: кого не узнавал - теперь он узнает, кого не принимал - тех в гости сам зовет. 6. И порешили судьи тут: дать Волку выговор и не лишать свободы, раз изменился нрав у всей его породы.

С. Михалков.

б) 1. Две бочки ехали: одна с вином, другая - пустая. 2. Внимало все тогда любимцу и певцу Авроры: затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада. 3. Дуб держится- к земле тростиночка припала. (133 слова.)

И. Крылов.

1. Кoль до когтей у них дойдет, то, верно, льву не быть живому: сильнее кошки зверя нет. (Кр.) 2. Шалун какой-то тень свою хотел поймать: он к ней, она вперед; он шагу прибавлять, она туда ж; он, наконец, бежать: но чем он прытче, тем и тень скорей бежала. (Кр.) 3. Паровоз прогудел протяжно и низко, вагоны громыхнули сцепами, и поезд тронулся. (Лас.) 4. Все стало ясно: значит, лодку унесло ветром, а в ней и нашего злополучного спутника. 5. Солнце сверкает на серебристых крыльях планеров, алые знамена ярко выделяются на фоне голубого неба. (…) Заиграла музыка - и на поле стадиона выбежали ребята в старинных русских костюмах. 6. Тоня родилась в героический год первой пятилетки, Павел был двумя годами старше ее. (Пост.) 7. Несколько мелких капель, упавших сверху, заставили меня остановиться: начал накрапывать дождь, (Арс.) (120 слов.)

1. За одну ночь все кругом совсем изменилось: лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие зимние облака ползли над самой землей и только не цеплялись за верхушки елей и пихт. (М.-С.), 2. Наши ученые интересовались воздухоплаванием: с помощью воздушного шара можно было делать научные наблюдения высоко над землей. (Маз.) 3. Аэродром вертолету не нужен: поднимается он прямо, без разбега, и может неподвижно «висеть» в воздухе; садится тоже на любую, самую маленькую площадку. (Маз.) 4. Подруги работали молча. В школе было тихо. Сияли стекла дверей и шкафов, светились чисто вымытые бревенчатые стены. (Пост.) 5. Путник идет и дивится: куда же это я забрел? (Пост.) 6. Старик оглянулся назад, за свою избушку; за ней уходило ржавое болото, чуть тронутое кустиками и жесткой болотной травой. С небольшими перерывами это болото тянулось верст на пятьдесят и отделяло избушку от всего живого мира. (М.-С.) (128 слов.)

1. Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, убралась с поляны лисица, оставив на снегу хитро запутанный след. (Пол.) 2. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались. (Пол.) 3. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. (П.) 4. Павка лег на дрова и уснул: усталость одолела. (И. О.) 5. Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.) 6. Лес рубят - щепки летят. (Посл.) 7. Подхожу к окну и вижу: дождь идет. Я. Ученица пишет - бисер нижет. 9. Жилин видит: дело плохо. (Л. Т.) 10. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. (Л. Т.) 11. Стадо гонят - коровы ревут. (Л. Т.) 12. Только шагнули мы вперед - из-за куста раздался выстрел. 13. Лето припасает- зима поедает. (Посл.) 14. В январе дни становятся длиннее - морозы усиливаются. 15. Труд человека кормит - лень портит. 16. Семь раз отмерь -один раз отрежь. 17. Слов было сказано мало - работу провели большую. 18. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (129 слов.)

1. Кончил дело - гуляй смело. (Посл.) 2. Ноги носят - руки кормят. (Посл.) 3. Проголодаешься - хлеб достать догадаешься. (Посл.) 4. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Посл.) 6. Вы грозны на слова - попробуйте на деле. (П.) 7. Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (Чех.) 8. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения. (П.) 9. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Гриб.) 10. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (Л.) 11. Глубже вспашешь - хлеба больше возьмешь. 12. Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было. (Л. Т.) 13. Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: от него тьмою все войско покрыто. 14. Отвернул кран Павка - вода не шла (Н. О.) 15. Хотел рисовать - кисти выпали из рук. Пробовал читать - взоры его скользили над строками. (Л.) 16. С моей сестрицей я почти не расставался; дружба сделалась крепче, теснее, нежнее. (Акс.) 17. Пригорки, рощи и долины весны огнем оживлены; с прохладой вьется ветер майский средь очарованных полей. (П.) (140 слов.)

Контрольный диктант по теме: "БСП" 9 класс

(1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…

(6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»

(9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

(21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.

(24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит!

Грамматическое задание:

    Выполните синтаксический разбор предложения 2, 9, выпишите словосочетания с разными видами связи и разберите их. (задание в тетради)

Задания на бланке

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему люди не ходят отпускать обиду?"

1. Разучились понимать себя и друг друга.

2. Постоянно думают о ней

3. Люди непутевые, зверек тоже.

4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.

3.Укажите номер предложения, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм?

4. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного .

5. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени

6. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

7. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22

9. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Может, 1 лучше назад взять, 2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте, 3 ребята, 4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома, 5 а сейчас пишу на большой перемене.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Уже? – удивился Одинцов, 1 вытирая шарфом мокрое, 2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал, 3 когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту, 4 потому что торопишься и ничего толком не думаешь.

13. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение

(-я) с бессоюзной связью . Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий ).

14. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.