Борьба ссср за мир и коллективную безопасность. Борьба ссср за коллективную безопасность

После Мюнхена дипломатические ведомства Англии, Франции и США тщательно изучали обстановку: в общем и целом дипломаты, аккредитованные в странах «оси», были единодушны - поход на Восток не за горами. Назывался даже повод, который Гитлер, по-видимому, изберет для открытия военных действий: «присоединение» Советской Украины к Закарпатской Украине! Расчеты эти, однако, строились на песке, ибо развитие событий в капиталистическом мире определялось империалистическими противоречиями, а не помыслами поборников и проводников политики «баланса сил». Цели этой политики были отчетливо видны. В отчетном докладе на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) И. В. Сталин говорил: «В политике невмешательства сквозит стремление, желание - не мешать агрессорам творить свое черное дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем, а еще лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии увязнуть в европейских делах, впутаться в войну с Советским Союзом, дать всем участникам войны увязнуть глубоко 1В тину войны, поощрять их в этом втихомолку, дать им ослабить и истощить друг друга, а потом, когда они достаточно ослабнут, - выступить на сцену со свежими силами, выступить, конечно, «в интересах мира», и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия... Необходимо, однако, заметить, что большая и опасная политическая игра, начатая сторонниками политики невмешательства, может окончиться для них серьезным провалом»( «XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б) Стенографический отчет», стр, 12, 15. )

15 марта Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии. В конце марта в результате заговора, организованного империалистами, пала Испанская республика. 7 апреля фашистская Италия оккупировала Албанию. Правительства западных держав по существу смирились с новыми захватами. 27 февраля Англия и Франция, а 1 апреля США также признали режим Франко. Но ряд фактов свидетельствовал о том, что гитлеровская Германия может нанести удар на Западе.

Значительное замешательство среди мюнхенцев вызвали известия о том, что Гитлер передал Закарпатскую Украину Венгрии. Восточный поход, очевидно, откладывался. В Англии и Франции возрастало недовольство даже в правящих кругах, серьезно обеспокоенных угрозой национальной безопасности обоих стран. Под давлением общественности 31 марта 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии «независимости» Польше, а затем Румынии. 15 апреля Ф. Рузвельт обратился с посланием к Гитлеру, прося заверить, что Германия в течение 10 лет не нападет на своих соседей. Однако в списке последних был пропущен Данциг, а присоединие его к Германии стало поводом для крикливой антипольской кампании в Германии.

Лишь Советский Союз занял принципиальную позицию в отношении все новых и новых актов агрессии. После Мюнхена 9 октября 1938 г. Советское правительство запросило Прагу, желает ли Чехословакия, чтобы ее новые границы были гарантированы Советским Союзом. 12 октября это предложение было отклонено. Когда 15 марта 1939 г. Чехословакия исчезла с карты Европы, Москва заявила: «Советское правительство не может признать правомерным включение в состав Германской империи Чехии, а в той или иной форме также и Словакии правомерным и отвечающим общепризнанным нормам международного права и справедливости или принципу самоопределения народов». Последовательная защита Советским Союзом интересов международного мира и безопасности подняла авторитет нашей страны. Широкие народные массы в западных странах видели, что без СССР нельзя оказать успешного отпора агрессии. В Англии и Франции усилились позиции тех кругов, которые с возрастающей силой настаивали на заключении соглашения с Советским Союзом об отпоре агрессии в целях самозащиты Запада. 15 апреля 1939 г. Англия и Франция предложили СССР вступить в переговоры. Хотя предшествующая политика англо-французских правящих кругов не могла не подорвать доверие к ним, Советское правительство не желало упускать ни малейшей возможности для предотвращения войны. Предложение Запада о начале переговоров было принято.

Переговоры с СССР явились новым тактическим приемом Англии и Франции, но отнюдь не знаменовали изменения стратегии. «Весь Париж», как иронически называет Женевьева Табуи высшее французское общество в тот период, рассуждал так: «Поражение Германии означало бы крушение главного оплота против коммунистической революции. И, следовательно, поражение Германии было бы большим злом, чем поражение Франции. В конце концов, разве не предпочтительнее для Франции быть раздавленной Гитлером, чем стать победительницей с помощью Сталина?» Лондонская «Сандей Тайме» писала 7 мая 1939 г.: «Победа с помощью России не могла бы не продвинуть на Запад границы большевизма». 15 апреля английское правительство предложило Советскому Союзу выступить с декларацией о том, что в случае нападения на какого-либо европейского соседа СССР последний окажет ему помощь, «если она будет желательна». Взаимных обязательств помощи Советскому Союзу не предусматривалось. Больше того, хотя Англия и Франция дали гарантии Польше и Румынии, но в случае агрессии против прибалтийских стран и Финляндии они были свободны от каких-либо обязательств. Иными словами, Гитлеру недвусмысленно указывалось направление удара - против СССР в районе Балтийского моря. А если учесть антисоветскую направленность политики тогдашних правителей Польши и Румынии, то были веские основания полагать, что они в конечном итоге стали бы союзниками Германии в «крестовом походе» против коммунизма. 17 апреля Советское правительство предложило заключить на 5-10 лет договор о взаимопомощи между СССР, Англией и Францией, - три державы обязуются оказывать всяческую помощь, включая военную, восточноевропейским государствам, лежащим между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР. Советское правительство предлагало немедленно приступить к разработке военной конвенции, которая будет подписана одновременно с политическим договором. Советские предложения открывали путь к созданию прочного фронта коллективной безопасности. Именно поэтому они оказались неприемлемыми для западных держав.

