Анализ Маяковского "О дряни". Стихотворение В

Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который постоянно откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет,

вижу всякий день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождина бумаг, из которых выбирают “с сотни - самые важные!” - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным менеджментом по конзаводу, поставленная проблема другого заседания - решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое совещание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, от души возмущен, его охватывает агрессия. Он врывается лавиной на очередное заседание:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:

“Она на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходитсяраздвояться”.

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным.

Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождь бумаг, из которых выбирают “с сотни - самые важные!” - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания - решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое заседание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:

“Она на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться”.

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:

О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Близким к тематике этого произведения является и стихотворение “О дряни”. В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика “мрази”, прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

“Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните -

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!”

Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.

Сатира Маяковского - один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мещанина.

Остро и беспощадно Маяковский бичует “вечное” зло

Сатира Маяковского (по стихотворениям «Прозаседавшиеся», «О дряни»)

Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождь бумаг, из которых выбирают “с сотни - самые важные!” - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания - решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое заседание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:

“Она на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться”.

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:

О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Близким к тематике этого произведения является и стихотворение “О дряни”. В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика “мрази”, прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

“Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните -

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!”

Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.

Сатира Маяковского - один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мещанина.

Остро и беспощадно Маяковский бичует “вечное” зло

Обращение к будущему – способ забыть о настоящем. Именно по этому принципу пишется фантастика. А когда будущее становится частью твоей жизни, как это произошло с писателями и поэтами начала ХХ века, то остается только верить в это самое будущее. Владимир Маяковский свято верил в то, что придет «в коммунистическое далеко», что его «стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо». Поэтому и воспринимал он поэзию как участницу строительства жизни. При этом, стремясь подстегнуть время, обогнать его, поэт чувствовал, что отстает от него, как бы переходит в разряд отжившего:

С хвостом годов я становлюсь подобием
Чудовищ ископаемо-хвостатых.

Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы . И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.

Одним из первых ударов по этому явлению Маяковский наносит в стихотворении «О дряни» , анализ которого и будет далее представлен. Первые строки стиха «Слава, Слава, Слава героям!!!» сменяются едкой издевкой над «мразью» , сумевшей выжить под натиском революционных бурь, приспособиться, свить себе «уютные кабинеты и спаленки» .

У Маяковского мещане не просто отвратительны, потому что намозолили «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники» , они опасны уже потому, что ловко оказываются, «наскоро оперенья переменив» , в государственном аппарате, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений (ярко воспроизведенную год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся»).

Наверное, намного больше поэта страшит атмосфера, которую создают вокруг себя мещане, озабоченные тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина» . Такая атмосфера тщательно прорисована с помощью бытовых деталей, обозначенных точно и выразительно. Например, непременный атрибут советского времени – портрет Маркса (видимо, вместо иконы). Или газета «Известия», ставшая подстилкой котенку. Разве это не кощунственно? А лоснящаяся самодовольством («от самовара разморясь» ) физиономия советского чиновника, не забывающего даже дома называть жену по-партийному: «Товарищ Надя!» А «партийный товарищ» под стать своему мужу: она не только «за пианином обучающаяся» , она еще хочет «с эмблемами платья» , так как «без серпа и молота не покажешься в свете!»

Быт в стихотворении «О дряни» - это не предмет сатирического обличения, это способ выражения политической сущности явления, называющегося мещанством . Принадлежащие к этому классу люди порождены, как ни странно, революционной эпохой, но способны лишь опошлить связанные с революцией представления. Каждая деталь той обстановки, которую они создают вокруг себя, заставляет иначе оценить принадлежащие революции понятия. Даже слово «Реввоенсовет» , то есть Революционный военный совет республики, оказывается связанным со словом «бал» , на котором Надя и собирается «фигурять» в платье с эмблемами. Что может быть нелепее связи подобных понятий?

Маяковский часто говорил о том, как рождаются сатирические произведения. Работа начинается с выбора темы , «напрашивающейся на издевательство». Именно такая тема и лежит в основе стихотворения «О дряни». Но издевка прозвучит лишь в том случае, если в стихе будет «заострено слово». Некоторые приемы подобного заострения Маяковский перечисляет: это «выделка хлыстов-рифм», эксцентричность выводов, абсурдный гиперболизм.