Летом 1939 г. английское правительство вступило в тайные переговоры с гитлеровцами, выразив готовность пойти на уступки в интересах антисоветского сговора с Германией. Правительство Чемберлена предлагало заключить соглашение о разделе мира, назвав в качестве стран, подлежащих разделу между английским и германским империализмом, даже Советский Союз и Китай. Англия была готова отказаться от гарантий, данных Польше, оказать воздействие на Францию, чтобы она расторгла советско-французский пакт о взаимопомощи. Однако из предложений правительства Чемберлена в Берлине сделали иные выводьг гитлеровцы усмотрели в них новое доказательство слабости Запада и форсировали подготовку к войне. Настойчивое стремление Чемберлена к сговору с Германией убедило Гитлера и его окружение, что агрессия против Польши будет безнаказанной. Решение конгресса США в июле 1939 г., демонстративно оставившего в силе закон о «нейтралитете», в глазах гитлеровцев явилось новым веским доказательством этого. Американский еженедельник «Тайм» цинично указывал в то время: для Германии это явится таким выигрышем, «как будто Гитлеру уже удалось захватить Украину».

Международная обстановка ухудшалась с каждым днем. 22 мая 1939 г. в Берлине с большой шумихой был подписан так называемый «Стальной пакт» - военно-политический договор о взаимопомощи между Германией и Италией. А английское и французское правительства при поддержке США продолжали недостойную игру в переговорах с Советским Союзом. Советское правительство, учитывая стремительно нараставшую опасность войны, предложило, не дожидаясь завершения политических переговоров, приступить к переговорам военным. Англо-французские правящие круги не могли не видеть серьезной озабоченности общественности в собственных странах развитием событий и были вынуждены принять советские предложения. Однако английская и французская военные миссии прибыли в Москву с большим запозданием и состояли из второстепенных лиц. Более того, выяснилось, что они вообще не имели полномочий для подписания соглашения с Советским Союзом. Между тем советскую сторону во время военных переговоров представляла делегация во главе с К. Е. Ворошиловым, имевшая полномочия для немедленного подписания военной конвенции.

Когда 12 августа 1939 г. в Москве открылись переговоры, Советский Союз выразил готовность выставить на фронт против агрессора 136 дивизий. Советская делегация предложила четкий план совместного ведения войны против агрессора. В ответ английская делегация сообщила, что Великобритания использует на континенте в начале войны шесть дивизий. Партнеры СССР за столом конференции отнюдь не помышляли о серьезном отпоре агрессору. Глава французской военной миссии генерал Думенк под величайшим секретом сообщил совещанию «план» англо-французов на случай возникновения войны. По его словам, «если главные силы фашистских войск будут направлены на восточный фронт, то немцы будут вынуждены оставить не менее 40 дивизий против Франции, и в этом случае генерал Гамелен будет наступать всеми своими силами». Так говорилось для сведения советской стороны. Однако к этому времени английские и французские штабы уже составили план войны, который предусматривал совершенно другой образ действия, а именно: на начальном этапе войны «наша стратегия будет в общем оборонительной... наша последующая политика должна быть направлена на то, чтобы сдерживать Германию и, нанося решающие удары Италии, наращивать в то же время наши силы, чтобы быть в состоянии предпринять наступление против Германии». Эти планы, опубликованные много лет спустя после окончания войны, разъясняют и смысл англо-французских «гарантий» странам Восточной Европы. «Судьба Польши, - было записано в решениях англо-французских штабов, - будет определяться общими результатами войны, а последние в свою очередь будут зависеть от способности западных держав одержать победу над Германией в конечном счете, а не от того, смогут ли они ослабить давление Германии на Польшу в самом начале».

Несложный расчет англо-французских политиков заключался в том, чтобы втянуть Советский Союз в войну с Германией, а самим остаться в стороне, по крайней мере на первом этапе войны. Иными словами, они пытались по-прежнему проводить в жизнь высший принцип политики «баланса сил» - не только воевать чужими руками, но и ослабить как своих потенциальных противников, так и Советский Союз. Игра была шита белыми нитками, и Советское правительство разгадало ее. По логике англо-французских империалистов Советский Союз должен был выжидать, пока гитлеровские орды, пройдя восточно-европейские страны, не докатятся до его границ, а лишь потом вступить в войну. Советское правительство считало, что Советские Вооруженные Силы должны быть пропущены через территорию Польши и Румынии, чтобы дать отпор агрессии. СССР потребовал четкого и ясного ответа на этот вопрос. Подстрекаемые из Лондона и Парижа, правители боярской Румынии и панской Польши отказались дать согласие на пропуск советских войск. Тогда на последнем заседании англо-франко-советских военных миссий К Е. Ворошилов заявил: «Если, однако, этот аксиоматический вопрос французы и англичане превращают в большую проблему, требующую длительного изучения, то это значит, что есть все основания сомневаться в их стремлении к действительному и серьезному военному сотрудничеству с СССР».

К середине 30-х годов Советское государство убедительно демонстрировало свою заинтересованность в мирном сосуществовании с капиталистическими странами.

В сложной и напряженной международной обстановке во враждебном капиталистическом окружении Советский Союз продолжал свою мирную созидательную работу по строительству нового социалистического общества, осуществляя весьма трудные задачи, поставленные партией перед страной во второй пятилетке (1933-1937 гг.).

Нападение Японии на Маньчжурию в 1931 г. и захват власти гитлеровцами в Германии в 1933 г. создали новую международную обстановку, характеризовавшуюся быстрым развитием событий на путях к новой мировой войне. В этой обстановке советская внешняя политика, несмотря на успокоительные речи деятелей капиталистических стран дала совершенно точную оценку военной опасности и призвала к расширению борьбы за сохранение мира.

Коммунистическая партия и Советское правительство внимательно следили за опасным ходом событий на Дальнем Востоке. Вопреки Лиге наций, которая рассматривала японскую агрессию как частный эпизод, не создающий угрозу миру, советская внешняя политика оценила нападение Японии на Маньчжурию как начало большой войны, и не только против Китая.

Об опасности расширения масштабов войны свидетельствовали и непрерывные провокации японской военщины на советских дальневосточных границах. Пресекая их, правительство СССР продолжало укреплять оборону Дальнего Востока и, используя средства дипломатии, стремилось улучшить отношения с Японией. 23 декабря 1931 г. эти меры обсуждались Политбюро ЦК ВКП(б). Для дальнейшей разработки мероприятий по ослаблению военной опасности на Дальнем Востоке решением Политбюро была создана комиссия в составе И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова и Г. К. Орджоникидзе.

Советское правительство приступило к осуществлению соответствующих внешнеполитических акций. В ноте от 4 января 1933 г. правительство СССР выражало сожаление по поводу отказа японского правительства заключить двусторонний договор о ненападений и заявляло, что советская сторона уверена, что между СССР и Японией нет таких споров, которые нельзя было бы разрешить мирным путем. Позиция японского правительства подтверждала его агрессивность.

Коммунистическая партия и Советское правительство предвидели возможность захвата власти фашистами в Германии и связанную с этим угрозу для всеобщего мира и безопасности народов. Об этом говорилось летом 1930 г. на XVI съезде ВКП(б). Западная пресса уверяла в необоснованности подобных прогнозов, так как «демократический строй» Германии якобы исключал фашистскую опасность. Однако менее чем через три года обнаружилось, что буржуазная демократия в Германии сыграла роль ширмы, под прикрытием которой фашизм прорвался к власти и уничтожил последние остатки демократии.

После фашистского переворота в Германии Советский Союз возглавил силы, активно выступившие против завоевательной программы нового правительства этой страны. Об угрозе мировой войны, исходившей от Германии, предупреждали советские представители на всех международных форумах, сообщала печать, за мир решительно боролась дипломатия СССР. Советское правительство заявляло энергичные протесты гитлеровскому правительству как против бесчинств в отношении учреждений и отдельных граждан СССР, так и против антисоветской клеветы фашистских главарей.

На Международной экономической конференции, проходившей летом 1933 г. в Лондоне, а также на конференции по разоружению советские делегаты, осуждая выступления германских представителей, раскрыли подлинное лицо фашизма и его замыслы. Делегация гитлеровской Германии на Международной экономической конференции выступила с меморандумом в духе фашистской разбойничьей идеологии. В нем содержалось требование, чтобы в распоряжение «народа без пространства» были предоставлены «новые территории, где эта энергичная раса могла бы учреждать колонии и выполнять большие мирные работы». Далее прозрачно намекалось, что такие земли можно получить за счет России, где революция будто бы привела к разрушительному процессу, который пора остановить. Меморандум был оценен советской внешней политикой -- и на заседаниях конференции, и в ноте правительству Германии -- как прямой «призыв к войне против СССР».

В ноте протеста от 22 июня 1933 г. обращалось внимание на то, что подобные действия гитлеровского правительства не только противоречат существующим договорным добрососедским отношениям между СССР и Германией, но являются прямым их нарушением.

Советский Союз обращал внимание и на все возраставшую милитаризацию Германии.

Решительная позиция Советского Союза в отношении планов немецко-фашистской и японской агрессии ободряла свободолюбивые народы, в то время как пособничество захватчикам со стороны правящих кругов США, Англии и Франции внушало величайшие опасения за судьбы человечества. Повседневные факты убеждали правительства и народы многих стран, что только социалистическое государство стремится к сохранению мира и независимости народов, пресечению немецко-фашистских и японских домогательств в отношении других государств.