В стихотворении «О дряни» - полный набор. Во-первых, это убийственно резкие рифмы : «мурло мещанина» , «зады» , «мразь» , резкость которых достигается и грубыми, бранными словами. Во-вторых, эксцентричность выводов действительно потрясает:

Страшнее Врангеля обывательский быт.

И конечно, гротесковый финал , в котором смотрящий со стенки Маркс «разинул рот да как заорет» . Настоящий театр абсурда, в действие которого оказываются вовлеченными все читатели этого стихотворения.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Сатира Маяковского, как и все его творчество, стояла на службе революции, на службе социалистического общества. Герои сатиры поэта - не конкретные персонажи, а персонифицированные недостатки, изображенные в гротескном, карикатурном виде.
Сатира Маяковского - один Из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.
В центре стихотворения «О дряни» - образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Стихотворение начинается с таких строк:
Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем, им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
Уже это начало говорит о содержании стихотворения. В нем Маяковский не намерен петь дифирамбы революции. Несмотря на то, что революцию поэт принял сразу и безоглядно, словно захлестнувшую мир свежую стихию, он не может не замечать недостатков вокруг себя. Пережитки прошлого мира и злокачественные новообразования настоящего не дают Маяковскому покоя. Он готов клеймить их позором и вскрывать негативные черты общества, словно скальпелем хирурга. Об этом и говорится в первых строках стихотворения. Не для прославления героев революционных лет оно создано. Оно призвано клеймить мерзости мещанства. «Дрянь пока что мало поредела», - говорит поэт в этом стихотворении. Он обличает обуржуазившихся в послереволюционные годы мещан, говорит о том, что даже буря революции не смогла с ними справиться. Хотя Маяковский надеялся на живительное и освежающее воздействие революционного движения:
Утихомирились бури революционныхлон.
Подернулась тиной советская мешанина.
Ивылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
Как ни надеялся Маяковский на революцию, советская действительность не была совершенной. И причина того проста: в новую жизнь пришли старые люди, не желающие менять принципы, образ жизни, привыкшие влачить существование. В пику им существовали революционеры - представители нового течения, но и они успокоились, завершив начатое. «Утихомирились бури революционных лон...», - говорит поэт в своем произведении.
Маяковский безжалостно бичует тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко многим проявлениям жизни, к искусству и красоте, абсолютно бездуховного.
Маяковский в своем стихотворении создает образы мещан, кругозор которых ограничен, и их первая жизненная радость - прибавка к жалованью. Маяковский настаивает на том, что мещанство - не социальное сословие, а лже-сословие. Образы мещан гротескно преувеличены. Характерной особенностью этого стихотворения является самораскрытие в мире мещан. Портрет Карла Маркса стал украшением жилища.
Характеристика «мрази», прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот, да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательщины быт. Скорее головы канарейкам сверните -чтоб коммунизм канарейками не был побит!»
И эти строки вновь подтверждают внутренний протест поэта и его лирического героя. Нежелание видеть в новом и близком к совершенному устройству мире старые беды.
Хотелось бы обратить внимание на последние строки стихотворения:
... головы канарейкам сверните -чтоб коммунизм канарейками не был побит!...
Слово «канарейка» обозначает всю ограниченность, всю пошлость образа жизни мещан. Оно призвано обобщить «портрет мещанина», за его границами - вся та бездуховность и то стремление к материальным ценностям, которые так презирал поэт. Канарейка как символ мещанства (птичка в клетке, поющая для развлечения оплывших жиром недр-людей), должна быть уничтожена. Иначе все эти «мрази» - мещане сведут «на нет» дело революции.
Таким образом, стихотворение «О дряни» пронизано пафосом борьбы с тем, что мешает становлению идеального социалистического общества. Маяковский в нем по казал те недостатки, которые заставляли его раз за разом действовать своими поэтическими методами. Сатирическое обличение Маяковского - это сильное, но, пожалуй, единственное средство, с помощью которого поэт пытался переустроить мир.