Советский Союз приобретал все возраставший авторитет в мировых делах, игнорировать его уже было нельзя. Этим, а также желанием вместе с СССР противодействовать немецко-фашистской и японской агрессии обусловливалась вторая (после 1924 г.) полоса установления дипломатических отношений с Советским Союзом, характерная для 1933 -- 1934 гг. К числу государств, установивших в это время дипломатические отношения с СССР, принадлежали Албания, Болгария, Венгрия, Испания, Румыния, США, Чехословакия. В 1935 г. к ним прибавились Бельгия, Колумбия, Люксембург.

Правительство США было вынуждено пересмотреть свою политику непризнания СССР по многим причинам: укрепление могущества и рост международного авторитета Советской державы, заинтересованность деловых кругов США в развитии с нею торговых отношений, серьезные опасения правящих кругов США в связи с японскими планами установления господства на Тихом океане, свойственный правительству Ф. Рузвельта реализм, широкое движение в США за признание Советского Союза и другие. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обратился к председателю ЦИК СССР М. И. Калинину с предложением устранить трудности, связанные с отсутствием советско-американских дипломатических отношений. 16 ноября 1933 г. между США и СССР состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений, о пропаганде, по религиозным вопросам, по вопросам правовой защиты граждан и судебным делам. Оба правительства обязались придерживаться принципа невмешательства в дела друг друга, строго воздерживаться от возбуждения или поощрения вооруженной интервенции, не допускать создания или пребывания на своей территории какой-либо организации или группы, посягающей на территориальную целостность другой страны, а также не субсидировать, не поддерживать и не разрешать создания военных организаций или групп, имеющих своей целью вооруженную борьбу против другой стороны, стремящихся к насильственному изменению ее политического и социального строя. Ноты сняли все препятствия, которые мешали развитию нормальных отношений между обеими странами. В ноте правительству США заявлялось, что Советское правительство отказалось от претензий на возмещение ущерба, причиненного действиями вооруженных сил США в Сибири.

В интересах борьбы за коллективную безопасность Советское правительство приняло решение о вступлении в Лигу наций. Советская внешняя политика добивалась своей главной цели -- создания в Европе системы коллективной безопасности как залога сохранения мира. Инициативу пригласить Советский Союз в Лигу наций поддержали 30 государств. Советский Союз вступил в Лигу наций 18 сентября 1934 г., заявив, что, несмотря на все ее недостатки, Лига наций может в какой-то мере помешать развитию событий по пути ко второй мировой войне.

Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности имела важное значение. Величайшая заслуга Коммунистической партии и Советского правительства состоит в том, что еще в то время, когда империализм находился на отдаленных подступах к замышлявшейся им войне, его агрессивной политике был противопоставлен реальный, хорошо продуманный и обоснованный план сохранения и у крепления мира. И хотя для его осуществления силы, выступавшие за мир, оказались недостаточными, советский план коллективной безопасности сыграл свою роль. Он вселял в массы уверенность в возможности победы над фашизмом путем объединенных действий. Советская идея коллективной безопасности несла в себе зародыш грядущей победы свободолюбивых народов над фашистскими поработителями.

Ухудшение советско-германских отношений в течение лета 1933 г. стало первым признаком изменения внешнеполитической ориентации советского руководства. В июне СССР заявил Германии о том, что продолжавшееся десять лет военное сотрудничество двух стран с сентября будет прекращено. Таким образом, были похоронены и «дух Рапалло», и надежды на широкомасштабное совместное советско-германское экономическое развитие.

Тем не менее, изменение отношения к нацизму шло медленно. Слишком быстрый пересмотр его мог бы внести еще большее смятение в ряды Коминтерна, который и без того будоражили участившиеся призывы Троцкого к образованию единых фронтов социалистов и коммунистов и к осуждению политик Сталина и Коминтерна, приведшей к разгрому и запрещению компартии Германии.

На прошедшем в январе 1934г. XVII съезде ВКП(б) Бухарин заявил, что идеология германского нацизма чрезвычайно опасна для коммунистического движения и самого Советского Союза. В отличие от Бухарина Сталин продемонстрировал спокойное отношение к приходу Гитлера к власти.

В декабре 1933 г. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы. Суть их заключалась в следующем:

* ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте;

* политика умиротворения в отношении Германии и Японии, несмотря ни на что, до тех пор, пока она не станет доказательством слабости;

* свободное от иллюзий участие в усилиях по созданию системы коллективной безопасности с участием Лиги Наций;

* открытость в отношении западных демократий (хотя и без особо тесного сближения).

За 2 года (конец 1933 - начало 1936 г.) «новый курс» позволил советской внешней политике добиться некоторых успехов. В ноябре 1933 г состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где его переговоры с Ф. Рузвельтом завершились установлением дипломатических отношений между двумя странами. В 1934 г. СССР был принят (39 голосов против трех при семи воздержавшихся) в Лигу Наций и сразу же стал постоянным членом ее Совета, что означало его формальное возвращение в качестве великой державы в международное сообщество. Принципиально важно, что СССР возвращался на своих собственных условиях: все споры, и прежде всего по поводу долгов царского правительства были решены фактически в его пользу.

Заключенный 26 января 1934г. договор Германии с Польшей был расценен советским руководством как серьезный удар по всему предыдущему сотрудничеству Советского Союза с Германией. Становилось все более очевидно, что антибольшевизм составлял основу внешней политики Гитлера. Перед лицом германской угрозы советские руководство благосклонно отнеслось к предложениям Франции (май 1934г.). Первое из них предусматривало настоящее «восточное Локарно», объединившее бы в многостороннем пакте о взаимном ненападении все государства Восточной Европы, включая Германию и СССР; второе состояло в заключении договора о взаимопомощи между Францией и СССР.


Первому проекту суждено было погибнуть вместе со своим автором (мин. ин. дел Франции Л. Барту), убитого вместе с королем Югославии Александром хорватскими террористами в Марселе. Однако франко-советский договор о взаимопомощи, тем не менее, был подписан 2 мая 1935г. Договор был малоэффективен, поскольку в отличие от франко-русского договора 1891г. этот договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями.

В русле улучшения отношений с Францией, Сталин разрешил французским коммунистам голосовать за военные кредиты и высказал полную поддержку внешней политике Франции. Это привело к крутому повороту в политике ФКП, приведшему к образованию т. н. «Народного фронта» (коммунисты + социалисты + «радикалы»), победившего на выборах 1936г. Таким образом, перед лицом нацистской опасности был положен конец политике отказа от любых контактов с социалистами.

Ратификация советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской области в марте 1936г. Что, в свою очередь, сильно изменило военно-политическую ситуацию в Европе. Военные гарантии, предоставленные Францией ее восточным союзникам, становились невыполнимыми: в случае войны с Германией французская армия была отныне не способна быстро придти на помощь какой-либо стране Центральной и Восточной Европы. Положение усугублялось отказом Польши пропускать через свою территорию иностранные войска. Эта ситуация показала советскому руководству полную беспомощность западных демократий и Лиги Наций перед лицом грубой силы, хрупкость европейского равновесия и необходимость сохранения в интересах собственной безопасности полной свободы рук.

Сильно осложнила политическую игру советской дипломатии гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Вначале Советский Союз пытался ограничить свое участие в испанских событиях. Как и другие великие державы, в августе 1936г. он объявил о политике невмешательства. Лишь в октябре 1936г., после открытого вмешательства в войну фашистских режимов Германии и Италии на стороне путчистов СССР после долгих колебаний заявил о поддержке Испанской республики. Это решение было непростым, так как с одной стороны, оставить левые силы в Испании без поддержки означало дать повод Троцкому в очередной раз заявить об измене Сталина делу социализма (и, кроме того, позволить хотя бы на время придти к власти очень сильным в Испании троцкистам и анархистам), с другой стороны, прямая интервенция Красной армии в Испанию означала бы для европейских стран стремление СССР экспортировать в Испанию социалистическую революцию, что сделало бы невозможными попытки сближения с западными демократиями.

В обмен на очень значительное количество золота, Советский Союз предоставил республиканскому правительству военную технику (качество которой было хуже, а количество не достигало и десятой части германской помощи войскам Франко). Кроме техники Советский Союз направил в Испанию три тысячи «интернационалистов», среди которых были не только военные, но и политработники и представители органов госбезопасности. Незначительная по своим объемам советская помощь не спасла республиканцев. В 1939г. гражданская война в Испании закончилась победой «фалангистов» Ф. Франко. Значительная часть «интернационалистов», вернувшихся на родину была тут же репрессирована (как правило, за подозрения в связях с троцкистами).

Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии убедили как немцев, так и французов и англичан, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис (в целом довольно плохо понятый), который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. Гитлер, планируя в ноябре 1937г. аннексию Австрии и Чехословакии, отверг любую возможность военной реакции со стороны СССР из-за царящего в стране хаоса, вызванного ежовскими «чистками». Сомнения относительно прочности советского режима и боеспособности Красной Армии высказывало и французское правительство. Соответственно резко упала в его глазах и ценность франко-советского договора 1935 г. В то же время пассивность Запада перед лицом германской агрессии еще больше усилила недоверие Советского Союза по отношению к европейским демократиям.

В марте 1938 г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для рассмотрения мер по предотвращению агрессии, однако это предложение было отвергнуто Лондоном. После этого СССР начал искать сближения с Германией и в марте 1938г. подписал с ней экономические соглашения, отозвав при этом посла Я. Сурица - еврея и уже потому неугодного Гитлеру.

После оккупации Германией Чехословакии СССР расстался с последними иллюзиями насчет эффективности политики коллективной безопасности. К тому же Франция и Великобритания, которых Литвинов тщетно убеждал в том, что СССР в состоянии выполнить свои обязательства, выражали сильное сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками. Советскому Союзу даже не предложили подписать Мюнхенские соглашения 29 сентября 1938г., решившие судьбу Чехословакии. Заключенный в декабре того же года франко-германский договор о нападении был расценен в Москве как шаг, развязавший Гитлеру руки на Востоке.

К концу 1938г. внешнеполитическое положение СССР оказалось угрожающим. Надежных союзников не было, тогда как еще в ноябре 1936г. Германия и Япония подписали направленный против СССР «Антикоминтерновский пакт», к которому несколько позже присоединились Италия и Испания. В такой ситуации СССР пошел на примирение с гоминдановским Китаем. В августе 1938г. начались ожесточенные сражения в на Дальнем Востоке в районе оз. Хасан, а затем в Монголии, на р. Халхин-Гол (май - август 1939г.), завершившиеся победой советских войск. 15 сентября 1939г. было заключено перемирие. Советский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отказываясь при этом от переговоров с западными демократиями.

Заседание Лиги Наций

2. Борьба СССР за коллективную безопасность в с.1930-х

Хотя первое время после прихода Гитлера А. к власти немецкая и советская стороны делали заявления о приверженности "духу Рапалло" (в 1920-н.1930-х СССР и Германия тесно сотрудничали ), отношения м.двумя странами быстро ухудшались.


Гитлер А. и польский министр иностранных дел Бек Ю. 1938

Военно-экономическое сотрудничество СССР и Германии прекратилось с 1934 . Заключенный в этом году германо-польский пакт о ненападении сочли в Кремле направленным против СССР.

Ряд историков считает, что в советском руководстве сложились две группировки, по-разному видевшие внешнеполитические перспективы. Сталин И.В. и его ближайшее окружение в 1934 ещё надеялись на сохранение дружественных отношений с Германией. Об этом, в частности, свидетельствует примирительный тон выступления Сталина И.В. на XVII съезде ВКП(б), в котором он заявил, что фашистский режим в Германии не является препятствием для двустороннего сближения.

Другая группа, самым ярким представителем которой был нарком иностранных дел Литвинов М. М. , считала необходимым жесткое противодействие нацизму и с этой целью - сближение с Англией и Францией.

Интенсивные перевооружение Германии и непрекращающиеся реваншистские заявления её лидеров вынудили СССР и Францию пойти на сближение. Министр иностранных дел Франции Барту Л. в 1934 выступил инициатором создания "Восточного пакта", который д.б. объединить СССР, Германию, Финляндию , Эстонию , Латвию, Литву, Польшу и Чехословакию.

В случае нападения на одну из стран, подписавших пакт, остальные его участники д.б. оказать ей военную помощь. Франция, не вступая в пакт, также обязывалась оказать помощь жертве агрессии .

Крах политики коллективной безопасности и его результаты

СССР активно поддержал идею "Восточного пакта". Однако реализовать её не удалось из-за отказа Германии и Польши. К Тому же вдохновитель пакта Барту Л. был убит террористами во время встречи югославского короля. 18 СН 1934 СССР вступил в Лигу Наций и стал её постоянным членом. В 1935 СССР подписал соглашение о взаимопомощи с Францией (2 МЙ 1935 ) и Чехословакией (16 МЙ 1935 ) сроком на пять лет. Но чехословацкое правительство, опасавшееся, что советская поддержка обернётся экспортом революции , настояло, чтобы участники , договора приходили на помощь друг другу только совместно с Францией.


Агрессия Армия ВКПб Война Власть Государство Группа социальная Действие социальное Деятельность Идеология История Комиссар

  • 1. Галицко-Волынское княжество Юго-Западная Русь
  • 2. Новгородская земля Северо-Западная Русь
  • 3. Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь
  • 6 Борьба Руси с завоевателями в 13 веке. Татаро-монгольское иго и его влияние на судьбы русских земель.
  • 1 У них была очень хорошая конница
  • 2 Монголо-татарское войско не имело тыла. Кормились раз в сутки, подручной едой
  • 3 Высокое военное искусство
  • 4 Жесточайшая дисциплина.
  • 1. Разрушение производительных сил
  • 1. Глубокий экономический кризис
  • 10. Причины, ход и последствия Смутного времени начала 17 века.
  • 11. Внутренняя и внешняя политика при первых Романовых. Соборное уложение 1649 года.
  • 12. Формирования российского абсолютизма. Преобразования Петра1.
  • 13 Петр 1 начал подготовку к войне сразу же после возвращения из Великого посольства. В 1699 г. Был создан Северный союз, в который вошли: Россия, Речь Посполитая, Дания и Саксония.
  • 14. Дворцовые перевороты.
  • 1. Наблюдается тенденция к укреплению абсолютизма. Большую роль играет личность монарха
  • 1764 Год - секуляризация церковных земель изъятие у церкви части земель; роль церкви снижалась, а барщина была заменена денежным оброком.
  • 16. Культура 18 века.
  • 18. Внешняя политика России начала 19в. Отечественная война 1812г
  • 19. Движение декабристов.
  • 20. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая 1.
  • 21. Культура России первой половины 19 века.
  • 22. Общественно-политическая мысль в России 30-50х годов 19в.
  • 23. Крестьянская реформа 1861г: причины отмены крепостного права, содержание и последствия реформы.
  • 19 Февраля 1861 г. - Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.
  • 24. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в 19в и его последствия. Либеральные реформы Александра2 в России.
  • 25. Народничество в России: характер, содержание, этапы развития, течения и лидеры.
  • 26. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов.
  • 27. Социально-экономическое развитие России на рубеже 19-20в. Реформы Витте.
  • 28. Международные отношения в конце19 - начале20в. Образование тройственного союза и Антанты. Русско - японская война: причины, характер, последствия.
  • 29. Первая русская революция 1905-1907г: причины, характер. Изменение полит. Системы России: создание полит. Партий, гос. Дума
  • III этап. С января 1906 по 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Основные события: крестьянские волнения, восстание моряков, национально освободительное движение Польша, Финляндия, Украина.
  • 31. Россия в Первой мировой войне 1914-1918г.
  • 1. Шовинизм и национализм в большинстве стран
  • 3. Желание погасить конфликт внутри страны.
  • 32. Кризис самодержавия и Февральская революция в России 1917. Двоевластие.
  • 33. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства март-октябрь 1917.
  • 35. Гражданская война. Российская эмиграция.
  • 36 Образование ссср (кратко)
  • 30 Декабря 1922 г. На 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (ссср). Съезд принял Декларацию и Договор.
  • 37. Социально-экономическое развитие ссср: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки
  • 38. Борьба ссср за мир и коллективную безопасность.
  • 39 Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны.
  • 20 Ноября 1942 г. Выступил Сталинградский фронт. Наступление для немцев было неожиданным. В результате была окружена немецкая группировка под Сталинградом.
  • 40. Ссср в послевоенные годы 1945-1953 гг.: экономика, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика. Холодная война.
  • 42. Начало десталинизации общества
  • 43. Период застоя. Ссср в 1964- 1984 гг.
  • 1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь цк кпсс и председатель Президиума Верховного Совета ссср;
  • 2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров ссср в октябре 1980 г. Его сменил н.А. Тихонов
  • 3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа.
  • 44. Ссср в годы перестройки 1985-1991 гг.. Распад сс.
  • 45. Ельцинское десятилетие. Конституция 1993 г.
  • 38. Борьба ссср за мир и коллективную безопасность.

    В 1937 г. капиталистический мир был охвачен новым экономическим кризисом, который обострил все противоречия капитализма.

    Главной силой империалистической реакции стал агрессивный военный бок Германии, Италии и Японии, который развернул активную подготовку к войне. Целью этих государств был новый передел мира.

    Чтобы остановить надвигавшуюся войну, Советский Союз предложил создать систему коллективной безопасности. Однако инициатива СССР не была поддержана. Правительства Англии, Франции и США вопреки коренным интересам народов пошли на сделку с агрессорами. Поведение ведущих капиталистических держав предопределило дальнейший трагический ход событий. В 1938 г. жертвой фашистской агрессии стала Австрия. Правительства Англии, Франции и США не предприняли никаких мер для обуздания агрессора. австрия была оккупирована немецкими войсками и включена в состав Германской империи. Германия и Италия открыто вмешались в гражданскую войну в Испании и помогли свержению законного правительства Испанской республики в марте 1939 г. и установлению в стране фашистской диктатуры.

    В 1938 г. Германия потребовала от Чехословакии передачи ей Судетской области, населенной по преимуществу немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнжене на совецании глав правительств Германии, Италии, Франции и Англии было решено отторгнуть от Чехословакии требуемую Германией область. Представитель Чехословакии на совещание не был допущен.

    Глава правительства Англии подписал в Мюнхене с Гитлером декларацию о взаимном ненападении. Два месяца спустя, в декабре 1938 г. аналогичную декларацию подписало французское правительство.

    В октябре 1938 г. судетская область была присоединена к Германии. В марте 1939 г. вся Чехословакия была захвачена Германией. СССР был единственным государством, не признавшим этот захват. Когда над Чехословакией нависла угроза оккупации, правительство СССР заявио о своей готовности оказать ей военную подддержку, если она обратится за помощью. Однако буржуазное правительство Чехословакии, предав национальные интересы, отказалось от предложенной помощи.

    В марте 1939 г. Германия отторгла от Литвы порт Клайпеду и прилегавшую к нему территорию. Безнаказанность агрессивных действий Германии поощрила фашисткую Италию, которая в апреле 1939 г. захватила Албанию.

    На восточных границах нашей страны также складывалась угрожающая обстановка. Летом 1938 г. японская военщина спровоцировала вооруженный конфликт на дальневосточной государственной границе СССР в районе озера Хасан. Красная Армия в результате ожесточенных боев разгромила и отбросила агрессоров. В мае 1939 г. милитаристская Япония в районе реки Халхин-Гол совершила нападение на Монгольскую Народную Республику, рассчитывая превратить территорию МНР в плацдарм для дальнейшей агрессии против СССР. В соответствии с договором о дружбе и взаимной помощи между СССР и МНР советские войска выступили совместно с монгольскими воинами против японских агрессоров. После четырех месяцев упорных боев японские войска были наголову разбиты.

    Весной 1939 г. по инициативе Советского правительства начались переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении трехстороннего пакта о взаимопомощи. Переговоры, продолжавшиеся до июля 1939 г., закончились безрезультатно из-за позиции, занятой западными державами. правительства Англии и Франции противились также заключению трехстороннего соглашения о военном сотрудничестве, направленном против фашистской Гремании. На переговоры в Москву они пристали делегации, не наделенные необходимыми полномочиями.

    Вместе с тем летом 1939 г. начались тайные переговоры между Англией и Германией о заключении двустороннего соглашения по военным, экономическим и политическим вопросам.

    К августу 1939 г. стало очевидным упорное нежелание западных держав принять эффективные меры по обузданию фашистской агрессии, их стремление договориться с Германией.

    В этих условиях Советский Союз согласился на предложение Германии заключить договор о ненападении. В августе 1939 г. такой договор был заключен сроком на 10 лет. Пойдя на заключение договора с Германией, Советский Союз разрушил планы создания единого антисоветского фронта империалистических государств и сорвал расчеты вдохновителей мюнхенской политики, стремившихся ускорить военное столкновение между СССР и Германией. Советское правительство понимало, что договор не избавлял СССР от угрозы военного нападения Германии. Однако он давал выигрыш во времени, необходимый для дальнейшего укрепления обороноспособности страны.

    ИТОГИ: Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) определил, что СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Съезд сформулировал основную экономическую задачу: догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. На решение этой задачи отводилось 10-15 лет. На съезде был рассмотрен и утвержден план третьей пятилетки (1938-1942).

    Решения съезда были встречены с энтузиазмом. В строй вводились новые предприятия, много внимания уделялось повышению активности масс. Однако морально-психологическое состояние общества оставалось противоречивым. С одной стороны, советские люди гордились трудовыми успехами, о которых постоянно сообщали средства массовой пропаганды, верили в светлое отдаленное будущее, а с другой - массовые репрессии порождали чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне. К том уже был принят ряд суровых мер, направленных на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Так, в 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР были изданы указы «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих с предприятий и учреждений», «О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работиющих в машинно-тракторных станциях», по которым за прогул и уход с предприятия без разрешения администрации устанавливалась уголовная ответственность. Таким образом, государство фактически прикрепляло рабочих и служащих к предприятию. Были повышены нормы выработки, снижены расценки, а невыработка минимума трудодней колхозниками могла привести к уголовному преследованию. Однако попытки руководства страны добиться поставленных целей, развивая энтузиазм масс и в то же время используя метод устрашения, не дали желаемого результата. План трех лет третьей пятилетки выполнен не был.

    В связи с угрозой войны важное значение придавалось развитию военного производства, особенно на Востоке страны. В Поволжье, на Урале, в Сибири шло интенсивное строительство оборонных предприятий, основывающихся на местной топлиснометаллургической базе. Темпы развития оборонной промышленности были высокими. Если за три года третьей пятилетки рост промышленного производства составлял в целом 13, 2% в год, то в военных отраслях - 39%. Особое значение придавалось созданию новейших видов боевой техники. Укрупнялись научно-исследовательские организации, на ведущих оборонных заводах создавались конструкторские бюро и опытные цехи; активно действовали так называемые шарашки (в служебных документах - спецтюьма N 1) - закрытые КБ, где раотали репрессированные специалисты (в частности, известные авиаконструкторы А. Н. Туполев и П. О. Сухой). Были разработаны перспективные образцы военной техники: тяжелый танк КВ, средний танк Т-34; самолеты: истребители Як-1, ЛаГГ-3, МИГ-3; штурмовик Ил-2, бомбардировщик Пе-2; реактивные установки на машинах («катиши») и т. п. Однако наладить выпуск новой техники в массовом масштабе к началу войны не удалось.

    С конца 30-х годов и особенно после войны с Финляндией, которая выявила многие слабые места Красной Армии, принимались интенсивные меры, направленные на повышение боеспособности вооруженных сил. Их общая численность к июню 1941 г. составила 5, 7 млн. человек; дполнительно формировались стрелковые, танковые, авиационные, механизированные дивизии, увеличивались воздушно-десантные войска, инженерно-технические части; расширялась сеть военных училищ, действовали 19 военых академий, в которых проходила подготовка командного состава. Однако восполнить чудовищные потери от массовых репрессий 30-х годов, когда было уничтожено 80% высшего офицерского состава армии, не удалось. Профессиональный уровень командных кадров был низким, не были освоены передовые способы воореженной борьбы, советская военная доктрина основывалась на наступательном характере и практически не придполагала длительных оборонительных действий. Все это предопределило крупные поражения Красной армии в начале войны.